Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7829]
- Аналитика [7278]
- Разное [2992]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 10
Пользователей: 1
Elena17

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2017 » Июль » 4 » ЗАКОН КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЗАИМОВЫРУЧКИ
    23:42
    ЗАКОН КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЗАИМОВЫРУЧКИ

    Замечательный материал о традициях деревенской взаимопомощи в Удмуртии. Это важнейший из ресурсов.


    Один в поле не воин!

    Традиция крестьянской взаимопомощи в наших краях многовековая, по-удмуртски она называется веме (по-русски - помочь). О том, как в удмуртских деревнях люди поддерживают друг друга во время срочных и важных работ, мы расспросили жителей деревень Глазовского района.

    От картошки к окрошке
    При посадке и уборке картофеля в деревне Кочишево на помощь приходят родственники и соседи. Часто картофель сажают на общем поле представители нескольких поколений одной большой семьи: пожилые родители и их взрослые дети со своими семьями. Они – хозяева будущего урожая. Им помогают дальние родственники из своей и соседних деревень, иногда приезжает родня из Глазова, приходят соседи. Все члены большой семьи, включая детей 6-8 лет, участвуют в работе. Дети бросают картофелины в лунки.

    В одной семье пришлось наблюдать такую картину. Посадив картофель в Кочишево, угостившись и пообедав прямо в поле, все вместе тут же отправились в деревню Большой Лудошур помогать сестре хозяйки. А в воскресенье поехали в Удмуртские Парзи на посадку картофеля ко второй сестре.
    Эти работы сопровождаются веселым общением и угощением помочан.

    - Как только копнули землю лопатой и посадили первую картофелину, хозяйке следует поднести работникам, в основном, конечно, мужчинам, по стопочке водки. Когда посажена половина поля, все идут на отдых. Люди сели отдыхать, хозяйка несет угощение – закусочку, водку. Без этого картошка не растет, - рассказывает моя знакомая.

    Выносят и безалкогольное питье - морс, компот. Отдохнув, снова берутся за лопаты и работают, пока не закончат все поле. После этого моют руки и идут в дом, где уже накрыт стол: окрошка, яйца в сливочном топленом масле, солености – свои заготовки, сваренное куриное мясо кусочками, колбаса. Потом подносят горячее, за ним чай со сладостями. Угощает старая хозяйка, которая не работала в поле, ей помогают близкие родственницы. Гости - участники работ - благодарят хозяев и постепенно расходятся по домам.

    Осенью по той же схеме происходит копка картофеля. Отличие в угощении в том, что весной обычно первым блюдом служит окрошка, а осенью - обязательно горячий суп.

    Косари с улицы Полевой
    Следующий вид работ – сенокос. Сегодня в деревне косят с помощью трактора и навесной косилки. Помощь бывает нужна тогда, когда держат корову, так как надо заготовить много сена. Если держат только овец, обычно справляются силами своей семьи. В упоминаемой мною семье хозяин, молодой мужчина, скашивает несколько участков – для себя и для сестры жены, живущей в соседней деревне Б. Лудошур и держащей корову. Пока другая сестра жены из Удмуртских Парзей держала корову, он косил и для нее. Гребут сено с помощью техники. Убирают все вместе - съезжаются родственники из трех деревень, грузят сено в телегу, прицепленную к трактору, везут к сеновалу и уже из телеги перегружают на сеновал вручную, вилами. Обычно всю эту работу выполняют только мужчины-родственники и соседи-друзья.

    Особенно дружно проводят веме, связанное с сенокосом, жители улицы Полевой в Кочишево. Постоянные участники работ – четыре семьи. Косят с помощью техники, которую нанимают, потом ворошат сено, гребут и убирают вручную, грузят-разгружают, на сеновал загружают, складывают.

    Соседи рассказывают:
    - Полевая улица помогает друг другу по-соседски. Это совместная безвозмездная помощь, чтобы лишние деньги не тратить. Помогли друг другу – вот и экономия. Потом вместе застолье устраивают. Твоей семье помогают – ты накрываешь стол. Потом другой семье помогают - они накрывают.

    Мама мыла раму
    Еще один вид веме называют корка миськон - мытье дома. Раньше, в 50-е годы прошлого века, в Кочишево женщины убирались последовательно в нескольких домах. Участницы - хозяйки домов и их родственницы, подруги-соседки. 83-летняя Фаина Павловна Михайлова вспоминает, что, бывало, мыла полы и стены сразу в 12 домах. Обязательной составляющей веме была баня, после которой садились за стол с картошкой, пареной калегой, кашей и кумышкой.
    В доме женщины мыли бревенчатые потолки и стены, терли дощатый пол порошком, который назывался дресва. Получали порошок из камня, с помощью которого топили бани по-черному. От долгого использования жженый камень начинал рассыпаться, крошиться, и его растирали в порошок. С помощью дресвы и голого твердого веника доски пола натирали добела, а потом уже мыли тряпкой.

    Сегодня поочередное проведение веме в Кочишево уже не практикуют. Лишь в одной кочишевской семье, где хозяйка по состоянию здоровья и в силу возраста (72 года) не может мыть полы самостоятельно, мы наблюдали этот обычай. Генеральная уборка здесь еще и повод для встречи родственниц – городских и деревенских.

    Женщины улыбаются:
    - У других-то уже по-современному, а в нашем доме стены бревенчатые, без обоев.
    За неделю до Пасхи дочери хозяйки приглашают помощниц. В общей сложности собирается семь человек. Уборка идет дружно и весело, с шутками, смехом. Сначала моют зал, делают перерыв, потом принимаются за кухню и прихожую. Затем всех помощниц обязательно угощают: «Что есть, всё на стол!», а через неделю после корка миськон приглашают в гости на Пасху – в благодарность за помощь. Женщины на этот раз приходят с мужьями, с внуками, а хозяйки дома пекут для них перепечи, табани, ставят на стол крашеные яйца.

