Июльские санкции американского конгресса против России, Ирана и Северной Кореи следует рассматривать в контексте текущих геополитических коллизий. А содержание этого контекста определяют два главных обстоятельства, два планетарных процесса. Один из них – глобализация – проект паразитарного западного финансового олигархата, цель которого лишить национальные государства суверенитета, взять под контроль как можно больше ресурсов и легитимировать власть наднациональных финансовых элит над миром. В финансовой сфере данная цель уже достигнута – большинство стран, включая Россию, лишены финансового суверенитета. Но в политической сфере этот процесс ещё не завершён. Второе обстоятельство – противостояние двух сверхдержав: США и Китая. На наших глазах данное противостояние из латентной фазы переходит в актуальную. Китай начинает строить свою империю. В тихоокеанском регионе жёлтый дракон уже, считай, одолел, белоголового орлана. Обильные китайские инвестиции в Африке и в Латинской Америке означают, что и здесь позиции американцев слабеют. Ведь китайские инвестиции суть инструмент экспансии. Америка утрачивает глобальное лидерство. Господствующий класс и интеллектуальные элиты Америки и не только Америки это хорошо чувствуют. В прошлом году вложения в гособлигации США центробанков других государств сократились на четверть триллиона долларов. Отсюда раздражение, разочарование, тревога, иррациональные страхи и попытки американской политической элиты доказать себе и другим, что у них ещё остался порох в пороховницах.
Однако открытая конфронтация непосредственно с Китаем для США, и это также отмечают многие наблюдатели, невозможна, поскольку экономики этих стран тесно взаимосвязаны. Американский ежегодный товарный импорт из Китая подбивает к полтриллиона долларов! Для сравнения, у нас вся доходная часть госбюджета в прошлом году была вдвое меньше. Если убрать с американских прилавков сделанное в Китае, американцы, которые за последние четверть века отвыкли производить, останутся в набедренных повязках, огонь будут высекать кремниевыми камушками, готовить на костре, а есть руками – вилки и ложки им тоже китайцы делают. Плюс два с лишним триллиона долларов китайских резервов в облигациях американского казначейства. Если Народный банк КНР начнёт их скидывать, это будет означать дефолт правительства США и крах доллара как мировой резервной валюты и средства платежа в международных расчётах. Потому американцы вынуждены переносить свои страхи, комплексы и негодование с могучего Китая на Россию, Иран, Северную Корею. Именно поэтому сейчас троллят Корею. Ядерная угроза со стороны Пхеньяна – гипотетическая и явно преувеличенная – лишь повод, не более. Тут явно из мухи делают слона. Угрожая Пхеньяну военными мерами, американцам важно показать Китаю, а заодно и России, и всему миру, что США всё ещё мировой гегемон и планетарный полицейский. В общем, лес рубят, щепки летят. Лес – это Китай. Нынешняя же РФ – обрубок исторической России, геополитический и моральный инвалид холодной войны, равно как и Северная Корея – это щепки.
В глобальном конкурировании с Китаем Америке нужны надёжные тылы – прежде всего послушная Европа, её жирные рынки, в том числе и рынок газа. Также американцам важно исключить возможность военно-политического союза Китая и России, и доступность для китайских компаний российских природных ресурсов. Для этого правящий слой в России должен быть подконтролен США. В 90-е американцы были в этом плане близки к цели. Но их сгубила банальная жадность. Запад сделал ошибку, когда в конце 90-х – в начале 2000-х, оценив степень ничтожности российских элит, включая верховную власть в лице слабоумного алкоголика Ельцина, представители западного истеблишмента стали публично заявлять, что богатства Сибири следует интернационализировать, то есть, что западные корпорации желают напрямую, явочным порядком контролировать природные ресурсы Евразии и не нуждаются в посредничестве российской компрадории. Это в 18-м веке англичане не могли эксплуатировать Индию без посредников из числа аборигенов – местных индийских олигархов и купцов. Сейчас технологии управления столь совершенны, что транснациональные корпорации вполне способны грабить наши природные ресурсы без участия посредников в лице компрадоров с российским паспортом.
