60-е годы… Небольшой частный самолёт-амфибия в очередной раз пересекает Атлантику… Его пилоту уже минуло 70, но он по-прежнему «в строю», а, точнее, в небе, без которого не по представлял себя с юных лет, когда к облакам взмывали первые, несовершенные фанерные птицы…
Скоро амфибия приземлится на северо-американском континенте, недалеко от Нью-Йорка. Там в имении своего отца, покойного миллионера Хохчайлда, ожидает пожилого пилота любимая жена, за годы едва ли сумевшая привыкнуть к постоянному риску, с которым сопряжена профессия лётчика. Впрочем, судьба хранила его. Из русских асов Первой Мировой далеко не всем привелось вернуться из воздушных сражений, а дожить до преклонных лет суждено было и вовсе лишь немногим.
Русский ас… Кто помнит его имя в оккупированной большевиками России? Здесь, в Америке, он известен, как один самых выдающихся лётчиков США и пилот №1 среди русских лётчиков, его портреты печатаются в газетах и журналах. А на Родине… На Родине, куда не добраться даже на крыльях амфибии?..
Борис Васильевич Сергиевский родился 20 февраля 1888 г. в Царском Селе в дворянской семье. Его отец был инженером путей сообщения, мать окончила Смольный институт. Сам Борис окончил реальное училище Святого Павла в Одессе, а затем поступил на строительное отделение Киевского политехнического института. Здесь состоялась судьбоносная для юноши встреча - с одним из первых русских летчиков Сергеем Уточкиным и будущим авиаконструктором Игорем Сикорским. Вместе они основали студенческий воздухоплавательный кружок. Под руководством Уточкина Борис начал учиться летать на самолёте и уже после 3-х учебных полётов, поднялся в небо самостоятельно на «Фармане». Было это в далёком 1912 г…
В том же году, отбывая воинскую повинность, Сергиевский сдал экзамен на прапорщика запаса. Годом позже после защиты институтского диплома он вновь вернулся в армию, желая поступить в военную авиацию, но вакансии для него не хватило, и Борису Васильевичу пришлось работать по штатской специальности – инженером-мостостроителем в Киеве.
Впрочем, времени на штатскую работу оставалось уже совсем немного. Приближался 1914 г… С началом войны прапорщик Сергиевский был призван из запаса и назначен в 125-й пехотный Курский полк. В марте 1915 г. он был ранен шрапнелью в голову и ногу, но не только не покинул поле боя, но и принял на себя командование ротой, за что был награждён орденом св. Георгия и произведён в поручики.
После лечения в госпитале Борис Васильевич вернулся на фронт и подал прошение о переводе в авиацию. Оное было принято, и после службы летчиком-наблюдателем на самолете «Вуазен», молодой офицер был направлен в Севастопольскую военную авиационную школу. Весной 1917 г. он успешно сдал экзамен на звание военного летчика и был назначен во 2-й авиационный отряд истребителей под командованием легендарного аса Евграфа Крутеня. Новичок скоро стал одним из лучших летчиков-истребителей. В 55 воздушных боях он уничтожил 11 самолетов и 3 аэростата противника. Сергиевский разработал собственную тактику ведения воздушного боя с двухместными машинами противника. Она заключалась в том, чтобы сближаться с неприятелем на встречных курсах, находясь выше него, затем выполнять быструю «бочку» и атаковать снизу-сзади с близкой дистанции. Другой свой метод он применял для уничтожения привязных аэростатов наблюдения. Подлетал к ним на большой высоте, чтобы обезопасить себя от зенитной артиллерии. Когда же она открывала огонь, делал вид, что сбит, и начинал снижаться, беспорядочно кувыркаясь в воздухе. Немцы прекращали огонь. На высоте аэростата, Сергиевский внезапно выравнивал самолёт и, выпустив в шар очередь зажигательных пуль, пикируя на большой скорости, уходил из-под обстрела. Однажды вражеский снаряд всё же «достал» его самолёт, но Борис Васильевич смог посадить повреждённую машину.
За проявленную доблесть Сергиевский был награждён орденами Святой Анны 2, 3, 4-й степени, Святого Станислава 2-й и 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, представлен к чину штабс-капитана и назначен командиром отряда истребителей. Однако, этот славный боевой путь был прерван революцией. В ноябре 1917 г. бои на фронте полностью прекратились. Немецкие самолеты, однако, продолжали разведывательные полеты над русской территорией. Однажды Сергиевский, вопреки приказу, поднялся в воздух и сбил германский самолет. За это лётчик был арестован большевистской властью и приговорен к расстрелу. Но судьба хранила его не только в воздухе… Сумев бежать, он добрался до Киева.
