Вложения России в государственные облигации США достигли рекордного размера за 2,5 года. Этот показатель неизменно увеличивается с декабря прошлого года.
Крупнейшими держателями американских облигаций являются Япония ($1,11 трлн) и КНР ($1,10 трлн). За ними следуют Ирландия, Бразилия, Каймановы острова, Швейцария и Великобритания.
Совокупные вложения всех стран в американские облигации на конец мая составили $6,12 трлн.
В конце прошлого года Китай и Япония значительно сократили вложения в американские облигации. Bloomberg объяснял это в том числе и опасениями, что при президенте Дональде Трампе вырастут инфляция и дефицит бюджета. Однако к середине года Пекин и Токио продолжили вкладывать деньги в госдолг США.
Статистика Минфина США отражает портфель американских госбумаг, принадлежащий резидентам России, а это не только денежные власти (Центробанк), но и, например, российские коммерческие банки. Разбивки по статусу таких держателей Минфин США не дает. Но сейчас доходность 10-летних казначейских бумаг США составляет 2,27% годовых — при таких низких доходностях эти бумаги не слишком привлекательны для коммерческих институтов.
Резервы Банка России в иностранной валюте в мае увеличились на $4 млрд, до $326,7 млрд, показывают данные ЦБ. Примерно на такую же сумму увеличилось и владение российскими резидентами гособлигаций США. Всего за первое полугодие 2017 года валютные резервы ЦБ (не считая золота и счета Банка России в МВФ) выросли на $25,6 млрд.
По закону о Центральном банке РФ одна из функций Банка России — «эффективное управление золотовалютными резервами». При этом в составе международных резервов ЦБ есть часть средств, которая фактически принадлежит Минфину России. Это средства суверенных фондов (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) на счетах в ЦБ, а также средства на отдельном счете по зачислению дополнительных нефтегазовых доходов в иностранной валюте (Минфин с февраля 2017 года проводит операции по покупке валюты на нефтегазовые сверхдоходы и аккумулирует эту валюту на едином счете федерального бюджета). По расчетам РБК, Минфин на 1 июня 2017 года держал на долларовых счетах в ЦБ до $31,6 млрд (это $7,6 млрд средств Резервного фонда, $19,4 млрд средств ФНБ и $4,5 млрд на счете по зачислению нефтегазовых дополнительных доходов, если предположить, что Минфин с февраля покупал только доллары).
На практике ЦБ может покупать казначейские облигации США как на «собственные» резервы, так и на валютные средства Минфина, поскольку у последнего нет собственного торгового деска. При этом покупки или продажи американских госбумаг могут осуществляться автоматически в соответствии с инвестиционными декларациями Резервного фонда и ФНБ (например, чтобы поддержать нормативную валютную структуру суверенных фондов или иные нормативы).
Автор: Артем Филипенок, Иван Ткачёв.
РБК
http://www.rbc.ru/ |