Город Колпино – мастерская Империи.
Он вырос из «пильной мельницы», работавшей на верфь, где строились корабли петровского флота. Город рос, росло и число промышленных предприятий на его территории: вот уже работает якорный завод, молотовый, цементный, кирпичный. Плавится и разливается по формам металл, тело города прорезают каналы, сооружаются плотины… Всё для Кронштадтского адмиралтейства! Местные, ижорские заводы долгое время именовались «адмиралтейскими». Колпино существует ради флота, и даже старейшие храмы тут строит Морское ведомство Российской империи.
Славный город! Великий город! Его заслуги перед отечеством очевидны. Здесь почтением окружали опытных мастеров и сведущих инженеров. Честный труд рабочего человека тут всегда ценили и уважали. Кроме, разве что, одного раза: в 1918 году большевики расстреляли здесь безоружных рабочих. Их просто оставили без хлеба, и когда пролетарии, оказавшиеся лицом к лицу с угрозой голода, осмелились роптать, на их слова, выражавшие недовольство, революционная власть ответила пулями.
Колпино – город воинской славы, здесь в годы Великой Отечественной войны шли страшные бои. Но одновременно это еще и город-свидетель, которому есть что вспомнить о зверствах советской эпохи.
Тем не менее, до недавнего времени тут сохранялся полный объем алой топонимики: улицы и проезды носили имена «творцов нового мира». Тут и традиционные Маркс с Ленин’ом, да не к ночи будут помянуты, и Октябрь, и Урицкий с Володарским. Как везде или почти везде по России, отколупнувшей лишь несколько самых страшных чешуек революционной коросты с улиц своих городов. Лицо страны остается изувеченным, и его излечение идет очень медленно. Слишком медленно!
Слава Богу, самых нелепых товарищей – террористов и чекистов (впрочем, я повторяюсь) — все-таки начинают сгонять с табличек с названиями улиц. И в Колпино это очищение сделало серьезный шаг вперед. Можно сказать, тут красный фронт прорван, одержана победа.
Лагерное шоссе стало Вознесенским шоссе. Что же, кому куда, но многим ли охота ехать в лагерь? Невеселое, знаете ли, место, и даже историческая память его оптимизмом не наполняет.
Улица Володарского превратилась в Адмиралтейскую улицу. Разумно и справедливо: с Адмиралтейском Колпино работало в вековой дружной спайке, а что доброго сделал городу тов. Володарский? Тот самый, который был комиссаром печати, пропаганды и агитации в Союзе коммун Северной области, и на этом посту руководил репрессиями в отношении оппозиционных газетчиков…
А улица Урицкого преобразилась в Соборную. Надо полагать, многим греет сердце новенький златоглавый городской собор Святой Троицы, возведенный восемь лет назад, чего о Моисее Соломоновиче Урицком, Председателе петроградской ЧК, не скажешь… Чем и кому греет сердце тов. Урицкий – вопрос, можно сказать, саркастический.
Правда, не все знают, что на Соборной улице стоял старый, екатерининский собор, он при большевиках потрудился в роли кинотеатра, а в 1958 году был заботливо разобран до основания… Новый-то как раз стоит на Володарского, только что сгинувшего. Православные соборы, они вообще скверно сочетаются с… революционерами.
Старый Колпинский собор, погубленный в 1958 году.
Кому-то товв. Володарский с Урицким были столь дороги, что споры о переименовании шли на протяжении двух десятилетий! Ох, непросто решался этот вопрос. Хотя инициатива, касающаяся переименования, имела вовсе не административный, верховой характер, а шла снизу, от колпинской общественности…
Но сейчас вопрос решен, и можно лишь благодарить за это Петербургского губернатора Г.С. Полтавченко.
Директор Музея истории ОАО «Ижорские заводы» Лариса Дмитриевна Бурим, почетный житель города Колпино, дала интервью по поводу сей славной перемены. По ее словам, «обязательно… надо вернуть старым магистралям, по возможности все исторические названия, для того, чтобы молодое поколение колпинцев, наши дети, наши внуки знали не только… советскую историю нашего города… но и более раннюю. Давайте подумаем, особенно я призываю молодежь: все ли знают, что настоящее имя Володарского – Моисей Маркович Гольдштейн, все ли вспомнят, ради каких идеалов жил этот человек и какие жертвы русский народ понес во имя идеалов Моисея Соломоновича Урицкого и Моисея Марковича Володарского…»
Казалось бы, всё расставлено по своим местам. Но один вопрос все же остается: в Колпине существует улица, носящая имя Ленина. Вот зачем ей такое имя?
Евгения Крестинина |