В дни 100-летия Белой Борьбы интернет-канал Голос Эпохи.ТВ и портал "Русская Стратегия" побеседовали с известным московским историком, кандидатом исторических наук В.Г. Чичерюкиным-Мейнгардтом.
- В связи со 100-летием Великой Русской Катастрофы вновь стала активно звучать тема примирения "белых" и "красных". На Ваш взгляд возможно ли оно вообще, и что для этого нужно?
- Хотя первые разговоры были на этот счет еще во времена перестройки на рубеже 80-90-х годов. Возможно, что тогда поставить какой-то памятник примирения – это было актуально. Но эта идея не потеряла актуальности и сейчас.
Если говорить о примирении на бытовом уровне – мне кажется, что оно в какой-то степени имеет место быть. Но, если говорить о примирении на идейном уровне, то здесь, мне думается, примирения в обозримом будущем быть не может. Потому что есть люди, которые считают, что правда была на стороне Белых. Их точка зрения вполне аргументирована, и мне эта аргументация близка и понятна.
Есть люди, которые считают, что была правда на стороне красных. Но их аргументация, как мне представляется, - она надуманная, и она лишена какой либо исторической обоснованности, фактической обоснованности. Потому что благодаря победе большевиков, благодаря победе красных в Гражданской войне, Россия оказалась отброшена на целый век назад, то есть нужно признать очевидный факт - Россия потеряла двадцатый век.
А ее людские потери, они мне представляются очень слабо восполняемыми. Я имею в виду тот урон, который был нанесен геноцидом русского народа в первую очередь сторонниками новой советской государственности. И подобные вещи, если можно простить на бытовом уровне, то простить их на уровне духовном, нравственном - это, мне думается, в обозримом будущем едва ли возможно.
- В нашем обществе довольно велик процент людей, которые почитают т. Сталина. В том числе в среде как будто бы консервативной, православной и монархической. Чем объяснить такую патологию?
- Мне неоднократно приходилось слышать и читать старательно вылепливаемый, в последние особенно полтора-два десятка лет миф о том, что Иосиф Виссарионович Сталин был выдающимся русским, подчеркиваю – русским - патриотом-государственником. Что он тайно всячески сочувствовал православной церкви, был верным чадом русской православной церкви и христианином. И, что это едва ли не самый значительный персонаж с безусловным знаком плюс во всей тысячелетней истории государства Российского. Естественно, что подобный миф - это миф, причем миф рассчитанный, лукавый - миф на очень наивных людей, или тех, у которых нет ни ума, ни сердца, ни души.
Сталин был одним из самых величайших преступников в истории человечества. И, когда пытаются его всячески оправдать те, что, дескать, он создал великую державу, что он покарал ленинскую троцкистскую гвардию великого октября. И прочие когда в кавычках «заслуги» ему ставят в безусловный плюс, то с этим согласиться никак нельзя. Потому что, идя по стопам своего учителя Ленина, Сталин последовательно проводил в жизнь политику стратоцида. То есть, стратоцид, слава Богу, что этот термин теперь имеет уже право на существование и его употребляют - это тоже самое, что геноцид. Преступление, которое не имеет никакого прощения и не имеет никакого срока давности. Потому что это преступление чудовищное и бесчеловечное. Подобно тому, как германские нацисты уничтожали евреев, турки уничтожали в первую мировую войну армян, вот также большевики, начиная с Ленина и продолжая Сталиным, уничтожали традиционные сословия, составлявшие традиционное русское или российское общество.
И результаты этого стратоцида - чудовищного стратоцида - они вполне налицо. И поэтому говорить о каком-либо прощении или примирении с подобными воззрениями – я считаю это, по меньшей мере, кощунственно.
- Ещё один миф сейчас раскручивается заметно старательно. Миф о том, что всё Белое Движение было якобы февралистским. На этом основании обществу предлагается "простой" вывод: дескать, Белые не лучше большевиков. И развивая дальше: большевизм эволюционировал, и Сталин спас страну. Как бы Вы прокомментировали февралистский миф?
- В последнее время мне с этим приходилось сталкиваться и читать – высказывания людей, которые позиционируют себя, как православные монархисты. Что никакой правды за Белым движением не было, что его возглавили изначально предатели генералы во главе с Алексеевым и Корниловым. И изначально это движение было порочным, и поэтому оно было заранее обречено на поражение. С этим, опять-таки, согласиться нельзя, потому что, если говорить о февральской революции, то генеральского заговора, на мой взгляд – его не было. Что касается роли генерала Алексеева, то об этом вышла очень хорошая книга историка В.Ж. Цветкова. И еще более интересные и аргументированные оценки и генерала Алексеева, и, точнее говоря, книги о генерале Алексееве, вышли из-под пера петербургского историка К.М. Александрова. Поэтому, те, кто верит подобным мифам о том, что генерал Алексеев был предателем, масоном, я адресую именно к этим сочинениям, написанным профессиональными историками. Поэтому говорить о том, что были какие-то хорошие православные монархисты, которые каким-то образом сумели обойти темные силы, которые потом основали Белое движение, - на мой взгляд, подобные рассуждения не имеют под собой исторической основы и исторических фактов.