Однако, и здесь лихолетье не дало ему передышки. Киев был захвачен Петлюрой, и в числе других царских офицеров Борис Васильевич был арестован. И вновь удалось ему бежать и вместе с женой в поезде, вывозившем с Украины немецких солдат, добраться на сей раз сперва до Берлина, а оттуда до Англии, где русский ас стал инструктором в авиационной школе.
Тем временем в России разгоралась гражданская война, и Сергиевский не смогу оставаться в спокойной и благополучной Англии. 1 ноября 1919 г. он прибыл в Эстонию и был зачислен в Северо-Западную Армию генерала Юденича. Командовал эскадрильей.
После поражения Юденича по приказу Врангеля стал формировать авиационный отряд для Русской армии на территории Польши, но предательство поляков, заключивших мир с большевиками, положили конец этому начинанию. Тем не менее, за свою службу Сергиевский был награждён орденом Св. Николая.
1921 г… Русская армия покинула Крым… Русская авиация перестала существовать… В Польше в различных заведениях можно было увидеть молодого артиста с военной выправкой, зарабатывающего на жизнь исполнением оперных арий. Слушатели за исключением некоторых и представить себе не могли, что этот весьма одарённый певец – в недавнем прошлом гроза немецких лётчиков, один из лучших русских истребителей, награждённый едва ли не всеми орденами Императорской армии…
Польшу он покинул в 1923 г. Старый друг Сикорский вновь дал ему «путёвку в небо», вызвав в США и дав работу лётчика-испытателя и инженера в своей фирме. С 1926 по 1928 год Сергиевский на гидросамолёте конструкции Сикорского служил в нефтеперерабатывающей компании в Колумбии, затем вернулся шеф-пилотом на фирму Сикорского в Стратфорд. Борис Васильевич являлся испытателем почти всех амфибий и летающих лодок этой фирмы, установил на них с 1930 по 1936 год 18 мировых рекордов, совершил в 1931 году уникальный перелёт из Нью-Йорка в Сантьяго, а в 1933 году принял участие в трансафриканской экспедиции.
В 1938 г. в качестве вице-президента и лётчика-испытателя Сергиевский вошёл в возглавлявшуюся известным русским ученым и конструктором Г.А. Ботезатом фирму «Helicopter Corporation of America». Им были испытаны вертолёты GB-2 и GB-5.
В годы Второй Мировой войны Борис Васильевич служил техническим советником 8-й и 9-й Американских Воздушных армий. После её окончания летал на чартерных линиях и руководил лётной школой на Лонг — Айленде.
Благодаря своим заработкам и недюжинному состоянию своей второй жены, Сергиевский вёл большую благотворительную работу. Успех в приютившей его стране не охладил его сыновней преданности Отечеству. Русский ас Первой Мировой продолжал служить России до последнего вздоха. Оставаясь непримиримым борцом с большевизмом, он активно участвовал в работе Русского Обще-Воинского Союза, исполняя должность генерала для поручений при Председателе РОВСа, а также 10 лет возглавлял Русский политический комитет. Борис Васильевич был бессменным председателем Общества бывших русских лётчиков в США и почётным председателем всех объединений русских лётчиков в зарубежье, в течение 22 лет возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, а также руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо-русским союзом помощи престарелым, был одним из основателей и попечителей многочисленных фондов: Толстовского, Серафимовского, Эмиграционного издательского, Православного и других. Кроме того, он много помогал Русской Зарубежной Церкви и русским эмигрантам. Десятки тысяч долларов были пожертвованы им различным обществам и частным лицам.
Человек многочисленных и разносторонних талантов и удивительной, исключительно счастливой судьбы, выдающийся русский лётчик и пламенный патриот России, Борис Васильевич Сергиевский скончался в Нью-Йорке в 1971 г. Родина, образ которой полвека сохранял он, как святыню, в своём сердце, которой продолжал служить, так и осталась лежать далеко за океаном, недостижимая даже для стальных крыльев самолётов Сикорского…
Елена Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
_____________________
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДДЕРЖИ РУССКУЮ СТРАТЕГИЮ!
Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733 (Елена Владимировна С.)
Яндекс-деньги: 41001639043436
Пайпэл: rys-arhipelag@yandex.ru
ВЫ ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ПОДДЕРЖИТЕ НАС, ПОДПИСАВШИСЬ НА НАШ КАНАЛ В БАСТИОНЕ!
https://bastyon.com/strategiabeloyrossii |