  
Эхо одиночного выстрела из револьвера типа «Бульдог» до сих пор звучит над необъятными просторами России. Восторги и негодование, аплодисменты и ненависть –раскололи тогда российское общество на две неравные части. Большинство сочувствовало террористке. 
Надо сказать, что в российской истории подвиги и преступления очень часто меняются местами. И подвиги становятся преступлениями, а преступления – подвигами. Однако, попытка убийства, которая совершилась в приемной петербургского градоначальника более ста сорока лет тому назад, до сих пор актуальна для всех поколений российских граждан. 
И здесь нам необходимо внятно и ясно ответить на одни и те же вопросы. «А должны ли мы любить государство, в котором живем, или наше дело – только критиковать и ненавидеть его? Как соотносится любезное наше Отечество с тем государством, в границах которого мы живем? Или же цепь России, ее история – это цепь, как сказано в формулировке одного историка –цепь воспарений и катастроф? Катастроф и жертв вместо плавного поступательного движения, вместо постепенного улучшения жизни от одного поколения к другому». 
И вот, ныне творящаяся история без ответов на эти вопросы будет по прежнему историей тяжких ударов судьбы и катастроф. 
«Повсюду ныне ищут драмы, 
Все просят крови – даже дамы». 
Это из Лермонтова, конечно, с большой долей иронии. Но ирония в этих словах сегодня – не главное. Слишком много в душе нашего человека накопилось ужаса и страха. А в переводе на древнюю, звонкую латынь, -ужас, страх значат «террор». 
 
 
    |