В свою очередь российская правящая компрадория полагала, что присвоив природные ресурсы страны, захватив государство, как ключевой инструмент общественного регулирования, они схватили бога за бороду, и теперь до скончания века будут сидеть, обдуваемые лёгкими зефирами «на трубе», то есть природных ресурсах России, болтать ногами и поплёвывать в потолок. Даже придумали красивый эвфемизм для понятия сырьевая колония – энергетическая держава. Бесцеремонность «западных партнёров», заявивших о своих претензиях на сибирские ресурсы, обескуражила российских компрадоров. Для защиты своих привилегий российская правящая компрадория поспешила инвестировать в оборонный комплекс, возрождать убитую армию, чтобы было кому защищать трубу. Принялись даже культивировать патриотические настроения – в армии-то надо кому-то служить. В итоге с точки зрения БЗО – большого западного олигархата, Кремль, что называется, отбился от рук. Вот и потребовались санкции.
Помимо двух упомянутых обстоятельств июльские санкций конгресса против России определяют также противоречия внутри американского политикума – между республиканцами и демократами. Санкционный закон некоторые сравнивают едва ли не с Фултонской речью Черчилля, ознаменовавшей начало Холодной войны. Думаю, это большое преувеличение. Да, риторика кликуш, вроде неугомонного сенатора Маккейна, звучит угрожающе. Но нужно понимать, что в США политику определяют не сенат, не Госдеп, и не президент. Это лишь исполнители. Конечно американский сенат – это не банальная декорация, синекура, как Совфед в РФ, где прохлаждаются завалившие работу в регионах экс-губернаторы и экс-представители президента, экс-руководители региональных парламентов и региональные олигархи, решившие добрать солидности. В Америке у сената есть определённое влияние. Но, и сенат, и администрация, и Госдеп, это не более чем приводные ремни американской политики. В лучшем случае на откуп администрации, Госдепу и сенаторам отдадут тактику, но никак не стратегию, не реальную политику. Реальную политику определяют владельцы ФРС – те, кто сидит на печатном долларовом станке – финансовый истеблишмент – его верхушка. Они регулируют и меру давления на Россию. Адекватно выражают позицию финансового истеблишмента подчас не публичные политики первого ряда, которые с утра до вечера отсвечивают в электронных СМИ, а фигуры более теневые, вроде Г. Киссинджера. Они говорят нечасто, но веско. Киссинджер же всегда демонстрировал и подчёркивал свою благорасположенность к Путину. Шумиха с санкциями – это давление на российский элиты, но вовсе не разрыв с ними. Потому что нынешний российский доморощенный компрадорский олигархат и большой западный олигархат нужны друг другу. Так что о новой Холодной войне речь не идёт.
Курьёзность ситуации в том, что июльские санкции – нечто вроде дружественного огня американцев по своей собственной пятой колоне в России. Российский банковский и, шире, финансовый олигархат, значительная часть российского политикума, топменеджмент крупных сырьевых монополий и корпораций, интересы которых в результате новых санкций могут пострадать – это как раз пятая колона Запада в России. Едва ли мы можем считать эту шайку клептократов, обокравших нашу страну в 90-е, занимающихся грабежом природных ресурсов и банковскими спекуляциями, присвоивших буквально все крупные коммерческие активы, тем самым превратив в нищебродов 150-миллионное население страны, всех этих пресловутых вексельбергов, усмановых, фридманов, абрамовичей, лисиных и прочих подобных, кого принято называть олигархами, своими. Они свои, скорее, западной олигократии. Поэтому они и живут в Лондоне.
Ограничение сроков кредитования российских банков бьёт по банковскому сектору. И что? Ну, не получат московские частные банки западных денег – меньше будут спекулировать на валютной бирже – только и всего. Реальный сектор они всё равно не кредитуют. Разве что торговые операции с коротким циклом. Изучение американскими контрольными органами и силовыми структурами банковских счетов российских чиновников на предмет обнаружения фактов отмывания доходов, полученных незаконным путём, с перспективой арестов этих счетов, о чём договорились американские силовики на Конференции по безопасности в Аспене, это прелестно! Но кто держит деньги в американских банках? Русский шахтёр? Учитель? Может быть, фермер? Деньги там держит российская компрадорская клептократия. По-преимуществу нерусская. И что? Нам сильно огорчиться, если американцы организуют московским клептократам, имеющим счета в банках США, и их финансовым агентам проблемы? Не вижу причин.
