Вступление
Преп. Сергий Радонежский с животными
Мiр, созданный Богом, являет собой для нас в каждой своей песчинке и капле множество "программной" информации – не просто физическо-химической, о его строении, о заложенных в нем законах, которые человек открывает и может использовать (как в добро, так и в зло). В устройстве мiра нам открывается и духовная информация, духовные законы, которым мы в своем отношении к мiру призваны следовать – и тогда обретаем должный смысл нашей жизни и жизнь вечную, или же, если не желаем им следовать, – идем по пути смерти («Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти». – Иер. 21:8).
Один из таких духовных законов выражен в словах Священного Писания: «кроткие наследуют землю и насладятся множеством мiра» (Пс. 36: 9-11). В Новом Завете Господь подтвердил это в Нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». (Мф. 5:5). Надвигающая экологическая катастрофа в глобальном масштабе – прямое следствие невыполнения человечеством этого закона и посягательства на вмешательство в строение мiра, что, впрочем, предсказано в картинах того же Священного Писания относительно апокалипсических катаклизмов последних времен.
Этот закон в еще более наглядном виде отражается в нашем отношении к живому мiру, поскольку жизнь – от растений до животных – это уже более близкая человеку часть мiроздания, касающаяся его нравственного мiра. Ведь если в строении неживой материи хотя и заложена идеальная "программа" (стройные законы строения вещества, всемiрного тяготения и т.п.), но она статична, при этом сама материя не усложняется, а подчиненна закону энтропии, тогда как в живом мiре заложенная Богом "программа" – развивающаяся, усложняющаяся, она представляет собой некий внутренний живой двигатель, особенный для каждого растения и животного, которые в этом сходны и с человеческим организмом, напоминая нам о рождении и смерти (такие сравнения содержатся во многих священных и богослужебных текстах). И потому всё живое вызывает к себе уважение человека, духовный человек всё живое жалеет, он не сорвет зря цветок, не растопчет муравья, не срубит напрасно дерево.
Тем более к человеку имеет отношение мiр животных, обладающих некоей организованной и даже психической жизнью. У всего, что создано Богом, должна быть какая-то цель. Думается, для того Господь и создал животных, и потом спас их вместе с Ноем от потопа, чтобы они не только служили человеку в хозяйственном смысле, но и являли образцы неких принципов и качеств: например, красоты (например у птиц пение и их расцветка), жертвенной заботы о потомстве (большинство животных), трудолюбия (пчелы), верности (собаки, лошади и др.). В книге Притч говорится: «пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена» (Притч 6:6-8). А после грехопадения назначение некоторых животных – чтобы "от обратного" давать предостерегающие примеры качеств недолжных: агрессивности, смертоносности, внешней отвратительности впоть до человекообразного неприличия (кривляние обезьяны).
Высокоорганизованные животные имеют много качеств, схожих с человеческими: они страдают, обижаются, завидуют, ревнуют, чувствуют вою вину, способны к любви и самопожертвованию (причем иногда животные ведут себя лучше людей). Примечательно, что у собак и кошек разный характер, очень индивидуальный, некоторые могут чувствовать, когда хозяину плохо, и "утешают" его своей лаской. Иногда можно видеть, как животные ощущают человеческую молитву, собака или кошка может лечь рядом и таким образом в ней как бы "участвовать". Вспоминается Псалтирь: «Всякое дыхание хвалит Господа» (Пс. 150:6).
"Kрестный ход" с кошками на Валааме
Соответственно и отношение людей к животным несомненно имеет нравственное значение: от сострадания, заботы, ответственности за них – до безответственности, бездушия, жестокости и даже живодерского садизма (клиническое проявление сатанического "удовольствия" от зла). Можно сказать, что в отношении к животным – один из критериев нашей человечности, духовности. Мiр во зле лежит – по вине человека, который своим грехопадением нарушил мiровую гармонию и впустил в мiр зло, животные в этом мiре страдают по вине человека в укор нам, и мы как виновники и ответственные за них должны им сочувствовать и облегчать их страдания, а не увеличивать. (Возможно, в этом еще одна промыслительная причина того, для чего Бог создал животных.)
