19 августа после продолжительной болезни в Вологде на 71-м году жизни скончался известный художник Михаил Копьев.
Михаил Копьев — автор исторических и историко-аллегорических, жанровых произведений, портретист, анималист, сценограф и иллюстратор. Член Союза художников России, заслуженный художник РФ. Родился в 1947 году в Уфе. Окончил Уфимский институт искусств, затем продолжил образование в Академии живописи им. Репина в Санкт-Петербурге. После окончания учебы занимался в Уфе преподавательской деятельностью и много лет работал в драматических театрах. Ряд произведений художника хранится в Башкирском художественном музее им. М. Нестерова.
В Вологду Михаил Копьев переехал в 1986 году, когда был сложившейся творческой личностью. Сотрудничал с вологодскими театрами, преподавал на кафедре архитектуры и дизайна ВоГТУ. Автор идеи проекта «Русская эмиграция: люди и судьбы». Проект включает в себя портреты представителей русской эмиграции первой волны и записи их воспоминаний.
Из Уфы в Вологду
Михаил Копьев родился в Уфе. Он рано начал рисовать, и это увлечение поддерживала вся его семья, особенно мама. «С детства помню себя с карандашом в руках, – говорит Михаил Васильевич. – Мама, а она принимала во мне очень большое участие, с 8 лет водила меня в зоопарк с натуры рисовать животных».
Михаил закончил Институт искусств в родном городе, затем продолжил свое образование в Академии живописи им. Репина в Санкт-Петербурге, после чего занимался преподавательской деятельностью и много лет работал в драматических театрах Уфы. В Вологду Михаил Васильевич приехал в 1986 году, ему было почти 40 лет, и он уже был сложившейся творческой личностью. Причины переезда не были ни политическими, ни семейными. По словам художника, в Вологде он нашел соответствующее его духу пространство для жизни: «Я всегда занимался всем: преподавательской деятельностью, театром — по образованию я театральный художник тоже. И в 80-е мой друг Баронов (первый режиссер ТЮЗа. – Прим. ред.) пригласил меня сюда, чтобы придумать ряд спектаклей. Меня очень сильно как художника интересует история и духовность. На вологодской земле просияла треть всех российских святых. И этот город не только музей, здесь не прерывается духовная жизнь. Один мой друг художник сказал: «Такое впечатление, что тебя здесь в небо подбросили».
Время переезда в Вологду совпало с тем, что Михаил Васильевич оставил театр и стал заниматься станковой живописью. Хотя все же нельзя сказать, что оставил совсем. Копьев продолжал сотрудничать с Театром для детей и молодежи. Не прекратил он в Вологде и преподавательскую деятельность – работал в ВоГТУ на кафедре архитектуры и градостроительства. «У Михаила Васильевича своя система преподавания, — рассказывает Ираида Валентиновна Копьева. – Прослушав его лекции, люди начинают по-другому относиться к творчеству вообще. Некоторые из студентов до сих пор приходят к нам в гости, мы их очень любим. Двое — преподают в Китае, очень талантливые люди».
Религия и история
В 2005 году Михаил Копьев оказался в непростой жизненной ситуации, которую, по словам и друзей, и врачей, преодолел очень мужественно и практически сразу начал работать. Последние пять лет им заново написано большое количество картин, которые составят экспозицию юбилейной выставки в картинной галерее под условным названием «Взгляд художника. ХХ век».
«Последнее время у меня все концентрируется на двух темах – религиозной и исторической, — рассказывает Михаил Копьев. — Тема религии занимает у меня очень большое место. Я критически отношусь к себе. Но раз мне дано касаться такой темы, то ее надо касаться. Но даже когда я обращаюсь просто к бытовой теме, то я хочу сохранить то ощущение дыхания вечности, которое есть в этом мире. Оно есть все время, оно ощущается всегда, только мы не всегда его чувствуем, мы ко многому просто привыкли». На протяжении двадцати пяти лет Михаил Васильевич периодически обращается и возвращается к этим двум главным для него темам.
В разные годы Копьёв написал ряд исторических портретов — Петра I, императора Николая II, Александра II, а также поэтов — Пушкина, Блока, Хлебникова, Северянина. Кроме того, художником были выполнены портреты композитора В.А.Гаврилина, которые стали символом Международного Гаврилинского фестиваля, проходящего в Вологде; один из самых известных и популярных портретов Николая Рубцова; портрет Варлама Шаламова, который можно увидеть в Доме Шаламова, а также портрет поэта Михаила Сопина, переданный в дар картинной галерее.
Копьев – автор идеи социокультурного проекта «Русская эмиграция: Люди и судьбы», который включает портреты представителей первой волны русской эмиграции и запись их воспоминаний. Встречи с людьми, которые еще помнят ту Россию, дали большой толчок художнику для работы в этом направлении.
«Очень большое значение для меня имела в свое время встреча с русской эмиграцией, — рассказывает художник. — Они очень любят нашу страну. Кстати, вот что интересно, та эмиграция не любит нынешнюю, они говорят: «А кто вас выгонял из страны?» Когда люди оказываются в таком окружении, не совсем родном, они острее чувствуют свою предназначенность. В них концентрируется то, что в привычных условиях было более размыто». Результатом тех встреч стала книга Копье-вых «И мой шатер был мне Римом». Ираида Копьева отвечала за литературную часть книги, а Михаил сделал цветные графические портреты эмигрантов первой волны.
Эти два направления – история и религия настолько серьезны, что требуют осмысления, поэтому они и всплывают постоянно, поэтому и растянуты во времени. «Иногда мне говорят, что я опрокидываюсь в прошлое. Но правильное отношение к историческому прошлому формирует личность народа, – говорит Михаил Копьев. – И я считаю своим определенным долгом особенно внимательно отнестись к истории Первой мировой войны. Потому что эта война так или иначе затронула каждую семью всех сословий дореволюционной России. Кроме того, никакая другая страница истории не была так извращена, не было столько сил затрачено, чтобы стереть этих героев из памяти народной. И своеобразную ущербность эту надо изо всех сил устранять».
«Я глубоко согласен с тем, -говорит художник, — что искусство при всем наслаждении, которое оно может давать, никогда не перерождает человека. Я думаю, что зрители от восприятия изобразительного искусства получают некоторые дополнительные духовные силы».
ЕЛЕНА АРХАНГЕЛЬСКАЯ
источник
газета Наша Вологда
http://nvologda.ru/?p=1818
|