Попытка воспрепятствовать иностранным инвестициям в российские углеводородные проекты и трубопроводы тем более абсурд. Запад сто лет бился за превращение России в сырьевую колонию. Наконец, в 90-е достиг вожделенной цели. Кстати, оператор Северного потока 2 – Nord Stream 2 AG зарегистрирован в Швейцарии, весь персонал там иностранцы, русских практически нет. Мелочь, но показательная. И вот теперь, чтобы продвинуть свой сжиженный газ на европейский рынок и приструнить российских правящих компрадоров, конгресс ограничивает возможности прокачки ими в Евросоюз российских природных ресурсов. Нам нужно только приветствовать такие санкции. Ну, не потек бы российский газ по второму Северному потоку в европейские хранилища, и что? Останется хоть немного газа будущим поколениям русских и всех россиян – не всё высосут нынешние клопы.
Тут нужно понимать, в сложившейся геополитической и геоэкономической конфигурации Россия превращена в сырьевую и, что не мене важно, идеологическую культурную и духовную колонию Запада. Достаточно посмотреть на афиши кинотеатров, программы телеканалов, вывески в Москве – половина написана латинскими буквами, чтоб развеялись все сомнения. Идиллия в отношения метрополии – Запада и колонии – России означает лишь укрепление России в этом унизительном позорном статусе. Такая идиллия имела место в 90-е, когда коридоры и кабинеты Белого дома на Краснопресненской набережной были наполнены консультантами, имевшими звания в ЦРУ. Так что по поводу нарушения этой идиллии нам едва ли стоит сожалеть.
Кроме того, в случае жёстких санкций можно было рассчитывать, что у прозападной либеральной части нынешней московской клептократии нервы не выдержали бы, и они попытались бы в надежде на индульгенцию Запада, прошу прощение за жаргонное слово, сливать Путина. Запад персонифицирует «российскую угрозу». В сознании западных элит она воплотилась в фигуре Путине. Отсюда у либеральной части московской клептократии иллюзия, что если они избавятся от Путина, то они избавятся от угроз своему счастливому компрадорско-клепотократическому настоящему и будущему. Но Путин не любит, когда его сливают, давят на него или шантажируют. Так что можно было бы рассчитывать на чистку элит от наиболее ретивых либералов.
Но, к сожалению, о жёстких санкциях речь не идёт. Окончательная редакция антироссийского закона, подписанного Трампом, претерпела в конгрессе серьёзные изменения и содержит принципиальные поправки, которые пролоббировали Белый дом и американские нефтегазовые компании – в законе прописали лазейки, чтобы эти санкции обходить. Таким образом, вся эта шумиха с санкциями лишь отчасти попытка продвинуть сжиженный американский газ на европейский рынок, а в основном это суть продолжение старого шоу под названием «благородная борьба исключительной нации с русской империей зла». Демократы не позволили Трампу записать себе в актив налаживание отношений с Москвой. А республиканцы избавляются от клейма непатриотичных политиков, давших слабину в отношениях с Россией
Не менее театральны и маневры Кремля с ответными санкциями. Зам. главы МИД РФ Рябков заявил, что введенные Москвой рестриктивные меры, то есть высылка американских дипломатов и отъём дач, это не только ответ на высылку Абамой в конце прошлого года 35 российских дипломатов, но и «ответ на антироссийскую вакханалию в американском Конгрессе», то есть на новые летние санкции. Я полагаю, это заявление МИДа – лукавство. Никаких реальных контрсанкций против Вашингтона Москва никогда не замышляла. Потому что сама по себе идея контрсанкций колонии в отношении метрополии – это нонсенс. Высылку американских дипломатов следует рассматривать не в контексте обмена санкционными любезностями. Для Москвы это всего лишь удобный повод. Реально же данное событие следует рассматривать в контексте предстоящих президентских выборов 2018 г. в России. С большой вероятностью США будут играть в этих выборах на стороне либеральной оппозиции. Конечно, переиграть Путина – посадить в Кремле свою прямую креатуру, у американцев шансов никаких нет. Ни малейших. Но ослабить позиции ВВП, помешав ему набрать приличный процент голосов, тоже немаловажно. А американские дипломаты в этом деле весьма ловки. Одно то, как лихо они обкрутили Екатеринбург, где мэром стал оппозиционер из либеральной тусовки, заставляет снять перед ними шляпу. Поэтому Путину имеет смысл сократить возможности американцев, удалив полтысячи их консульских сотрудников, которые могли бы на месте помогать либеральной прозападной оппозиции. Умный ход. Теперь, если американцы захотят примириться и нарастить количество своих дипломатов в Москве, в Питере и в Екатеринбурге, Кремль, возможно, и пойдёт им на встречу, но пока будут волокититься бюрократические процедуры, выборы-то уже и пройдут, а уже после них добро пожаловать. В этом случае я целиком на стороне Путина. Он, по крайней мере, на публику демонстрирует хотя бы частичную самостоятельность. Американская же креатура была бы прямой марионеткой – без всяких оговорок.