Поэтому естественно, что у цивилизованных народов отношение к ним регламентируется писаными и неписаными правилами. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:10)
В наше время всеобщего нарастания греха и зла в человечестве от него страдают и т.н. "братья наши меньшие" (по распространенному, но неточному выражению Есенина, ибо в Евангелии это относится к людям: Мф. 25:40). И это требует их особенной защиты от разрушительной "цивилизации": не только как чьего-то имущества, но и как живых существ. В западных странах давно активны защитники животных, добивающиеся гуманного к ним отношения (порою даже более активно, чем гуманного отношения к людям). Сейчас и в РФ нарастают требования нравственно обезпокоенных граждан ужесточить законы о жестоком отношении к животным, в Государственной Думе уже давно лежит без движения соответствующий закон, за который в обществе идет борьба.
Мне хотелось бы внести в понимание этой проблемы свой вклад данным материалом – подборкой текстов разных авторов из православных публикаций.
М.В. Назаров
+ + +
Попадут ли животные в вечность?
…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала: «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мiре». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?
Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.
Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?
Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мiр находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.
[Поскольку человек – "венец природы" в том смысле, что именно его Бог сотворил "по своему образу и подобию", он господин над тварным мiром, "царь природы", поэтому его] грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мiроздания. Повредился человек, повредился весь мiр… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по безконечным безпутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).
В мiр вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мiра подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.
И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мiра. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» (Ис. Гл. 11).
И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мiра стало пришествие в наш мiр Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мiроздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мiра нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…
Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мiре, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мiроздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мiре каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…
Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.
Преп. Герман Аляскинский
Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому мiру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, – сила невинного состояния первого человека».
Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «…В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».
Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…
Сложнее тема вечной судьбы животных. Безсмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..
Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).
Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».
А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и безсмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».
О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике "Догматика Православной Церкви" преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…».
Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.
Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.
Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с безсмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мiре…
Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мiровую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше – растительная, затем – животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мiра», растворяются в своем первичном субстрате. «А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, – это по смерти» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мiровой собаки"».
Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.
Священник Константин Пархоменко
https://azbyka.ru/parkhomenko/popadut-li-zhivotnye-v-vechnost.html
Можно ли молиться о животном?
Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мiра. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и безсловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что животные находятся под охраной Творца: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс. 35:7). У Господа не забыта даже малая птица (Лк. 12:6). Бог питает их: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые <...> Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх. 23:10-12). Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12:10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др.
Св. Герасим
Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем. Существует "Молитва на благословение стада": «Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякие твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя) и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящы, и избави е от насилия диавола, и от иноплеменник, и от всякого навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительного недуга: огради е святыми ангелы Твоими, всякую немощь, всякую зависть, и искушение, чаровства же и волшебства, от действа находящыя диавольского, отгоняя от него: яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно , и во веки веков. Аминь» (Полный сборник молитв, СПб., 1914).
Наше внимание к животным, попечение о них не должны ни на минуту отвлекать наше нравственное сознание от главнейшей заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Бывает, что человек раздражается на людей, причиняет им обиды, а со своей собакой или кошкой всегда обращается ласково. Это говорит о ложном устроении духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Безсмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама» (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. Беседа 26.1).
Священник Афанасий Гумеров
http://www.pravoslavie.ru/6518.html
Их безсмертие в нашем безсмертии
Любой человек, имеющий животное, может многое рассказать о своем любимце, например, о том, с какой искренней и неподдельной радостью встречает он вернувшегося домой хозяина, задолго чувствуя его приближение. Часто можно услышать фразу, что домашние животные преданнее, чем многие люди, ведь они не разлюбят, не предадут, не уйдут к другому… Животное привязано к человеку не за что-то, а просто так. А чем платит человек за такую преданность и любовь к себе?
