Стенограмма беседы, записанной интернет-каналом «Истинная Россия» 26 июня 2017 г.: https://youtu.be/aCEEaeQpgWs
Часть 1.
Ведущий (далее - В.): Недавно граф Петр Петрович Шереметьев и князь Никита Лобанов-Ростовский заявили, что собираются установить памятник в Крыму - примирения между белыми и красными. Как ты к этому относишься?
Ю.С. На эту тему уже говорили еще с девяностых годов, когда седьмое ноября было сделано днем согласия и примирения. А мы вот тут в белой эмиграции всегда отмечали день непримиримости седьмого ноября. Так что эта тема уже нам достаточно знакома. Вопрос - кто примиряется с кем и какая тут именно цель. Я думаю, что тут можно смотреть с политической точки зрения. Естественно, белая идея и коммунистическая идея - совершенно противоположны друг другу. Никакого примирения между этими идеологиями быть просто не может. Тоже самое, что, скажем. примирить нацизм с каким-нибудь другим мировоззрением. Просто непримиримые вещи - это как вода и масло - просто не смешивается. Любые такие попытки с идеологической точки зрения подойти к этому вопросу - это не состоится. Если говорить просто о том, что сожалеть, что была гражданская война и вот сейчас, Слава Богу, мы друг с другом не воюем больше - это другое. Но это не совсем примирение белых с красными - это просто, как бы такое объявление, что гражданская война как бы закончена. И то можно спорить. Но опять - тут очень сложно. Так что такая формулировка будет очень не успешна.
В. Я на самом деле не согласен с этим, что война закончена. Но, конечно, большинству наших соотечественников просто не интересна эта тема и вообще может быть - история, и они ее не рассматривают, так что они на данной почве поссориться не могут. Но огромному количеству населения России не безразлична эта тема и постоянно в интернете, и может быть, даже в жизни, - какие-то распри возникают.
Как пример, недавно в Приамурье, кажется, разрушили памятник Ленину, и в ответ, я не помню, в каком городе, - но памятник Николаю Второму облили краской. И постоянно возникают конфликты на данной почве, поэтому тема еще не закрыта. И с тем, что примирение невозможно, я тоже на самом деле согласен, потому что, если даже посмотреть, то, насколько я понимаю - общих черт вообще нет. Потому что интернационал и интернационализм, частная рыночная экономика и командная... И постоянно какие-то не состыковки с совмещением этих режимов, двух идей, вернее.
Но были хоть какие-то предложения от служителя Церкви - совместить социализм с монархией.
Я понимаю, что идея Белого движения, она не является монархической. И далеко не все, кто служил в Белой Гвардии, и руководители Белой армии, были монархистами. Но, все-таки, я думаю, они ближе к идеологии Белого движения, нежели к идеологии, которую придумал Карл Маркс.
Ю.С. Ну да. Но, понимаете, тут проблема в том, что многие люди до сих пор еще плохо историю знают в России. Учебники, они стараются все представить, именно так, как им нравится, что белые и красные – это все же один народ, и просто что-то тут не получилось, с социологической точки зрения, и вот было не хорошо, а теперь…
Понимаете, просто людям трудно подвести итоги этого периода истории, и тут тоже несколько для этого причин. Но это тоже понятно, потому на самом деле не было радикальной идеологической перемены в стране, которая взяла бы и разложила бы все по полкам. И в обществе вообще нет к этому стремления, потому что людям не нравится конфликт. Многие люди, когда я говорю на тему статуи Ленина, Сталина, и так далее, говорят, ну что же, он тут, этот памятник, никому не мешает, никто это всерьез не воспринимает, а если его там его снимать - тогда людям будет неприятно.
Никто не хочет тормошить. Они говорят - вот давайте мы будем так, спокойно. И это понятно с человеческой точки зрения. Но люди, которые хорошо знают историю - для них такой подход, конечно, неприемлем. Потому что люди начинают понимать, что эти люди делали, чем они занимались, какой итог этой их деятельности. И вот когда мы действительно начинаем так смотреть на этот вопрос - тогда уже очень много вопросов встает. Есть люди, которым это неудобно, неприятно. Им хочется жить спокойно, они не хотят этот вопрос поднимать. Ну, я понимаю, но не согласен.
В. Безусловно, тоже самое сейчас было, не так уж недавно - была инициатива похоронить тело Ленина. Большинство россиян даже поддержало, но все это ничем не закончилось. Из-за того, что, боятся, видимо, что будут какие-то протесты. Но тут, проблема в том, что опять этот подход, что все мы русские и не нужно ссориться, - он не помогает тому, чтобы люди не ссорились. Потому что, когда кто-то начинает углубляться в историю, то они все равно занимают какую-то позицию: или позицию - за Белых, или позицию - за Красных. То есть, я могу под видеороликами такими прочитать даже комментарии ярых сторонников левого движения, которые твердят, что нужно устроить новый красный террор - это, конечно, ужасно.
