На протяжении почти векового существования Русского Обще-Воинского Союза не умолкают голоса всевозможных «критиков» и «хоронителей». С самого первого дня справа и слева звучали злобные выпады тех, кому претила беспартийность русского воинства в изгнании, верность Союза одной лишь России, не размениваемой ни на какие «ориентации». От Милюкова до крайних монархистов неустанно звучали огульные обвинения во всевозможных «грехах».
Первым ответил поэт-мученик Иван Савин: «Когда я слышу неодобрительный отзыв о Белом движении, — я знаю, что лицо, этот взгляд высказывающее, никогда в руки свои винтовки не возьмет, никогда не отдаст просто и прекрасно своей жизни за Россию так, как это сделали десятки тысяч незаметных героев на всех противобольшевистских фронтах. Ибо и трус может критиковать героя и высказывать мудрые — и то не всегда — мысли задним числом, но любовь к своей стране и народу запечатлеть смертью может только герой. Ибо болтовня есть болтовня, а жертва есть жертва. Поэтому оскорбляют слух и сердце факты, когда самовольная болтовня моральных и политических дезертиров ставится выше безмолвной жертвы.»
О вторых горько отозвался рыцарь Монархии генерал Дитерихс: «Все те, кто называет себя ныне монархистами, причисляют себя к таковым не по исповеданию принципов, понятий и религии монархизма, как идеологически мощного, объединяющего массу, общественность, государство – начал, а лишь по форме, по внешним осязаемым материальным проявлением его. При этом форма и внешность обращаются ими в сущность, исчерпывая всю содержимость их монархического чемодана. Отсюда понятие ими идеи возрождения в России монархизма является для них только в формально-аксессуарном восстановлении трона, возведении на него того или другого из Романовичей, занятие при троне определенного придворного или административного положения и приведение всех прочих граждан России к "поднози трона" путем тех же чекистских мероприятий, изменив лишь название органов: охранка, жандармерия, гвардия и так далее. Вот, мне кажется, весь запас их идеологии и все их мировоззрение на монархизм вообще и в частности – на современные задачи монархического объединения и движения. Такой идеологией предполагается победить мировое большевицкое движение и дать России мир и благоденствие, а себе… Этих взглядов и понятий я не разделяю, а потому к современному монархическому движению примкнуть не могу, какое бы имя не выдвигалось, как претендующее на трон, или для возглавления объединения и движения. После осатаневшего всем чесночного духа, конечно, русского человека можно увлечь любым другим. Поэтому в ходе нашей смуты от современного монархического движения я предвижу, быть может, в недалеком будущем, появление Шуйских, Самозванцев, Петров, Тушинских воров, но не национальной работы. Как таковое, оно столь же вредно, как и работа большевиков, но, по-видимому, это движение неизбежно».
Так уж сложилось изначально, что именно РОВС сохранял в эмиграции ту срединную линию, тот царский путь, которым только и возможно вызволить наше Отечество из того морока, в котором существует оно уже целый век.
РОВ-Союз отрицал всякую партийность, сражался против большевизма и во имя национальной России словом и делом, воспитывал молодую смену на воинских курсах и вёл широкую просветительскую работу… Казалось бы, в изгнании, в отсутствии материальных средств кто мог бы сделать больше? Но не кого-нибудь, а генерала Миллера, злодейски убитого большевиками, не уставали обвинять в «бездеятельности». Обвиняли в том числе и соратники по Союзу. Некоторые из них отделялись и создавали свои организации, идеология которых неизменно уходила от центральной линии в маргинальные, сомнительные уклоны. Судьба большинства из них оказалась довольно краткой, и благих плодов для Русского Дела им не суждено было принести.
Всем уходящим и критикующим ответил в ту пору профессор Даватц: «…Армия, которую мы любим, стала идеей: но не безжизненной и абстрактной. (…) РОВС есть отражение этой Армии. Слабое, несовершенное, – но всё же отражение; эмбрион, который должен вырасти; кристалл, который должен обрасти кристаллами. На этом остове мы должны упражнять свою готовность к подчинению, укреплять свою любовь к боевому товариществу, выращивать свою волю к жертвам. РОВС не есть цель, но есть единственный путь.