- На Ваш взгляд, сегодня Россия всё-таки преодолевает большевистское наследие или наоборот возвращается к нему?
- В этом году исполнилось, или, можно сказать, исполняется 100-летие русской национальной катастрофы двадцатого столетия. Именно ее, а не великую победу в Великой Отечественной войне, следует считать самым главным событием в истории России, русского народа в двадцатом столетии.
То, что происходит в последние полтора десятка лет, оставляет двойственные чувства. С одной стороны, мы видим, как на торжественном государственном уровне произошли перезахоронения праха генерала Деникина, и философа-антисоветчика Ивана Ильина, в Москве в Некрополе в Донском монастыре.
С другой стороны, то там, то тут появляются новые памятники кровавому диктатору Сталину, его подручным, тем, кто разрушал и губил историческую Россию. То же самое можно сказать и про события последних недель и даже месяцев. С одной стороны, мы видим демонстрацию по центральным телеканалам телесериалов, в которых большевики показаны в самом неприглядном свете, таким образом, какими они и были. Я имею в виду телесериал Демон, посвященный Троцкому, затем сериал, посвященный Ленину-Парвусу. С другой стороны, мы слышим высказывания первых лиц государства, включая Президента Путина, о том, что советский строй - это была светлая страница в истории нашей Родины, что никоим образом нельзя это прошлое отринуть или тем паче очернять. И вот это оставляет, конечно, двойственные чувства. Но все-таки мне кажется, что если мы все будем предпринимать усилия для того, чтобы преодолевать советское наследие, мне думается, что это все-таки даст положительные результаты.
- В заключении вопрос о Ваших работах. Вами подготовлена книга «Некрополь русской воинской эмиграции», которая пока ещё ожидает своих издателей и читателей. Расскажите о ней, пожалуйста.
- Идея создания книги «Некрополь русской воинской эмиграции» - имеет очень дальнюю историю. Отправной точкой я считаю август 1989 года, когда в Москве, на Петровских линиях, открылась (впервые за советское время) фотовыставка «Первое августа 14-го года». И, естественно, выставка, посвященная Первой Мировой войне – это выход и на Гражданскую войну, и на историю Русской Белой эмиграции. Вот, собственно говоря, это стало для меня отправной точкой. Ибо, после этой выставки, я окончательно решил для себя, какой будет сфера моих научных и познавательных интересов. Это история русской военной эмиграции. Естественно, тесные увязки и с Гражданской войной, и с Первой Мировой.
Получилось так, что это время совпало с разрушением железного занавеса. Когда появилась возможность, образно говоря, посмотреть в глаза России, которую мы потеряли. То есть, появилась возможность выезжать за границу, и посетить те центры, которые возникли в начале двадцатых годов, как центры русской Белой эмиграции. И, начиная с 91 года, мне удавалось неоднократно летом, во время отпуска, - выезжать за границу, посещать центры Русской Белой эмиграции, встречаться с потомками русских Белых эмигрантов. И собирать материалы по некрополистике. Потому что я для себя сделал тогда такой вывод, что встретить живых участников Гражданской войны - это уже было маловероятно в начале девяностых годов.
У кого-то из коллег был свой интерес, кто-то занимался историей, допустим, наградной системы. Кто-то занимался униформистикой… Но я для себя взял тему «Русский Зарубежный воинский Некрополь». И не просто фотографировать и описывать, но, и, по возможности, попытаться установить биографии этих людей, видя в этом, в известной степени, свой долг.
И, в результате этих поездок, появился целый ряд публикаций, в первую очередь - в петербургских изданий. Это альманах «Русское прошлое» и журнал «Новый часовой».
И, по мере того, как эти материалы накапливались, публиковались, но публиковались они, увы, почти без фотографий, появились идеи, что это все нужно, как целый пласт отечественной культуры, культуры военной, культуры русского воинства в изгнании – его опубликовать, чтобы это было все явлено людям.
Пожалуй, самые яркие представители Русской Белой эмиграции, с кем мне доводилось и познакомиться и общаться, это Святослав Николаевич Забелин, живший в Сан-Франциско, родившийся в семье русского Белого офицера в Югославии. Ветеран Русского Корпуса, в котором он прослужил около года в чине подпоручика. Он же был в течение многих лет куратором музея русских военных ветеранов в Сан-Франциско. Собственно говоря, это был человек, который, как Вергилий, легендарный персонаж из античной мифологии, открыл мне дверь в историю русского зарубежья, историю русской военной эмиграции. Так что, естественно, его я вспоминаю в Предисловии добрым словом.
Могу в этом ряду еще назвать в этом несколько имен, в частности Анатолий Владимирович Коптев. Русский, родившийся и всю жизнь проживший в Финляндии. Полковник, его дед - был сожжен заживо в одном из красных концлагерей под Петроградом осенью 1920 года.
Могу также вспомнить добрым словом супругов Калякиных из Лос-Анджелеса. Ольгу Георгиевну Кильчевскую, рожденную в Праге.
Леонида Евгеньевича Ходкевича из Софии… И еще несколько человек, включая тех, кто просил свои имена не называть.
Именно общение с этими людьми укрепило мое намерение, сделать свой вклад в то, чтобы история русской белой эмиграции не была забыта.
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/
|