Нужно, наоборот, занять какую-то позицию государству. И, возможно, конечно, со сменой поколений. То есть, сейчас если люди смотрят на Северную Корею - они просто чуть-чуть вникают в деятельность личностей, которые управляли нашим государством после падения Временного правительства; они могут занять позицию, которая может быть за Белую все-таки идеологию.
И, возможно, сейчас пережиток прошлого из-за того, что, может, родители кому-то рассказывают о том, как было хорошо в советское время, и они из-за этого не согласны с теми, кто осуждает советскую власть и коммунистическую идеологию. Возможно, просто должно смениться поколение, и люди уже перестанут поддерживать социалистическую идею, коммунистическую идею, и так далее.
Ю.С. Ну, понимаете, тут дело такое, что, сколько я с людьми не беседую на эту тему, у людей очень часто такая формулировка идет, что «это наша история». Я говорю - я не отрицаю, что это наша история, конечно, это наша история. Ну вот они говорят: "Мы ее то ли не переписываем, то ли должны ее уважать". Я говорю - что значит переписывать? Историю мы всегда должны оценивать - есть конкретная оценка, которую нужно ставить на конкретное историческое событие: было ли это хорошо, было ли это плохо, или были смешанные итоги. И люди считают, что если они ставят негативную оценку советской власти, они как бы перечеркивают все труды своих дедов и прадедов, что это значит плевок в адрес ветеранов Великой Отечественной войны, это значит, что все, за что мы страдали, что делали, войну выиграли - это все «в ничью» получается. Я не согласен говорить, что все было «в ничью», но если смотреть на этот проект с государственной точки зрения, идеологической точки зрения, мне кажется, что проект очень сильно провалился за 74 года, и, причем, стоил он нам очень дорого - в смысле человеческих жизней и даже тех, которые могли бы родиться.
Вот когда РСФСР заявила о своем существовании, как таковой, и, тогда примерно население РСФСР и Соединенных Штатов было примерно сравнимо, потому что РСФСР можно примерно сравнить можно с Российской Федерацией в размере, ну кое-какая разница, - понятно. А вот сейчас мы смотрим, какая разница в населении в Соединенных Штатах и разница с Российской Федерацией - разница очень значительная. Куда все эти люди пропали? Можно задать многие вопросы на эту тему.
Я не оправдываю, конечно, все, что сделали Соединенные Штаты за всю свою историю, особенно в двадцатом веке, - конечно, там были ошибки допущены. Но. Просто, идея такого социального эксперимента, где была классовая борьба - такого не было, а это было в Советском Союзе. Ну, и, следовательно, наш народ очень много в этом отношении потерял. Не хотят этого признать, потому что это очень больно. Это очень больно, это неприятно. И они не умеют правильно это оценивать. Именно Белое движение - это очень положительные веяния, потому что говорит о том, что наш народ не принял целиком эту власть. Он старался сопротивляться.
И тут еще вот такой интересный момент. Я вырос в среде белых эмигрантов. Я потомок белой эмиграции. В Соединенных Штатах. Я тут рос, учился. И надо было объяснять, что не все русские - коммунисты. Вот мы отстаивали эту точку зрения - что было Белое движение, что были люди, которые во время всей советской истории сопротивлялись власти, вот такие явления были.
А сейчас что получается? Есть левые в России, которые заявляют, что если кто-то критикует советскую социалистическую власть, то они - русофобы. Но это идет противоположностью полностью всему, что мы все здесь говорили. Вот мы американцам объясняли, что не все русские - коммунисты. Они говорят, что «если вы против коммунизма - вы значит против русских». Люди, которые, во-первых, плохо знают историю; во-вторых, у них явное тактическое желание подмять под себя все патриотические силы.
В. По поводу русофобии кто-то формулировал, что проблема в том, что если кто-то критикует советскую власть, то большинство его не поддерживает, потому что у них какие-то иллюзии на этот счет имеются. Как следствие, этот человек злится и он считает, что что-то не так с народом. Вот это вот они обозвали русофобией. Но, тут проблема в том, что не нужно следовать за всеми, а нужно всем объяснять, как на самом-то дело было. Вот в чем проблема.
Ю.С. Естественно, я считаю, что это очень важная задача, которая стоит перед государством. Мне один человек очень точно объяснил, хотя я сам это прекрасно знал, но он очень красиво объяснил, это один из наших восьмидесятилетних русских эмигрантов: "Ну, вот мы там были в Крыму и так далее - было там все хорошо, интересно было. Но когда на тему Белого движения - было понятно, что есть люди очень "левые" и они были - против. Но это все понятно, ведь их родители такими же были. И люди, которые в их правительстве были, - у них очень сложное прошлое. Я не говорю, что они все коммунисты, сталинисты, и так далее. Нет, конечно, есть люди, которые очень иначе осмысливают историю. Ну, просто у людей в семье есть эти сложные моменты. Как объяснить, что «мой дедушка был в НКВД», например? «А он, как бы, из добрых побуждений» и так далее. Вот такие есть моменты. Так что это, конечно, всем сложно.