Беззащитность и безответность. Эти две характеристики животного мiра по отношению к мiру человеческому для меня всегда были определяющими. Как бы ни был силен и хитер любой хищник, человек, имея оружие, изобретая все более совершенные способы поимки и убийства, всегда окажется сильнее, хитрее и коварнее. А значит, зверь всегда беззащитен перед жестоким «царем природы». И как бы животное ни защищалось от жестокости человека, как бы ему ни хотелось постоять за себя и своих детенышей, с той же силой и хитростью зверь человеку ответить не может. Все равно это будет не честный поединок равных, а подлое убийство или позорное избиение более сильным менее сильного.
А действительно, лежит ли на человеке ответственность за «братьев наших меньших»? Или это всего лишь красивая метафора, которой мы обязаны поэтическому таланту Есенина? Мы привыкли, что христианство говорит в основном о человеке, о его преображении, спасении, а животный мiр, вроде бы, оставляет в стороне. На первый взгляд, это как бы не входит в сферу интересов Церкви. Но так ли это на самом деле?
Уже в первых строках Библии, после рассказа о сотворении мiра и его обитателей, дана исчерпывающая характеристика отношений человека и животных. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26).
Адам в Раю дает имена животным
Далее происходит еще более поразительное событие, которое, к сожалению, остается практически незамеченным и непонятым современным читателем Священного Писания. Бог приводит к человеку всех живых существ и предлагает назвать их. Почему же Творец всего Сам не дал имена Своим «произведениям»? Дело в том, что наречение имени – это символ обладания и господства над тем, чему ты даешь имя. Не столько внешнего, сколько внутреннего – проникновения в саму суть этой вещи, знание всех ее тайн как со-творец, как господин, владыка и царь. Первые читатели Библии прекрасно знали, что означает наречение имени, и это место красноречивее всех слов говорило им о том, что человек – это действительно царь природы.
Итак, именно человек был поставлен Богом владыкой, царем над всем земным тварным мiром. И до тех пор, пока человек оставался в послушании своему Создателю, он жил в согласии и взаимопонимании с врученной ему природой. Но люди, впервые реализовав свою свободу против воли Бога, захотев быть равными Ему, добровольно отпали от Него, и вся природа также лишилась благодати богообщения. Грех и вина царя и владыки заразил всех его невинных поданных. Но почему? Нарушил-то запрет человек, причем же здесь вся природа? Где справедливость?
Почти все церковные авторы, говоря на эту тему, отмечали, что человек – существо уникальное. Из всех живых существ, которым Господь дал жизнь, только человек соединяет в себе две природы — нетварную, Божественную, и сотворенную. С одной стороны, он взят, как говорит Библия, «из праха земного». Но, с другой, Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни». Это дыхание называется Духом Святым, неотмiрной частичкой человека, которая соединяет его с Творцом. Поэтому Божий замысел о человеке был особый: с помощью этой нетварной частички в себе постепенно идя к Богу, в итоге обожить, привести к стопам Господа весь тварный мiр, всю природу.
Но после того, как человек пошел против Творца, на свете не осталось ни одного сотворенного существа, способного привести этот Божий замысел в исполнение, и природа остается как бы отученной от Господа. Безвинно. Точнее, по вине человека. Ведь из-за него прозвучали слова Господа, почему-то не страшные для нас, но страшные для всех остальных живых существ: «проклята земля за тебя…» (Быт. 3:7).
Можно ли преодолеть это «проклятие», эту отлученность всей природы от Бога? Две тысячи лет назад к людям пришел Спаситель – Бог, ставший человеком и преодолевший пропасть тысячелетнего отчуждения людей от Бога. А природа, животные? Изменились ли их отношения с Творцом? Да. И об этом однозначно свидетельствуют и Новый Завет и история Церкви.
В жизнеописаниях многих святых можно увидеть поразительную связь человека и животного, восстановление той первоначальной гармонии их отношений, которые были до грехопадения: дикие животные – медведи, львы – приходят к отшельникам и едят из их рук! Природа чувствует в таком человеке что-то особенное, отличающее его от других присущее в Раю первым людям полное устремление к Богу всеми силами своей души…
Преп. Серафим Саровский кормит медведя. Литография неизвестного художника 1860-1880 гг.
Именно о таких отношениях человека с животными писал апостол Павел: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:19-23). Твари (творения – славянск.), врученные нам Богом, с надеждой смотрят на нас, ожидая спасения от зла, причиненного им нашим прародителем и продолжающегося до сих пор. Именно от «сынов Божиих», то есть от всех нас зависит их судьба.
В Библии не сказано ни слова о посмертной судьбе животных. У Клайва Льюиса есть мысль о том, что душа животного безсмертна в той степени, в какой ее обезсмертит своей любовью человек, что «животные обретают безсмертие не сами по себе, а в безсмертии хозяев». Я думаю, это очень верная мысль. Христианство от начала до конца – свидетельство любви. Только она переходит с человеком в вечность. Но если это так, разве может исчезнуть моя любовь к моему любимому питомцу? Ведь и после его смерти я продолжаю его любить. Если душа человека безсмертна, то безсмертна и его любовь к кому бы то ни было!
Именно так и надо понимать слова апостола о надежде твари на освобождение «от рабства тлению». Ведь любовь – это, прежде всего, ответственность. Как царь отвечает за свой народ, так и человек отвечает за животных и всю тварную природу, которые Господь дал ему во владение. Животные освобождаются от «рабства тлению», только когда человек царствует действительно с любовью и ответственностью. Тогда природа реализуется в иерархии бытия, выполняет свое назначение. А об этом назначении мы уже говорили – служба человеку. Именно в этом смысл существования всего тварного мiра.
И последнее. Нужно ли человеку просить прощения у каждого невинно пострадавшего животного? Безусловно, душа у животных живая, но она лишена того «дыхания жизни», которое присуще только человеку. Поэтому зверь не сможет услышать нас, откликнуться, простить… Я бы посоветовал просить прощения у Бога. Ведь если Он дал нам власть над природой и животным мiром, то именно к Нему мы и должны нести свои переживания, а иногда даже и слезы, что не можем реализовать эту власть, выполнить свое царское предназначение. А нужно всего лишь позвать Его на помощь. Жаль только, что часто мы этого просто не хотим, нам кажется, что это так трудно – искать Бога. А нужно всего лишь позвать, а искать не нужно, ведь 2000 лет назад Он уже Сам нас нашел…
Священник Виталий Головатенко, настоятель храма во имя Poждeствa Пресвятой Богородиицы при Санкт-Петербургской консерватории
http://foma.ru/chelovek-tsar-ili-ubiytsa.html
"Святые животные"
Из беседы Людмилы Ильюниной с философом Татьяной Горичевой
… Наша православная традиция, в отличие от католической и протестантской жизненна. Потому что наши подвижники не столько рассуждали на эту тему, сколько исправляли греховное повреждение, греховное падение человека в отношении к животным. Они общались с животными на райском уровне. Как говорил Исаак Сирин: «Животные обоняют запах рая и идут к святым». У нас множество примеров в житиях святых, которые я привожу в своей книге с намеренно провокационным названием "Святые животные", того, как святые дружили с животными…
В лучших монастырях на деле хранят святоотеческую райскую традицию отношения к животным. Есть воспоминания о том, как св.прав. Иоанн Кронштадтский молился за страдающую скотинку, как многие наши старцы молились за тех животных, которые рядом с ними жили…
Животные служат святым, как они служили когда-то Адаму в раю. И, как пишут прп. Макарий Великий, прп. Симеон Новый Богослов в раю произошла ужасная катастрофа: после грехопадения человек стал вселять ужас во всю тварь. Прп. Макарий пишет, что после грехопадения даже воздух стал сжиматься – не хотел, чтобы человек им дышал, вода в реках не давала к себе подступить, животные хотели разорвать Адама и Еву. Но Господь по своему человеколюбию сказал: «Люди покидают рай, и вы за ними идите и служите дальше». И мы сейчас видим, что животные настолько трогательно служат людям, что даже спасают их от вымирания. Современная наука открыла, что собаки, обезьяны и прочие животные лечат от самых невероятных болезней. Детей от аутизма излечивает общение с лошадями, с собаками, с кошками. Недавно в Париже я была свидетельницей такой сенсации: несколько сот детей излечились за короткий срок от аутизма после общения с лошадками.