    По рюмочке, по маленькой
    Обычай веме корка миськон существовал и в других деревнях Глазовского района. Елена Вениаминовна Корепанова вспоминает, как в конце 1960-х годов в деревне Бозино, которая располагалась рядом с деревней Золотарево, терли некрашеные потолки.

    - Мыли всё в доме, даже посуду. Я была девочкой, мыла досочки разделочные. По ходу работы женщины выпивали рюмочку. Когда все было сделано, шли в баню, потом ели табани.

    Во второй половине 1940-х годов Александра Кузьмовна Поз-деева ходила помогать мыть дом перед Пасхой из деревни Б. Лудошур, куда она вышла замуж, к своим родителям в Котнырево. С 1960-х годов, когда семья переехала в частный дом в Глазове, и до 2000-х годов каждую весну, до Пасхи, Александре Кузьмовне помогали делать генеральную уборку с мытьем потолка дочери, снохи и две-три дальние родственницы.

    Как видим, вместе с жителями села обычай взаимопомощи «переехал» в Глазов. Кроме совместного мытья дома, в городе до конца 1980-х годов сохранялась «родственная» обработка общих картофельных полей.

    Режьте, братцы, режьте!
    В семидесятые-восьмидесятые годы силами родственников большой семьи проводили сенокос и закалывали скотину. До сегодняшнего дня в деревнях поздней осенью проводят веме по ощипыванию гусей (зазег вандон). Фаина Павловна Михайлова из Кочишево вспоминает 1950-е годы:

    - На зазег вандон и я звала, и меня приглашали. Гусей ощипывали и потрошили по 10-15 голов. Угощали, стол накрывали. Это была безвозмездная помощь родным и близким.
    Зарезанных гусей несут в баню. Ощипывают с помощью горячей воды, но чаще горячего пара. Одни руки могут вытерпеть самое большее трех гусей. Во время работы обычно в шуточной форме намекают хозяйке, что надо бы немножко выпить: «…что-то горло пересохло». Веме проходит празднично. Хозяйка накрывает стол, подает закуски и обязательно что-нибудь горячее.

    Соседи также помогают друг другу резать домашних животных. Делают это в ноябре, по морозу. Режут скотину - бычка или поросенка - только самые ближние соседи, мужчины. Человека, имеющего большой опыт, слывущего специалистом в этом деле, зовут многие жители деревни. Когда работа сделана, помощников угощают.

    Овдовевшим женщинам помогали и помогают всегда. Родственники приходят к ним сажать и копать картофель, готовить на зиму сено, пахать огород. Сами женщины, в свою очередь, тоже участвуют в помочах у родственников.

    Кормильцы
    У северных удмуртов раньше бытовал обычай женской взаимопомощи, связанный с рождением ребенка. Родившей женщине помогали едой. На второй-третий день после того, как молодая мама приедет из роддома домой, ей несли шанежки целыми корзинками. Несли кумовья, родственницы, соседи. Оставались пить чай, но долго не засиживались. Так помогали роженице, пока она была слабой после родов, и ей тяжело было готовить, кормить семью. Главной целью визита была именно помощь, поддержка. В деревне Золотарево в 1960-80-е годы соблюдение этого обычая считалось обязательным, изредка его можно встретить и в наши дни.

    Дом, который строили все

    Самым востребованным видом помочи считается совместное возведение дома.Дом в Кочишево, где сейчас живет Фаина Павловна Михайлова, подняли под крышу за один день:
    - Веме делали - корка пуктон - всей деревней. Было это в 1960-м году. Помогали строить бесплатно. Хозяева угощали.

    Как строили дома в деревне Большой Лудошур в середине 1950-х годов, рассказала Р.Я. Лихачева:
    - До веме сруб для дома рубили плотники. Бревна помечали топором римскими цифрами (I, II, III, IV, V), чтобы легче было складывать по порядку. За два-три дня до веме хозяева приглашали соседей, многочисленных родственников - близких и дальних.

    Участники собирались ранним утром. Руководил работой хозяин или кто-то из приглашенных, у кого больше опыта в строительстве. Обговаривали детали – кто за что будет отвечать. Готовые срубленные и помеченные бревна мужчины по порядку подносили, поднимали и складывали на фундамент. Женщины становились вдоль будущих стен по 3-4 человека с каждой стороны и укладывали между бревнами мох, который подносили дети. Затем маленькими лопатками мох уплотняли.

    Обычно дома поднимали в теплую или жаркую погоду. Дети подавали работникам питье кувшинами или бидонами. Часть женщин вместе с хозяйкой готовила обед и накрывала столы прямо на улице или во дворе.

    После окончания работы, когда дом был поднят под крышу, все дружно садились за столы, пили деревенское неопьяняющее пиво, кумышку. Обязательно желали хозяевам здоровья и счастья в новом доме.

    Сегодня в Кочишево больше строят каменные дома. Как и раньше, устраивают веме, оказывая безвозмездную помощь родственникам и односельчанам.

    В одном известном нам случае хозяину помогали строить дом братья, соседи, зятья, повзрослевший сын. Во втором случае - когда поднимали конек, приглашали еще двух соседей. Обе семьи нанимали двух каменщиков. Помощникам работы тоже хватало: они замешивали раствор, подавали кирпичи. Специалистам платили деньгами. А своих только кормили, каменщиков тоже приглашали за стол вместе со всеми.
    Затем, по обычаю, помощников звали на новоселье.

    Источник: https://kr-znamya.ru/

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 1231 | Добавил: Elena17 | Теги: клуб развития территорий, сельское хозяйство, Самоуправление
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2031

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru