Великое значение Белой Идеи, которая по существу своем является и христианской, не оценено еще до сих пор. Но придет время и России воздаст должную дань ее благородным Рыцарям. Я часто говорю, что наше поколение было бы безответственным перед Судом Истории, если бы оно не породило героев Белаго Движения, которые будут нашим оправданием перед лицом будущей свободной России…»
Белая идея, по внутреннему существу своему не только глубоко нравственная, но даже религиозная идея. Она знаменует собой борьбу не только за Национальную Россию, но за вечные, общечеловеческие начала... Это брань Света с тьмою, Истины с ложью, Добра со злом, Христа с его противником Антихристом».
Митрополит Анастасий
***
«Добровольческая армия не принимает на себя никаких обязательств, кроме поставленной цели спасения Родины. Добровольческую армию купить нельзя…».
Генерал Алексеев
***
Наше Добровольческое движение в свое время послужило неким оплотом, который предохранил Европу и мир от затопления красной волной.
Наше Добровольческое движение было самым ярким, самым чистым воплощением борьбы освободительной. Ибо тернистый путь его отмечен смелым, дерзким, высоким подвигом и несчетными могилами павших за Родину. Ибо оно и только оно одно — не преследовало никаких эгоистических целей ни политических самоопределений, ни бытовых привилегий, ни социальных домогательств, ни экономических выгод.
Только - избавление России от коммунистического ига.
Бог не судил нам успеха, мы не достигли цели. Потому, главным образом, что мы были одиноки. И у себя, и вовне.
В самые тяжкие дни нашей борьбы, в дни Первых походов, ми и мы, отрезанные от внешнего мира, затерянные в бушующем большевицком море, пробивали себе путь «в неизвестное», даже в эти дни разве могло появиться у нас малейшее сомнение в правоте нашего дела, в значении Добровольческого подвига. Конечно, нет. Тогда все было просто и ясно. Ибо над нашим станом, над городами и весями, занимаемыми Добровольцами, реял трехцветный флаг — символ освобождения державной России от власти большевиков.
***
«Много уже написано, еще больше напишут о духовном облике Добровольческой армии. Те, кто видел в ней осеянный страданием и мученичеством подвиг — правы. И те, кто видел грязь, пятнавшую чистое знамя, во многих случаях искренни. Весь вопрос в правильном синтезе ряда сложных явлений в жизни армии — явлений, рожденных войной и революцией. Так, каждый в отдельности офицер, выведенный в купринском «Поединке», — живой человек, но такого собрания офицеров такого полка в русской армии не было…
В нашу своеобразную Запорожскую сечь шли все, кто действительно сочувствовал идее борьбы и был в состоянии вынести ее тяготы. Шли и хорошие, и плохие. Но четыре года войны и кошмар революции не прошли бесследно. Они обнажили людей от внешних культурных покровов и довели до высокого напряжения все их сильные и все их низменные стороны. Было бы лицемерием со стороны общества, испытавшего небывалое моральное падение, требовать от добровольцев аскетизма и высших добродетелей. Был подвиг, была и грязь. Героизм и жестокость. Сострадание и ненависть. Социальная терпимость и инстинкт классовой розни. Первые явления возносили, со вторыми боролись. Но вторые не были отнюдь преобладающими: история отметит тот важный для познания русской народной души факт, как на почве кровавых извращений революции, обывательской тины и интеллигентского маразма могло вырасти такое положительное явление, как добровольчество, при всех его теневых сторонах сохранившее героический образ и национальную идею.
Добровольцы были чужды политики, верны идее спасения страны, храбры в боях и преданы Корнилову. Впереди их ждало увечье, скитание, многих — смерть; победа представлялась тогда в далеком будущем. Они дрались на подступах к Ростову, зная, что сотни тысяч казаков и ростовской буржуазии за их спиною живут легко и привольно. Они были оборванцы, мерзли и голодали, видя как беснуется и веселится богатейший Ростов, финансовая знать которого с большим трудом «пожертвовала» на армию два миллиона рублей, растворившихся быстро в бездонной ее нужде. Они встречали в обществе равнодушие, в народе вражду, в резолюциях революционных учреждений и социалистической печати злобу, клевету и поношение. Одиночные добровольцы, случайно попадавшие в Темерник — рабочие кварталы Ростова — часто не возвращались...
Вскоре стало известным, что большевики убивают всех добровольцев, захваченных ими, предавая перед этим бесчеловечным мучениям…
Большевики с самого начала определили характер гражданской войны: Истребление…
Среди кровавого тумана калечились души молодых жизнерадостных и чистых сердцем юношей…
Генерал Деникин «Очерки русской смуты»
***
Пусть наши силы не велики, пусть вера наша кажется мечтанием, пусть на пути нас ждут одни лишь тернии и разочарование, но он единственный путь для всех, кто предан России…
Легко быть смелым и честным, помня, что смерть лучше позорного существования в оплеванной и униженной России.
Генерал Марков
***
Знак Первого Кубанского Похода дает участникам его — единственное право - глядя на него, вспомнить все трудности этого похода.
Генерал Богаевский
***
Часто приходилось слышать, что Белое Движение не имело успеха потому, что его лозунги были неопределенны и непонятны. Это ложь и лицемерие. Подняв наше старое трехцветное знамя, Корнилов и те, кто с честью носили это знамя после него, обещали Отечество… СССР ни для кого не может, да и не хочет быть Отечеством.