Пусть не всё нравится нам в этой организации. Во имя светлого прошлого и ещё более светлого будущего – как радостно подавить своё недовольство. Но если оно растёт, если пути РОВС кажутся нам неправильными – как легко и просто разорвать те путы, которые нам стали тяжелы и уйти в «свободную жизнь», предаться «свободному политическому творчеству»: ведь никто нас не держит! В РОВСе нет принудительной удерживающей силы. Даже больше: уход из РОВСа никем не рассматривается, как поступок позорный и несовместимый с офицерской честью, подобно тому, как не позорно уйти в другую часть или выйти в отставку.
Но позорно взрывать собственную организацию. Позорно уйти из неё, вылив ушаты грязи на недавних соратников. Позорно выйти из кабинета начальника, хлопнуть безнаказанно дверью и также безнаказанно обругать его непечатными словами. (…)
Но и просто «уход» – за который никто не будет осуждён – не так прост; в решительный момент что-то хватает за сердце, что-то сжимает горло. Кажется, уже забыто давно, что РОВС существует. Жили свободно, без стеснений. Ходили, куда хотели, думали, как хотели, смеялись, над кем хотели.
Но вот пришёл момент, когда чья-то подпись освобождает от тех обязательств, от которых давно уже освободились.
– Вы хотите «предрешать»? Пожалуйста. Вы увлеклись «советскими достижениями» и политической пропагандой? Ваше дело. Вы хотите смеяться над «игрой в солдатики»? Смейтесь на здоровье. Только одно: мы не считаем вас своими.
И вот это «одно» вдруг приобретает значение. В этой подписи человека, который совершенно бессилен заставить вас не только идти в атаку, но прийти к нему для объяснения – вдруг чувствуется какая-то тяжёлая обида, какое-то глубокое оскорбление. (…)
Но если это так, если и для тех, кто давно порвал с нами, уходить от нас не так-то легко, не значит ли это, что организация наша не миф и не красивая легенда?..»
Десятилетия прошли, а слова эти не утратили своей актуальности. Да, когда-то многотысячная организация сегодня составляет узкий круг единомышленников. Да, давно уже не приходится говорить о том, что РОВС станет основой новой Русской Армии. Однако, в идейном плане, в магистральном направлении ровным счётом ничего не изменилось.
Некогда генерал П.Н. Шатилов указывал: «Р.О.В. Союз – это нищие рыцари, ставящие целью (…) непрестанную борьбу с захватчиками России.
Р.О.В. Союз – это неисчерпаемый источник жертвенности для приложения своих сил в борьбе за спасение России (…).
Эта жизнь, как жизнь каждого организма, выявляется в самых разнообразных проявлениях. РОВС имеет в этой жизни и духовную и физическую стороны.
Только в условиях непрестанной работы всех его органов возможно поддержание в РОВСе его жизненных сил.
Но нужно ли все это? Не является ли РОВС только обломком России и того жертвенного порыва к борьбе за ее освобождение, который не дал родной земле окончательного успеха? Не следует ли считать, что Белая борьба отошла на страницы истории и что РОВС является лишь ликвидационной организацией, которая должна постепенно свести на нет все то, что морально и физически осталось после «великого исхода»? Не рождаются ли другие силы, которые, в связи с побеждающими во многих государствах новыми течениями, в корне перестраивающими всю их государственную жизнь, – должны прийти на смену тому Белому Движению, реальным представителем которого является РОВС?
Ответ на эти вопросы и совершенно искренний, без всяких колебаний, мы даём абсолютно определенный – нет».
В постсоветской России, как грибы после дождя, возникли всевозможные организации «белого» и «монархического» толка. В большом проценте странные это, говоря мягко, организации… Одни вопреки заветам белых вождей, сражавшихся за «единую и неделимую Россию», готовы поддержать любой сепаратизм, любую либеральную русофобию с заокеанской пропиской – лишь бы (якобы) «против большевиков». Другие готовы «поженить» монархию и сталинизм, клеймя при этом «генералов-предателей». Третьи благополучно изгибаются вместе с руководящей и направляющей линией: партия сказала - повесим доску «белому герою»; партия передумала - снимем доску «белому бандиту». Среди пестроты всевозможных уклонов и ересей, вскармливаемых как «родными» спецслужбами, так и заграничными, а подчас размножающихся самостоятельно ввиду духовного одичания общества – остаётся наперекор всему единственный светильник. Русский Обще-Воинский Союз. Одинокий маяк среди бушующей пучины.