Общаясь с животными, человек может открыть те качества и свойства личности, которые он не может открыть другому человеку. Животные сохранили райскую непосредственность, или как говорил Ориген «в них остался след Бога». И мы, общаясь с животными, возвращаемся к райской непосредственности.
...Поэтому у нас есть чему у них поучиться: и терпению, и незлобивости, и простоте, и открытости, доверчивости. У меня, например, был пес, с которого я всегда старалась брать пример. Он такой был радостный, я такой радости не видела никогда в мiре. Еще Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал: «Любите животных Христос с ними прежде нашего. В них есть начало разума и веселия». Если они не очень болеют и не умирают, они радуются – они радуются встрече, им дорог человек и при этом у них нет нашего глупого человеческого рассудка – мы все время контролируем себя, в нашем поведению много, идущего от всяких "табу", цивилизационных запретов.
– Один из самых трудных с точки зрения богословия и с точки зрения сердечных переживаний остается вопрос о том, что с животными происходит после смерти? Что писали святые отцы на эту тему? Мы, общаясь с животными, видим, что у каждого из них есть свой характер, какие-то личностные особенности, что же все это уничтожается со смертью плоти?
– Во-первых, в Священном Писании у нас есть прообраз Царствия Небесного, к которому мы все стремимся. Это – Ноев Ковчег, где каждой твари по паре. Святые Отцы в вопросе о посмертной участи животных проявляли разномыслие. Этот вопрос догматически никак не закреплен. Но мне лично ближе те Отцы, которые думали, что «животные несут след Бога» и имеют право быть в раю. Мы ведь достоверно не знаем как устроен рай, и какое «отделение» там могут занимать животные. Но мы ведь знаем, что любовь не умирает, потому и любовь человека к животному не должна уничтожиться совсем после смерти.
«О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь», – когда мы видим Божью Матерь, держащую под своим покровом весь мiр – мы видим образ рая.
Еще одна икона рая есть у пророка Исайи, когда лев ляжет с ягненком, ребенок со змеей.
Е.И. Черкасова. Пророчество Исайи (Ис 11:6-9)
… наше спасение – это не спасение отдельное атома, который оторван от всего. Об этом много писал прп. Максим Исповедник, а из светских писателей наш Федор Михайлович Достоевский: «Всякий за все перед всеми виноват». Помните, в «Братьях Карамазовых»: «Простите птички!»
– В чем разница между «православной экологией» и «религией экологистов»? И нужно ли вообще православным сугубо заниматься экологией?
– Разница большая. Есть радикальный экологизм, который считает, что в природной катастрофе виновато христианство со своим антропоцентризмом. Человек поставлен в центр мiра и в гордыне своей уничтожает тварь. Но, как мы уже сказали, подлинное христианское, святоотеческое отношение к твари оно совсем другое. Мы все связаны друг с другом, через освящение всего мiра, мы только можем спастись.
Татьяна Горичева
https://azbyka.ru/svyatye-zhivotnye
+ + +
На Руси известны несколько святых, которые почитаются как покровители животных.
Власий Севастийский благословляет стадо коров. Фрагмент иконы XV в. Русский Музей
Святой Власий и в западной и в восточной христианской традиции считается покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей. В славянской народной традиции св. Власий – покровитель скота, представления о нем восходят к образу славянского скотьего бога Волоса. Соединение образов языческого божества и христианского святого в народном сознании, вероятно, способствовала звуковая близость их имён. С принятием христианства на Руси св. Власия назвали в народе «коровьим богом», а день его памяти – «коровьим праздником».
Первый храм на Руси, посвящённый святому Власию, был заложен Великим Князем Владимiром сразу после Крещения Руси на Подоле.
Другие святые – Флор и Лавр, почитавшиеся на Руси как покровители лошадей.
Чудо о Флоре и Лавре (конец XV в., Государственная Третьяковская галерея)
На 18/31 августа приходится праздник Флора и Лавра. В народном обычае в этот день к лошадям всегда относились по-особенному: не только не работали на лошадях, но и не седлали, не погоняли лошадей кнутом. Зато купали, украшали лентами, кормили досыта отборным овсом, угощали солеными горбушками и подводили лошадей к церкви для благословения.
Благословение на Куликовскую битву Князь Димитрий Донской получил от преп. Сергия Радонежского именно 18 августа в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. Конница в те времена была наиболее эффективным видом войск. Этим объясняется почитание этих святых мучеников на Руси после Куликовской победы, что выразилось в создании особой иконы "Чудо о Флоре и Лавре", на которой Архангел Михаил вручает поводья боевых коней Флору и Лавру.
Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете иконы: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство - лошадь» ("Два мира в древнерусской иконописи", 1916).
О "дискриминации животных"
На вопросы посетителей портала "Православие и современность" отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. (http://www.pravoslavie.ru/36838.html)
1. Я очень люблю, и всегда любила больше животных, чем людей. Они беззащитные, не способны мстить, у них нет злого умысла, при этом они любят нас… Скажите, что происходит после смерти животного? Есть ли у них рай или ад? Почему нельзя прийти в храм и помолиться за них? Почему такая дискриминация? Почему у нас в стране такое отношение к животным? Почему дети бывают к ним жестоки? Когда я где-нибудь слышу, что пострадало животное, у меня сердце кровью обливается, я начинаю переживать, и наоборот, мне все равно, если это происходит с людьми. Человек грешен, значит, должен быть наказан, но за что и почему страдают животные?
Ответ: Для человека нормально и хорошо ― относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно ― любить животных больше, чем людей.
Однозначно ответить на вопрос, что происходит с животными после их смерти, мы не можем. Дело в том, что в Православной Церкви этот вопрос доктринально не разработан. В Священном Писании нет каких-то конкретных сведений о посмертной участи животных. Почему? ― Потому что Господь Сам, через Священное Писание и Предание, открывает людям то, что необходимо для их спасения. Мы можем быть уверены в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, обладает безсмертной душой, что мiр во всем его многообразии и красоте был создан Богом ради человека, что человек призван к Богообщению и в жизни земной, временной, и в жизни вечной…
Вы пишете, «дискриминация» животных … – я думаю, что это понятие в данном случае неприменимо. …Такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной Церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.
Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Все это ― следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьезными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом ее основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви ― к животным, вещам, самому себе…
Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезвычайно активные любители животных сегодня — это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели или занимать две трети городской квартиры.
Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек ― о своем спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви ― к Богу и людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места.
(Окончание следует. Далее подумаем о трудных вопросах, связанных со смыслом ветхозаветных жертвоприношений животных, об употреблении в пищу мяса, о вегетарианстве и связанных со всем этим нравственных проблемах. Прошу духовных советов и указаний на святотеческую литературу. – МВН)
Постоянный адрес данной страницы: http://rusidea.org/?a=39006
|