Также высылка американских дипломатов, это сигнал российскому избирателю. Российские власти пытаются внушить избирателю, что они обеспечивают нашей стране суверенитет, который, кстати, прописан в Конституции – в статье 3. В действительности, ни о каком реальном суверенитете до тех пор, пока эмиссия рубля привязана к экспорту на Запад природных ресурсов, а обменный курс рубля регулируется инструкциями МВФ, говорить не приходится. Суверенитет был попран, когда об этом были достигнуты договорённости с МВФ. И это, повторюсь грубейшее нарушение Конституции. Но правящей компрадории, как все понимают, никакие конституции не писаны.
Представляет интерес вопрос, а имеются ли у российских властей реальные инструменты давления на Вашингтон, то есть реальные возможности контрсанкций. Как ни странно, хотя российская экономика по размеру ВВП сравнима с экономикой Индонезии и в шесть раз меньше американской, такие инструменты есть. Конечно, 100 миллиардов долларов, которыми наши компрадоры-клептократы кредитую американскую экономику, скупая американские казначейские долговые обязательства – аж под 2% годовых, погоды не сделают. Американцы должны центробанкам иностранных государств 6 триллионов. Так что наши 100 млрд. для них не критичны. Зато эти 100 млрд. вкупе с отвязкой эмиссии и курса рубля от доллара и проведения осмысленной и независимой от притока долларов инвестиционной политики могли бы сделать погоду в плане реиндустриализации самой России. А это важнейшее условие её развития и преодоления уготованной ей Западом и доморощенными властвующими компрадорами участи сырьевой колонии. Когда говорят, что рубль привязан к доллару в этом также есть своего рода лукавство. Эмиссия рубля привязана не просто к долларовым поступлениям, но именно к объёмам вывоза наших природных ресурсов. Отвязка эмиссии рубля от долларовых поступлений – финансовая независимость означает одновременно и политическую независимость. Следовательно, возможность, когда это выгодно России, более уверено играть на стороне Китая против США. А вот это уже болезненно для американцев.
Но, к сожалению, никаких предпосылок, чтобы подобный сценарий был разыгран, нет. Дело в том, что подобного рода вещи означали бы ни много ни мало революцию – смену экономического уклада. А смена уклада предполагает смену элит. Нынешний господствующий класс не идиоты, чтобы своими руками пилить сук, на котором они сидят. А этот сук – это не что иное, как проект России – сырьевой колонии Евросоюза. Никаких причин для подобного аутодафе у российских компрадорских элит нет. Русский народ деморализован и никакой угрозы для компрадорского клептократического режима не представляет. Кстати, американцы также абсолютно уверены, что ничего подобного не произойдёт. Ведь, ограничивая возможности российских заёмщиков на западных рынках межбанковского кредитования, они же сами провоцируют именно независимую эмиссию рубля. Но раз американцы на это идут, значит, повторюсь, они уверены, что ни о какой финансовой независимости в Кремле и не помышляют. Почему Запад – Европа и США ведут себя столь бесцеремонно, позволяет себе любое хамство в отношении России. Ответ прост – потому что все понимают, Кремль на коротком поводке: наполнение бюджета зависит от экспорта сырья в Евросоюз, а деньги от продажи сырья и украденные из бюджета компрадоры держат в западных банках.
Игорь МИХЕЕВ
http://rys-strategia.ru/ |