Неужели еще есть непонимающее? Опомнитесь, русские люди! Какие нам нужны еще лозунги?
Генерал Казанович
***
Действительно, тяжелая участь выпала на нашу долю. Видеть, как на наших глазах, милый нашему сердцу облик старой России ушел в безвестное прошлое. На наше поколение выпал и другой тяжелый, но почетный жребий - с Божьей помощью спасти и возродить наше Отечество…
Мы боремся не за те или иные партийные идеалы, мы боремся за то, что выше всех партий и классовых программ. Мы боремся за Россию.
Что осталось у офицера? Чувство долга и чести! Он помнит, что великая честь - сложить свою голову за Родину.
Генерал Кутепов
***
Собралась кучка решительных и храбрых людей. Без снарядов и патронов эти четыре тысячи прошли всю южную часть донской области, пробежали севером ставропольской губернии и исколесили Кубань. Все, что становилось поперек их пути, они отметали и шли туда, куда хотели.
В хозяйственную часть никто из добровольцев не шел. Были среди них и пожилые штаб-офицеры, были и специалисты, заведовавшие ранее хозяйственными частями, но все шли в строй простыми рядовыми и не соблазнялись тыловыми местами.
Мы пришли драться, а не бобы добровольческой армии, это были разводить, — говорили старики полковники и шли в роты под команду молотых, обстрелянных офицеров военного времени.
Это был первый призыв убежденные люди, искавшие не карьеры, а стремившиеся исполнить свой долг перед родиной.
Член Государственной Думы Л. В. Половцев
***
Внутренне, по силе своего духа, по вере в своего вождя, по решимости идти на неизвестное, бросая базу, с туманной надеждой впереди лишь на соединение с какими-то кубанскими добровольцами, ни численность, ни положение которых никому, собственно, не были известны, Добровольческая армия эпохи 1-го похода является прямо военно-исторической загадкой. Любовь к Родине и вера в вождя двигали эту горсть едва вооруженных людей на беспримерный в военной истории поход. Без надежды на помощь, без тыла, без снарядов, Добровольческая армия, высоко подняв знамя Единой Великой России, пошла против заливавшей Россию красной волны навстречу неизвестному будущему. Вряд ли за всю свою военную историю Россия когда-нибудь дала равную по героизму добровольцам Корнилова армию. Великие потрясения великой страны родили великую по духу горсть героев.
Профессор, полковник Зайцов
***
Надо сказать, что это была армия героев; не будет преувеличением утверждать, что в военной истории всех времен и народов редко встречается такой подбор героев… Являясь в военном отношении лучшей Армией из всех противобольшевицких вооруженных - сил, она, в точном смысле слова, была тактически непобедимой для красных».
Профессор Генерал Головин
***
Русское Белое движение имеет свой глубокий и непреходящий смысл – религиозный, патриотический и государственный. Гражданская война против интернационалистов и коммунистов была лишь первым проявлением его, его героическим, военным началом; и впереди его ждет трудное, но славное будущее. Это есть движение национального рыцарства – движение, не связанное ни с каким сословием и не имеющее никакой классовой программы; каждый русский патриот может найти в нем свое почетное место. Оно покоится на отборе честных и волевых русских граждан. Его цель – религиозное, государственное и культурное величие России. Его ближайшая задача – освобождение и возрождение родины.
Профессор Ильин
***
Офицеры Армии занимали места в строю рядовыми рядом с маленькими кадетами и великовозрастными семинаристами. У всей этой молодежи был один порыв, одна мечта, жертвовать собой для Родины. Этот дух и вел к победе и этим только и объяснялись успехи этой кучки людей в борьбе с врагом в десятки раз сильнейшим. Святая любовь и вера в своих вождей вела их от одного подвига к другому.
Б. Суворин
***
И.А. Бунин писал: «Народу, революции все прощается, – «все это только эксцессы».
А у белых, у которых все отнято, поругано, изнасиловано, убито, – родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры, – «эксцессов», конечно, быть не должно».
В своей речи он говорил:
«Пусть не всегда были подобны горнему снегу одежды белого ратника, — да святится вовеки его память! Под триумфальными вратами галльской доблести неугасимо пылает жаркое пламя над гробом безвестного солдата. В дикой и ныне мертвой русской степи, где почиет ратник, тьма и пустота. Но знает Господь, что творит. Где те врата, где то пламя, что были бы достойны этой могилы? Ибо там гроб Христовой России. И только ей одной поклонюсь я, в день, когда Ангел отвалит камень от гроба ее. Будем же ждать этого дня».
***
И.С. Шмелев, пожалуй, самый чуткий и совестливый из русских писателей нашего времени, так говорит о корниловском походе: «Этот подвиг роднится с чудеснейшими мигами человеческого мира, когда на весах Совести и Любви взвешивались явления двух порядков: тленного и нетленного, рабства и свободы, бесчестия и чести. Это подвиг проявление высокого русского гражданства: в подвиге этом не было ни различных классов, ни возраста, ни пола — все было равно, едино, все было - общая жертва жизнью. Ледяной поход длится. Он вечен, как бессмертная душа в людях, неугасимая лампада, теплящаяся Господним Светом».
***
Черному дулу — грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое — в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира — последний сон:
Молодость — Доблесть— Вандея — Дон.
Марина Цветаева
Из книги С.Н. Ряснянского "ПЕРВЫЕ НАЧАВШИЕ"
|