Подготовив как следует почву для дальнейшего давления на Москву, «ястребы» из военного крыла администрации Трампа перешли к активной фазе торга. Санкционный закон, вбросы о возможности поставок летального оружия укрохунте и увольнение последних идеологов правого популизма – Стива Бэннона и Себастьяна Горки – ограничили круг потенциальных «призов», за которые может вести торг Москва. Собственно, главным «призом» становится сделка как таковая, а не её конкретные условия, потому как в случае отсутствия сделки Москва гарантированно получит болезненную эскалацию с «Джавелинами» и прочими радостями. Типичная американская переговорная тактика – создать иллюзию неминуемой угрозы, чтобы потом вести торг за её снятие, а не за отход от своей всамделишной позиции, тогда как контрагент должен пойти на реальные уступки.
В рамках реализации этой тактики на уходящей неделе прошли сначала встреча Курта Волкера и Владислава Суркова в Минске 21 августа, затем телефонные переговоры нормандской четвёрки на следующий день, визит Волкера и главы Пентагона Джеймса Мэттиса в Киев, где состоялся парад с участием военных из США, Великобритании, Польши, Румынии, стран Прибалтики, Молдавии и Грузии, а под занавес вышло небольшое, но очень ёмкое интервью Курта Волкера телеканалу «Дождь». Правда, записано оно было в Вильнюсе после встречи с Сурковым, но до визита в Киев с Мэттисом. Посмотрите, там всё сказано прямым текстом.
В тезисном виде из его спича можно выделить следующие моменты:
- непризнание внутреннего характера конфликта в Донбассе, констатация наличия в регионе российских войск, именование ДЛНР «российской стороной». При этом уход от открытого признания конфликта войной между РФ и Украиной;
- признание оккупированного статуса Донбасса и Крыма;
- отказ от сохранения статус-кво и замороженного состояния конфликта, необходимость найти решение за несколько месяцев;
- отбрасывание минской схемы, акцент на выводе войск как предварительном условии для политической части урегулирования. Хотя как именно он видит эту политическую часть, Волкер так и не раскрыл. Вскользь были упомянуты особый статус и выборы, но очевидно, что центральный пунктом повестки дня они не являются;
- перевод нормандского формата в ранг приложения к двустороннему взаимодействию РФ-США, которое должно быть основным каналом согласования условий грядущего урегулирования. Минский процесс вообще отбрасывается как не способный обеспечить режим прекращения огня;
- отсутствие прямого контакта Волкера с Трампом.
Собственно, от былой нормандско-минской схемы по Донбассу у нас остаётся только название да ритуальные экивоки в публичных выступлениях. В остальном же, очевидно, что речь идёт о новой договорённости на иных принципах. Это уже даже не меркелевское «Выведите войска и сдайте границу, а потом будем разговаривать о выборах». Это требование «Выведите войска и сдайте границу, а потом будем разговаривать». О чём? Неважно. Просто сдайтесь и всё, без каких-либо условий.
Такая вот попытка с наскока добиться изменения позиции Кремля за счёт одного только нагнетания напряжения и военных угроз. Как выразился Волкер, «задача заключается в том, чтобы Кремль увидел то, что видим мы».
Поставки летального оружия пока что выступают инструментом переговорного шантажа, но и хунта, и американцы изо всех сил дают понять, что вопрос, если ещё не решён, то неминуемо будет решён в ближайшее время. Примечательно, что Мэттис в своём выступлении в Киеве изначально вообще не затронул эту тему и только в ответ на вопрос журналиста заверил, что даст свои рекомендации Трампу по возвращении в Вашингтон. Аргумент Волкера, что Украина якобы «не может себя защитить», по-видимому, призван выступить обоснованием этих рекомендаций.
Зато уже в третьей фразе он подчеркнул непризнание «аннексии Крыма», а дальше отметил факт нарушения Москвой Будапештского меморандума и … Основополагающего Акта РФ-НАТО. В последнее время дискуссии об этом документе затихли, и его публичное упоминание главой Пентагона выглядит весьма неожиданно. Кстати, это ещё один камешек в европейский огород и лично Ангеле Меркель, которая хотела сохранить этот документ.
Порошенко, со своей стороны, снова взялся продвигать идею ввода в Донбасс миротворцев ООН. Похоже, перспектива возвращения «отдельных районов» хунту не очень радует, поэтому она хочет сдать их на поруки и кормление внешним силам. Но от Вашингтона пока никаких признаков одобрения этой инициативы не поступало. Более того, давно американский агент Марчук вдруг разразился большим текстом о том, почему ввод миротворцев ООН будет означать признание внутреннего характера конфликта.
Одним словом, перед Москвой настойчиво ставят выбор «сейчас или никогда» – «сдавайся сейчас мирно или потом с войнушкой».
А что Москва? Ничего конкретного. Путин встречается с Медведчуком и с госсекретарём Ватикана, который тоже требует подвижек по Донбассу. Насколько можно понять, нынешняя позиция Москвы по предложениям Волкера – «мы готовы обсуждать». Но пойдёт ли дело дальше обсуждений? Кто знает…
Пока что весь эфир росТВ забит уничижительными репортажами в духе «Какой смешной парад прошёл в Киеве». Полный тупик кремлёвской пропаганды: уже нет ни амбициозных целей «Нам нужен Берлин», ни радужных перспектив «она скоро замёрзнет», остался только идиотский хохот бессильного психопата «Ой, какие смешные солдаты НАТО в Киеве! Как плохо маршируют! Не в ногу совсем! Хахаха…». У них на шее затягивают американскую удавку, а они смеются, какая пёстрая верёвочка.
Глядя на эту феерию безумию хочется задать только один вопрос:
«Вы в своём уме?»