Я уже уподоблял Воина иноку. Возвращусь к этому сравнению вновь. Точно так же, как соблюдать установленные Православной Церковью правила, надлежит не только в монастырях, но и в миру, правилам воинским должны следовать мы и в мирной жизни, не смущаясь показаться нелепыми теплохладным и дезертирам. «Монастырь ваш Россия!» - писал одному из своих корреспондентов Н.В. Гоголь. Так и есть. Но не монастырь только. Поэт Рильке когда-то сказал, что Россия граничит с Богом. А мы вслед за Достоевским скажем, что Россия – это то место на земле, та передняя линия духовной брани, где Бог с дьяволом борется, а поле битвы сердца людей.
Мир – лишь прелюдия войны. Либо же вовсе – лишь латентная форма войны. В самом деле, трудно назвать в полном смысле слова мирным время, сотрясаемое терактами, время, где локальные войны вспыхивают по самым нашим границам и внутри их. Мирным считалось время крайней Чеченской, стыдливо именовавшейся КТО. Мирным считается время нынешней, когда наши люди каждый день гибнут под бомбами на нашей же, русской земле, которую лишь по большой подлости можно именовать украинской. Итак, мир обманчив, как золотой сон… Но воины не должны обманываться, их дух не должен знать расслабленности также, как их мечи ржавчины.
Конечно, условные мечи не понадобятся нам до окончания прелюдии. Их мы должны лишь держать в исправном состоянии и регулярно упражняться, дабы не утратить навыков владения ими. Что же делать воину в остальное время? То же, что и в военное, только без оружия: служить и защищать. Служить своей Вере, Родине и ближним, защищать тех, кто нуждается в защите.
В нашем жестоком мире для воина – непочатый край работы. Ты можешь заниматься любой мирной профессией, но относись к этом занятию по совести – ею ты также служишь. И если офицер, воин вынужден работать, к примеру, таксистом, то он не может позволить себе относиться к этому делу спустя рукава, ибо халатное отношение к обязанностям мирной профессии унижает воинское достоинство, и укоризны дурной работе условного плотника станут задевать честь воина. Ибо дисциплины и прочих воинских качеств мир и мирные профессии нисколько не отменяют. Под этими мирными личинами мы должны оставаться воинами, иначе неминуемо обратимся в обывателей.
Свыше профессии довольно лишь оглядеться вокруг, чтобы увидеть, куда приложить наши силы, наше сердце и разум. Божии ратники на поле брани, в мирное время мы обратимся Божиими гонцами. Бог, как известно, действует через людей. И коли мы Его солдаты, то найдётся ли нам хоть мгновение для скуки и пустоты? Наша страна до сих пор пребывает в разрухе. И дело преодоления оной – это не только дело власти, как приучили нас думать. Мы все отвечаем за то, что происходит вокруг нас. Не надо ждать, что кто-то придёт и сделает, нужно самоорганизовываться и делать самим. Пусть на небольших, незначительных в общем масштабе участках, но из них в конечном итоге слагается целое. На пути такого делания встанет система со своими чиновниками и инертность общества с привитым ему стадным сознанием. И для этого противостояния, этих битв понадобится не меньше мужества, чем для жарких военных баталий.
Кроме участков («фронтов») работы есть ещё люди. Обычные люди, нуждающиеся в защите и поддержке. На войне солдаты часто помогают мирному населению – участвуют в полевых работах, помогают починить и отстроить разрушенное жильё, делятся продуктами и медикаментами. Почему же наше поведение должно быть иным в мирное время? Задача воина – защищать слабого. И помощь тем, кому она реально нужно, кому не от кого её больше ждать, и есть такая защита.
Не нужно искать подвигов. Просто, когда на твоём пути встретится предметное дело или живая нужда, не пройди мимо и не отвернись за кажущейся малозначительностью или какой иной причине. Просто пойди и сделай. Пойди и помоги.
