К осознанию русского народа. Что есть русский народ. 9. О фотографиях, характеризующих развитие великороссов
Суть крепостничества ясно выразил В. О. Ключевский: «Правительство закрепило крестьян с их потомками за их владельцами и возложило на последних ответственность за податную исправность первых».
Ключевский В. О. Краткое пособие
по русской истории. Рассвет, М. 1992, стр. 118.
То есть Царь «даровал для кормления» служилым людям Двора поселения крестьян, поместья. Отсюда понятие «помещик». При этом ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за сбор «податей» с крепостных крестьян возлагалась уже на помещика. Как принудить крепостных крестьян к повиновению и оплате «податей» - уже обязанность самого помещика. Угрозами или силой – это уже дело второстепенное.
Так крестьянин и его потомство, жившие на территории поместья, стали собственностью помещика. И оказались в их полной власти. Если парень женился на крепостной, то становился крепостным. Если девушка выходила замуж за крепостного, то становилась крепостной. Уйти от владельца земли крестьянин не мог. А владелец имел право продавать крепостных крестьян. И семьями, и поодиночке
Эмоциональное изложение жестокости крепостничества есть в книге:
Тарасов Б.Ю. Россия крепостная. История народного рабства.
Научно-популярное издание. «Вече» 2011 - Серия «тайны Российской империи»
http://samlib.ru/a/ali_s/rabstwo.shtml
В ней многочисленные мнения известных и неизвестных современников о том, как осуществлялось в действительности крепостное право в Царской России.
Я постараюсь минимизировать эмоции и сконцентрируюсь на исследовании влияния крепостного права на демографическом развитии великороссов.
Следует особо отметить, что Цари Романовы взяли за основу принципы крепостного права Королевства Польши. Возможности убежать от крепостного права у крестьян в Королевстве Польском практически не было. На западе Пруссия. На юго-западе Австро-Венгрии. На юге все Северное Причерноморье было под властью крымских татар.
Совсем иные условия у крестьян в Московском Царстве Романовых. От притеснения «крепостная» молодежь могла уйти от «барина» в трех направлениях: в леса Севера; в Нижнее Поволжье; на юг – на Дон. Хотя землевладельцы добивались поиска ушедших «из крепости», но это удавалось далеко не всегда. Например, с землей вольного казачества неукоснительно следовало: «С Дона выдачи нет!» Поэтому крепостное право, которое успешно работало на «ляхов» в Королевстве Польши, не могло так успешно работать в Московском Царстве.
При исследовании демографического развития великороссов во времена крепостного права численность «податных» разделю на две группы: «крепостные» и «вольные».
«Крепостные» - это та численность податных людей, которая после 1649 года оказалась в собственности землевладельца. В зависимости от владений следует выделить три вида крепостных крестьян: дворянства, дворцовые и духовенства.
О жизни «крепостных» крестьян дворянства, написанных самими помещиками.
Дворцовые «крепостные» – это крестьяне царского землевладения и резервный фонд, из которого раздавались крестьяне как награда за службу Царю. Поэтому нет особого смысла разделять «крепостных» дворянства и дворцовые. Далее при оценке все они - «крепостные дворянства». Тем более что за годы крепостного права доля дворцовых «крепостных» крестьян уменьшилась с 11% в 1678г. до 8% к 1857г.
«Крепостные» духовенства - это следствие реформы Никона, которая привела к расколу Русской Православной Церкви. Обычно раскол сводят к формальным признакам - типа двуперстия и трехперстия. При этом сознательно умалчивается, что старообрядцы не признали крепостное право, Для них неприемлемо закабаление человека. А вот новообрядцы Никона воспользовались крепостных правом с византийским размахом. Уже по переписи 1678 года каждый пятый «крепостной» великоросс был у духовенства.
Прав автор книги, написавший, что «социальная модель старообрядческого мира, унаследовавшая и сохранившая в себе много черт дореформенной Руси с ее соборностью и строгой религиозностью, и при этом отличавшаяся высокой деловой активностью, хозяйственной предприимчивостью, представляла собой пример того, как могла бы развиваться Россия без крепостного права».
Керженцев Б. Ю. Окаянное время. Россия в XVII-XVIII веках, стр. 59
http://www.rulit.me/books/okayannoe-vremya-rossiya-v-xvii-xviii-vekah-read-345780-59.html
Утверждение, что «крепостные» духовенства работали на Бога – просто оправдание. Тяготы крепостной жизни у духовенства были те же, что и у дворян. Приказчики также сажали крестьян на цепь, ковали в колоду, били плетьми, наказывая, чтобы крестьяне «страху божию, и добродетели, и добрым поступкам, правде и обходительности наставлены и обучены были».
К середине XVIII века пропорции между поступлениями в царскую казну и доходами Церкви от «крепостных духовенства» стали неприемлемыми для Дома Романовых. И Екатерина Вторая решительно перевела «крепостных духовенства» в управление коллегии экономии, фактически приравняв их с сословием государственных крестьян. В решении Екатерины Второй существенно то, что податные не состоящие в крепостной зависимости облагались более высокими «податями», чем крепостные. Например, в 1724 году на все лица, подлежащие уплате подати, без различия возраста был назначен подушный оклад в 74 коп. А «вольные», не состоящих в крепостной зависимости, должны были платить дополнительно еще 40 коп.