Это не то, что, когда американцы пришли в Германию и так далее: «Никаких ваших Гитлеров - мы это все снимаем и не смейте даже и думать об этом». У нас такого не было. Ну и Слава Богу, что не было, конечно. Было бы плохо, если бы все так закончилось. Но это имеет и сложный момент. Мы должны как бы сами это делать, а желание не всегда чувствуется, скажем. Но, это нормально, это по-человечески, к сожалению.
В. Давайте поговорим о Вашем сотрудничестве с Российским Обще-Воинским Союзом (РОВС). Ваши видеоролики там публиковались. Расскажите, пожалуйста, как это все происходило, как Вы договорились работать в общем ключе.
Ю.С. Я сказал бы, что я не сотрудник, как таковой. Я просто с идеологической точки зрения с Игорем Борисовичем имею по многим пунктам согласие. С Игорем Борисовичем, - я его очень уважаю, - мы имеем ту же оценку ситуации на Украине, ситуации в Новороссии. И тут раздвоение мнений в антикоммунистической среде: есть мнение, что нужно поддерживать прозападный курс на Украине, что это антисоветский курс и это хорошо. Но, с другой стороны, к сожалению, в Америке у власти были и есть люди, которым все равно, кто в России - коммунисты или анти-коммунисты. Им все равно Россия очень мешает в их корыстных целях. И Игорь Борисович это быстро понял.
И я уважаю тот подвиг, который он совершил, когда он был на Донбассе с другими его сотрудниками и бойцами. И это, конечно, очень все трагично. Ситуация, конечно, там очень сложная, ничего не скажешь. Ну, я в этом отношении полностью с ним был и остаюсь солидарным. У нас были такие моменты, когда я ролики записал, и высказывал свое мнение на эти темы.
В. Я понял. Давайте тогда поговорим о том, как выглядит сейчас Белая эмиграция изнутри. Вы сейчас живете в Нью-Йорке. Вы можете назвать основную причину, почему белоэмигранты не возвращаются в Россию на постоянное проживание?
Ю.С. Давайте так подумаем. До Второй мировой войны многие в белоэмиграции готовы были вернуться. Тут проблем не было. Потому что люди просто как-то проживали как-то и было нужно прожить до того момента, когда что-то переменится.
Но после Второй мировой войны уже стало понятно, что ситуация не изменится в стране, что Сталин победил в войне, укрепился у власти и, естественно, возвращаться белым эмигрантам было невозможно в такой ситуации. И последовательно и Хрущев, Брежнев, Андропов – эта система не позволяла возвращения без «покаяния» (в кавычках), скажем, если хотите так его назвать.
А когда начались уже девяностые годы – к этому времени несколько поколений людей уже выросли. Мои родители, например, родились в Европе уже, а не в России. Тут уже наши семьи, тут образование получили, тут похоронены наши дедушки, бабушки. И тут наша община, диаспора сформировалась. Мы в этом отношении даже немало положительного сделали, в том, что просветили американский народ в наши дела, чтобы они не думали, что мы все коммунисты.
Мы в этом отношении боролись также против настоящей русофобии тут, которая развивалась. Были такие в украинской диаспоре такие (не вся украинская диаспора - есть те, которые очень положительно к нам настроены). Но есть и те, которые отрицательно настроены к русским и они свои идеи старались тут проводить среди общества. Но мы в контрапункт к этому смогли наши идеи продвигать.
И тут проповедь православия тут началась. И тут зародилась очень такая полезная диаспора. И, например, я очень дружу с греками, которых тут очень немало, они тоже православные, как и мы, у них тоже очень крепкая диаспора сформировалась. Люди рождаются - то ли здесь, то ли в Греции, но они получают и тут образование, и в Греции образование, и туда летом едут и изучают язык и так далее. У нас сейчас эта возможность уже появилась. У нас этого не было до девяностых годов, но сейчас это появилось. И идея диаспоры - она очень хорошая, это способствует международным отношениям даже. Мы, конечно, не поднялись в этом отношении, как греки здесь в Америке – они же не имели проблемы с железным занавесом, как мы. Но они достигли достаточно многого, и мы тоже способны, я считаю, достичь доброжелательных добрососедских отношений. Конечно, сейчас это очень трудно, но такая возможность перед нами стоит.
Стенограмма сайта "Русская Стратегия"
http://rys-strategia.ru/ |