И не смущайся рассуждениями, почему должен ты, когда не идут другие. Ответ известен: «Никто кроме нас!» Мы идём как раз туда, куда не идут другие, закрывая собой амбразуры и связуя расторгнутое. А те, что не идут, теплохладное большинство – что тебе до них? Они не идут и на фронт, предаваясь праздности в тылу. Что же из того? За свою трусость и подлость они ответят в свой срок. Нам же должно блюсти лишь себя, чтобы этих укоров не могли предъявить нам. «Делай, что должен, и будь что будет!» - говорил Марк Аврелий. Наш небесный Полководец оставил нам Завет, указав, что мы должны. От него же зависит, что будет. Значит, наша задача одна – исполнять.
Не жди, что наш пример увлечёт за собой многих. Этого не будет. Но каждый последовавший – это уже много. Не сокрушайся и не останавливайся, столкнувшись с неблагодарностью. Если кто-то ответил злом на добро, то отвечать за это ему, а не тебе. На его душе и совести останется то зло, он понесёт его, а твоё добро останется с тобой, и никем не отнимется. Смотри не на других, но лишь на себя самого.
Наш замечательный актёр и мужественный человек, воплотивший на экране многих воинов, а оказавшись невостребованным, пошедший работать на стройку, В. Ивашов говорил: «Не нужно совершать подвигов, нужно не совершать подлостей!» Это, пожалуй, одна из первых заповедей мирного времени. Слишком много известно примеров, когда воины, не кланявшиеся пулям на фронте, не выдерживали соблазнов мирной жизни. Мирная жизнь – серьёзное испытания для воина, требующее от него больше дисциплины и личной ответственности в условиях отсутствия прямых начальников и чётко определённого противника.
Всякая жизнь – непрестанная брань, открытая или невидимая. Только одни борются за место под солнцем, высокие посты, большие деньги, а другие – за правду, любовь, честь, веру. Одни сражаются с теми, кто стоит на пути к их карьере и обогащению, а другие – со своими собственными страстями. Последняя брань – самая трудная. Всего труднее победить себя. Но именно тот, кто сумел себя победить, кто повелевает своими страстями, обретает высшее право и особый дар повелевать другими. Командир начинается с самоподчинения, самообладания, самодисциплины…
Помни, мы – Божией рати лучшие воины. И бодрое суворовское: «Кого из нас убьют — Царство Небесное! Молитесь Богу, от Него победа. Бог нас водит. Он наш Генерал».
Итак, смело и твёрдо иди вперёд и не уклоняйся от прямого пути, по завету наших предшественников вручи душу Богу и исполняй долг. Верь слову, несмотря ни на что, я не знаю жребия выше. Будем же верны нашему воинскому жребию, нашему призванию. И пусть унесла бесстрастная Лета наши гордые императорские полки, в наших сердцах живёт их слава, и какова бы ни была окружающая нас действительность, мы приложим все усилия для преумножения той неувядаемой слава – своими поступками. Именно поступками, а не словами определяется человек. Праздные слова – удел разномастных демагогов, мы же призваны – к делу. К «делу величавому войны» или менее величавому, но не менее важному – мира. Воин не принадлежит ни себе, ни своей семье. «Я служу!» - таков был девиз адмирала А.В. Колчака. Таков девиз каждого воина. «В моей Империи должны бодрствовать врач, священник и я», - говорил Император-воин Николай Первый. Во всякий день и час, днём или ночью мы следуем завету нашего Подвиголюбивого Государя. Мы бодрствуем. Мы служим.
Вот, собственно те главные азы, что я хотел тебе сообщить. Быть может, изложил где-то отчасти сумбурно, а где-то излишне мудрёно. Думаю, однако, что, если некоторые вещи не будут тебе вполне понятны теперь, осознаются позднее, по мере твоего мужания. В нашем роду, доколе я могу узнать его, все мужчины избирали военную стезю, начиная с твоего пращура и тёзки Алексея Григорьевича, лейб-драгуна, участника Наполеоновских войн и Георгиевского кавалера. Верю и надеюсь, что подобная «тяжёлая» наследственность не минует и тебя, и ты стынешь достойным продолжателем традиций нашей семьи, настоящим воином. Да поможет тебе Бог на этой трудной и славной стезе!
Специально для "Русской Стратегии"
http://rys-strategia.ru/ |