В. О. Ключевский. Краткое пособие по Русской истории.
Издание «Рассвет», М., 1992, с.129.
В 1768 году подушная подать для крестьян «вне крепости» была увеличена до 2 руб. Так что податные не состоящие в крепостной зависимости платили подати более чем в 1,5 раза больше, чем «крепостные». Решение Екатерины Второй отобрать «крепостных духовенства» существенно увеличили поступления в государственную казну.
Но введение крепостного права 1649 года охватило не всех великороссов. Тех крестьян, которые жили на землях вне владений землевладельцев, обозначу - это «вольные». В таком названии содержится глубокий и древний смысл жизни на Русской равнине. Полезно напомнить русскую поговорку - «вольному воля». Эта поговорка имеет очень древнее происхождение. В древней Руси, заключая «ряд» (договор) друг с другом князья писали: «А боярам и детям боярским, и слугам, и крестьянам вольная воля». Когда складывалась эта поговорка, русские крестьяне своим трудом создавали плодородные участки, выращивали хлеб и быль вольные. Конечно, когда бояре требовали уплату податей, то крестьяне соглашались платить. Затем уже обработанную и обжитую землю бояре превратили в свои владения. И крестьяне были вынуждены наниматься к землевладельцу, и платили ему своим трудом или урожаем исполу (половину урожая). Но когда рассчитались с землевладельцем, то были вольны в дальнейшей деятельности. Могли уйти к другому землевладельцу или уйти на свободные пустоши и начать их распахивать и растить хлеб. То есть по-русски «вольному воля» означала возможность хозяйствовать на территории землевладельца, а когда рассчитался по чести и совести с землевладельцем, то у него была возможность уйти от этого землевладельца куда вздумается. Этот древний обычай уходит корнями в Древнюю Русь, ему не менее 1000 лет. И этот обычай очень ценили наши предки. Еще в Средние века крестьянин при желании мог уйти с земли владельца, выполнив принятые на себя обязательства по аренде и по ссуде. Если кратко, то «вольному воля» – это стремление русского человека к хозяйственной деятельности в условиях неподчинения «барину».
При введении крепостного права в 1649 году не все земли оказались во власти землевладельцев. Были земли, которые считались общей собственностью, живущих на ней крестьян. В отличие от «крепостных» крестьяне, живущие на общинной земле, могли покинуть общину. Уходя из общины, такой крестьянин терял свой надел. Но он мог начать обустраиваться на «ничейной» земле, распахивать пустующую землю, выращивать урожай и обеспечивать жизнедеятельность своей семьи. Такие крестьяне были вполне самостоятельны. Они платили подати и были достаточно вольные в своей хозяйственной деятельности.
Для «вольных» великороссов «земля» и «воля» - это неразрывные условия их жизни. Когда воинствующие русофобы говорят или пишут: «русские - вечные рабы», то надо опровергать такую ложь. Конечно, о жизни «крепостных» написано много книг. А вот о крестьянах, у которых «вольному воля» - суть его жизни, написано мало. Для помещиков, владельцев «крепостных» крестьян «вольные» всегда были помехой или даже угрозой.
В Царской России были еще посадские люди городов, которые тоже платили подати, но были «вне крепости». Так что всех «податных» людей, которые были «вне крепости», можно объединить во вторую группу – «вольные» люди.
Различие «вольных» от «крепостных» очень существенное. «Крепостные» крестьяне жили на земле владельца и были его собственностью. При этом они были обязаны «кормить» владельца земли и платить «подати» в казну государства. Жизнедеятельность семьи «крепостных» полностью зависела от прихотей «барина» или его управляющего.
А вот жизнедеятельность «вольных» людей не зависели от «барина», а зависела лишь от его способности жить самостоятельным хозяйствованием.
По идеологии русофобов Царская Россия - это царское самодержавие и крепостное право. Но в том то и дело что «вольные» крестьяне жили без крепостного права и не спрашивали «царевых людей», когда «садились» на пустующую землю.
У «вольных» великороссов действовали два правила.
Первое правило - «куда топор, соха ходили» - эта земля считалась уже занятой.
Второе правило - «кто пахал, того и ржи (хлеб)».
Так что важно раздельно исследовать демографическое развитие «вольных» и «крепостных» податных Царской России, на интервале крепостного права. Для этого использована публикация:
Я. Е. Водарский. Население России за 400 лет.
«Просвещение», М., 1973.
По этим данным можно представить динамику «крепостных» и «вольных» в численности податных Царской России в годы крепостного права, Диаграмма 2.1
Подворная перепись 1678 года показывает: в крепостной зависимости находилось 6,8 млн. великороссов, а «на воле» осталось - 1,4 млн. Так что Двор Романовых за одно поколение превратил абсолютное большинство великороссов в «крепостных». Но к концу крепостного права число «вольных» превысили число «крепостных».
Для детального осознания жизни великороссов в Царской России важно понять: как система податей сказывалось на демографическом развитии великороссов в разных регионах Царской России?
Вполне очевидно, что при огромных просторах Царской России демографическое развитие «крепостных» и «вольных» должно было зависеть от географии. Поэтому следует исследовать развитие крупных регионов Царской России.
Продолжение следует
В.А. Башлачёв |