РОВС – бессменный Часовой Белой Идеи. Не идущий ни на какие компромиссы ни с большевистскими последышами в РФ, какими бы лозунгами «примирения и согласия» не прикрывались они, ни с внешними врагами национальной России, которые борются всегда именно с ней, а не с какими бы то ни было «режимами». Эту линию особенно чётко сформулировал на сломе эпох поручик В.В. Гранитов.
Начиная с перестроечных времен, когда многие были охвачены эйфорией, и вплоть до своей кончины Владимир Владимирович предупреждал:
«Горбачев, безусловно, имеет шанс вписать свое имя в историю, но вряд ли освобождение России является его истинной целью. Если же он будет продолжать половинчатые реформы и затем захочет остановиться на каком-то социалистическом рубеже, то без борьбы, а может быть и общего взрыва дело не обойдётся. А взрыв это то, что меньше всего можно желать, т.к. он неизбежно приведет к огромному кровопролитию, общему разорению и хаосу и, как следствие, к страшному голоду. А разорённая страна может стать легкой добычей для сильных мира сего. На основании нашего горького опыта, мы знаем, что у России в свободном мире искренних друзей нет и, что «помощь» Запада может привести к полному расчленению России. Об этой опасности мы должны неустанно предупреждать русских людей в Советском Союзе, т.к. многие среди них верят в поддержку демократического Запада. Только Армия может спасти от взрыва, взяв власть в свои руки, и только она может быть гарантией от иностранного вмешательства. Об этом также необходимо говорить и писать».
«Идея раздела России и сведения ее частей на роль второстепенных государств всегда была мечтой не только самостийников и отъявленных русофобов, но и многих западных политиков. Желание избавиться от могущественного экономического конкурента вполне понятно, но западная пресса сегодня открыто обсуждает необходимость сведения России на роль сырьевого придатка к западной экономике. И это осуществляется в России не столько путем дипломатического давления, как по прямой западной указке людьми, носящими русские фамилии.
Эти две силы — советская партократия и мировая закулиса, действующие сейчас, как союзники, представляют смертельную угрозу дальнейшей судьбе нашего Отечества. Для преодоления этой опасности необходима консолидация здоровых сил всего народа и, в первую очередь, избавление его от влияния коммунистов. Поэтому примирение с коммунистами для нас, Белых, недопустимо, как прямая измена Белому делу. Коммунизм должен быть осужден в России, как безбожная антинародная идеология, а активные коммунистические деятели лишены права баллотироваться на ответственные государственные должности. Проведение такого осуждения коммунизма требует предварительного возрождения национального сознания в нашем народе и его морального и духовного возрождения. Способствовать этому возрождению всеми силами, является сегодня главнейшей задачей Белого Зарубежья и личным долгом каждого из нас».
«Сегодня нам нужно четко отличать тех, кто борется за возрождение России, от тех, кто борется за возрождение Советского Союза. С последним и нам не по пути. Основной идеей РОВСа было и есть не борьба за политическую власть, а идея служения России».
Сохранять в чистоте Белую Идею – миссия глубоко ответственная, по существу, святая – перед Россией. Это служение требует полной самоотдачи в деле, абсолютной взвешенности каждого слова. Да, в нынешнем положении нет возможности развернуть той огромной работы, что велась в лучшие для Союза годы. Но основные направления и теперь неизменны: бережное сохранение традиций РИА, которые Бог даст да будут востребованы, просветительская деятельность, а, когда необходимо, защита русских интересов с оружием в руках. То, что ни одно из указанных направлений не кануло в лету, лучшим образом свидетельствует о том, что «борьба продолжается», а РОВС существует вопреки многочисленным объявлениям об обратном. Таких объявлений в истории Союза было немало. Но те организации, что были особенно щедры на них, давно приказали долго жить. А РОВС и ныне вопреки всему остаётся центром Белого Движения, лакмусом и мерилом Белой Идеи. И уже самим фактом своего существования и неколебимой верности этой Идее навлекает на себя всевозможные молнии с разных сторон, подобно одинокому дереву, высящемуся на юру.
Быть маяком, хранить светоч, зажжённый в кубанских степях первыми Добровольцами, и есть, пожалуй, главная задача, миссия РОВС. Быть солью бело-монархического движения. Той самой, о которой сказано: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф.5:13).
Е.С. |