Меня предупредили, что в первый раз сюда бывает не очень легко добраться, дорога непростая и без приключений редко кто обходится. Мол, все потому, что когда человек едет в благодатное место, и его душа в этом месте получит что-то полезное, лукавый делает все, чтобы человек туда не попал. Так говорят старцы. Вот и у меня без приключений не обошлось…
По приезде обнаружил у машины погнутыми два колесных диска, а резина на них местами вспучилась фурункулами, которые водители именуют грыжами. Все, пропала резина. И как ехать обратно, ума не приложу. А ведь я еще и в храм не вошел, и к иконам не приложился.
А ехал я в Николо-Теребенский монастырь именно на праздник чудотворной иконы Теребенской Божией Матери.
Праздник этот берет свое начало с лета 1654 года. Тогда в Бежецком крае началась эпидемия моровой язвы, и жители, взяв в Теребенской обители иконы Святителя Николая и Тербенской Божьей Матери и поставив их в кафедральном соборе Воскресения Христова города Бежецка, три дня служили перед ними молебны. И эпидемия отступила. Икона же Теребенской Божией Матери с той поры стала почитаться как чудотворная. Празднование ей совершается 27 мая.
На этот праздник я и спешил тогда. И вот – бесы. Правда, в моем воображении они почему-то принимали образы чиновников Бежецкого и Максатинского районов, не умевших уследить за своими дорогами, и по этой причине я вынужден был вместо благоговейного поклонения святым иконам в поте лица работать баллонным ключом и домкратом. Рядом со мной гремел кувалдой, выправляя погнутые диски, еще один такой же бедолага. Возле него волновался батюшка, поминутно справляясь, смогут ли они с этакой поломкой отправиться в обратный путь. Да за такие дороги, думал я в сердцах, надо бы этих районных бесенят снимать без права впредь занимать административные должности!
Но зазвонили колокола. Священнослужители, встретив у монастырских ворот епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета, с молитвенным пением двинулись к храму. И ушла досада...
Душа уносилась куда-то ввысь, вслед за песнопениями. И все предшествующие несчастья показались незначительными, не заслуживающими внимания.
Пора в храм. Где уже выставлены для поклонения не только чудотворные иконы, но и ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. Где уже возносятся молитвы, а с хором воспитанников Перервинской Духовной семинарии сливаются голоса паломников и прихожан.
Не только иконой Теребенской Божией Матери славен этот монастырь. Прежде всего, чудотворной иконой Николая Угодника, которая в свое время сама же и указала место, где должно быть обители. Вообще, считается, что Николо-Теребенская обитель – третья по значению в мире из тех, что были построены в честь Николая Чудотворца.
История ее такова. В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее, на его взгляд, место, поставив у основания свой образ Николая Угодника. Но икона чудесным образом всякий раз оказывалась в другом месте. Обудков не стал противиться «указаниям сверху», и именно на том – указанном самим Угодником – месте и построил деревянную церковь. Вскоре около неё образовался монастырь. Деревянные церкви горели и заменялись каменными. Те разрушались и восстанавливались вновь. Монастырь рос, росла и слава его. В свое время в нем подвизались такие известные и почитаемые на Руси святые, как Нил Сорский и Александр Свирский. Сохранились до нашего времени пещерки с подземной часовней знаменитых заволжских старцев-отшельников.
Святитель же Николай продолжал творить чудеса. В смутное время обитель была разорена поляками. По прошествии смуты два инока Авраамий и Артемий, расчищая место под строительство, как они вначале полагали, часовни, неожиданно наткнулись на икону Святителя – ту самую, что указала помещику Обудкову место построения храма. Икона была цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели за 40 лет, пока она лежала в земле в гниющих руинах. И вместо часовни, которую поначалу иноки полагали поставить на развалинах монастыря, построили они в честь Чудотворца целый храм.
И опять возродилась Теребенская обитель. К чудотворному образу со всех краев тянулись богомольцы. Среди них были и нищие крестьяне, и богатые купцы и промышленники. Даже семья последнего русского царя Николая П бывала здесь. К росписи храмов приложили руку такие художники, как Алексей Венецианов и Виктор Васнецов. Кстати, за свои фрески Алексей Венецианов был даже награжден упряжкой лошадей. На клиросе в Никольском соборе пел Фёдор Шаляпин.
Кстати, с васнецовскими фресками уже в наши дни произошло еще одно чудо. Но об этом чуть позже.
До революции 1917 года обитель полностью содержала Тверскую духовную семинарию, делала отчисления Тверской епархии 20 000 рублей в год (для сравнения: корова стоила 5 рублей), помогала сиротам. В 20-х годах прошлого века монастырь закрыли.
При советской власти здесь было хранилище ядохимикатов, затем - склад готовой продукции и спортзал, потом в этом здании местный совхоз торговал курами. Но благочестивым жителям удалось сохранить свои чудотворные иконы. Восстановление древней Теребенской пустыни началось только в середине девяностых годов трудами иерея Геннадия по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. А в 2004 году обитель получила статус женского монастыря, настоятельницей которого была назначена монахиня Ольга (Назмутдинова), звавшаяся до пострига Татьяной и работавшая в Москве аудитором. Она да еще матушка Иоанна, бывший инженер-строитель, несколько послушниц да трудниц – вот и все насельницы монастыря. Первые пару лет здесь вообще жила одна матушка Ольга - и на клиросе пела, и снег чистила, и еду для паломников готовила, и за скотиной ухаживала. В 2005 г. она попала в серьёзную аварию, год пролежала в больнице, теперь с палочкой ходит, хромает.
Хозяйство у монастыря большое, и где бы двоим справиться, если бы не помощники. Весной на практику приезжают учащиеся Максатихинского профессионального училища. Охотно помогают сотрудники Калининской атомной электростанции — копают картошку, убирают мусор. Ну и, конечно, паломники.
Службы пока проводятся только в Благовещенском храме. Но постепенно трудами монахинь и их помощников с Божией помощью возрождается из запустения и Никольский собор. Именно в нем явили чудо обновления васнецовские фрески. Они вдруг начали проступать сначала отдельными фрагментами, потом - целыми композициями. Узнав об этом, в Николо-Теребенскую пустынь поспешили реставраторы. У них было свое объяснение чуду. Мол, когда-то давно в храме был ремонт, и новую штукатурку положили поверх старой. Но со временем этот новый слой начинает отваливаться, и теперь просто проявляются старые стены с росписями. Сочность же и яркость красок объясняется повышенной влажностью воздуха.
Сами фрески с таким объяснением не согласились и с отъездом реставраторов стали проявляться уже не только на штукатурке, но и на голой кирпичной стене.
«Объясните мне это, пожалуйста, - пытала матушка Ольга специалистов, когда те вернулись, чтобы зафиксировать происходящее. – На штукатурке мне понятно, там сохнет. А вот на кирпичах – это что такое?». Те ничего не сказали, улыбнулись только.
- Иконы у нас на самом деле удивительные, - рассказывала мать-игуменья одному из паломников, - очень теплые, согревающие душу. Самое большое чудо в том, что по молитвам у наших икон рождается много деток. В очередной раз, когда приезжает пара, у которой много лет нет детей, думаешь: «Господи! Неужели и им Ты дашь это счастье, и у них появится ребенок?». После первого посещения и молитвы к нам вновь приехали две пары с радостной вестью о том, что они ожидают своих первенцев. А до этого ждали: одна пара 13 лет, другая — 15. У нас даже родилась девочка в Ирландии. Родственники молились здесь, у нас. Первый год они приехали просто помолиться, а потом помогали ремонтировать храм. И вот так получилось, что их тетя в Ирландии родила долгожданную девочку.
А за трапезой матушка поведала, как один из паломников нанес на карту основные монастыри, соединил их линиями, и получилось, что Николо-Теребенская обитель оказалась на их пересечении. Выходило, что на этом месте пересекаются все духовные линии.
…Я уезжал из обители с душой светлой и радостной. С Божьей помощью, не спеша, с больными колесами добрался вначале до Максатихи, а потом и до Бежецка. Выдержали колесики, не подвели. А в Бежецке шиномонтажники за час выправили то, что натворили бесы вкупе с местными чиновниками и дорожниками. И стоило из-за того расстраиваться?
А с чудотворными теребенскими иконами мы еще свидимся.
С тех далеких времен, когда Бежецкий край чудесным образом был избавлен от моровой язвы, решено было ежегодно совершать крестный ход с чудотворными образами из Теребенской обители.
В 1990 году эта традиция возродилась. Она так и называется – Большой Бежецкий крестный ход. Сейчас это один из самых длительных крестных ходов - с 6 по 25 июля. Образы Теребенской Божией Матери и Святителя Николая за это время побывают во всех храмах и приходах Бежецкой епархии. Приложиться к ним придут тысячи верующих.
И никакие бесы уже не смогут этому помешать.
Александр Калинин
Специально для «Столетия»
|