Сообщение от 15 января 2018 года не прошло незамеченным: «Написанный Малевичем портрет чекиста Якова Юровского, возглавившего расстрел императора Николая II, выставлен в продажу за 65 млн евро. Портрет чекиста Якова Юровского, в 1918 году выступившего одним из непосредственных организаторов расстрела в Екатеринбурге семьи последнего российского царя Николая II, написанный Казимиром Малевичем, выставлен на продажу за 65 млн евро. Соответствующее объявление размещено на сайте галереи ArtAntik, сообщает " Znak.com"».
«Портрет Юровского обнаружил в 2011 году реставратор антикварной мебели Игорь Миловидов. Завернутый в обои холст находился в одном из нераспакованных ящиков его деда. С этим ящиком семья Миловидова в течение нескольких десятков лет переезжала с места на место».
Сообщается также: «Картина прошла экспертизу в научно-исследовательском центре имени Третьякова (установление авторства, подтверждение подлинности – В.К.). Сейчас предполагается, что Казимир Малевич написал портрет Юровского во время пребывания в Курске (с 1896 по 1907 год) до переезда в Москву и Ленинград».
Портрет кисти Казимира Малевича (1879-1935), цареубийцы Якова Юровского (1878-1938), факт обнаружения которого еще в 2011 году скрывался, в том числе и от следствия по делу Екатеринбургского злодеяния (история заказа портрета, так или иначе, связана с цареубийством), нуждается в проведении исторической экспертизы, так как именно год и место написания этого портрета могут подтвердить или нет принадлежность изображенного на нем мужчины к Юровскому.
Возраст изображенного на портрете мужчины находится в пределах от 35 до 40 лет (возможно, что и больше), а Юровскому, молодому человеку в те годы (1896-1907), было от 18 до 29 лет. Да и появление Юровского в Курске или в Москве в то время не подтверждается фактами его биографии.
Где могло состояться, далеко не шапочное, приведшее к написанию портрета, знакомство Юровского с Малевичем, проживающим в те годы (1896-1907) в Курске? В Москве он находился в период первой попытки поступления в 1904-1906 годах в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. То было время Первой русской смуты, участником которой Юровский был в Екатеринодаре, а затем в Томске. В декабре 1905 года Малевич, вместе с братом Мечиславом, участвовал в баррикадных боях в Москве; весной 1906 года он возвратился в Курск и только в 1907 году переехал в Москву на постоянное место жительства. Ноэтими фактами далеко не исчерпывается вся эта сенсационная «находка», обнародование которой не случайно приурочили к вековой дате совершения цареубийства.
Первая возможная встреча Малевича с Юровским могла произойти в Москве до середины 1919 года (летом 1918 года Малевич переехал из Москвы в Петроград, в конце года вернулся в Москву), где до отъезда в освобожденный от белых Екатеринбург находился на службе в ВЧК уральский чекист. Это был период той негромкой, в узком кругу друзей по духу, славы Юровского-Орлова, похаживавшего в Метрополь. О тех застольях «вдохновенно» написал поэт Михаил Светлов (Шейнкман): «Пей, товарищ Орлов,/ Председатель Чека,/ Пусть нахмурилось небо,/ Тревогу тая, -/ Эти звезды разбиты/ Ударом штыка,/ Эта ночь беспощадна,/ Как подпись твоя».
В пору расцвета таланта Малевича, в 1910-1920-х годах, «русский авангард в корне меняет искусство и побуждает художников на сотворение принципиально новых выразительных средств в своих картинах». Таков, например, портрет художника и музыканта М.В. Матюшина (1913), составленный из разных геометрических плоскостей, и только частица лба и прямой пробор засвидетельствовали личность натуры.
Знаменательно, что во время написания портрета М.В. Матюшин с поэтом и художником А.Е.Крученых работали над футуристической оперой «Победа над Солнцем», премьера которой состоялась в декабре 1913 года. В эскизах декораций и костюмов Малевича к этой опере впервые возникло изображение «чёрного квадрата», означавшее тогда «пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга».
«Победа над Солнцем» была бы поражением жизни, а стремление к этому – затмением разума, которое началось у футуристов и продолжилось затем у большей части «передового образованного общества». Во время подготовки к изданию брошюры «Победа над Солнцем» (1915) Малевич создает свои первые «беспредметные» холсты.
В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, а в начале июня 1922 года в Петроград, где жил до конца жизни. В 1923 году в Москве, к 25-летию творческой деятельности, состоялась Персональная выставка работ Малевича в Государственной Третьяковской галереи.
В 1927 году Малевич уехал в загранкомандировку, откуда срочно вернулся, вернее, был отозван и арестован в июне 1927 года, но вскоре, под давлением «международной общественности» и помощи партийного друга был освобожден. С 1928 по 1930 годы Малевич наездами преподавал в Киевском художественном институте. Осенью 1930 года был арестован ОГПУ как «германский шпион», но в декабре 1930 года снова освобожден.
В период жизни Малевича–супрематиста - до 1929 года (последнего года его выступлении в столичной прессе), когда обозначилась невостребованность его творчества для советской власти, он не мог работать над портретом Юровского. К 15-летию советской власти в 1932 году началась критика «Черного квадрата»: одним направлением в искусстве был объявлен соцреализм. На выставке в 1933 году в Историческом музее работы Малевича и других авангардистов помещены в самые темные залы. Творчество супрематиста Малевича объявлено чуждым и вредным явлением в совискусстве. К этому времени относится вынужденное начало его работ над портретами друзей, ударников…
Портрет Юровского-чекиста, написанный Малевичем, реалистичен: черное кожаное одеяние, перешедшее от комиссаров-февралистов к комиссарам-октябристам, а затем и к чекистам. «Черный господин», - так назвал Юровского «бывший царь», по принятому тогда «величанию» Государя Николая II Александровича большевиками. Мог ли одеваться так молодой Янкель Ицкович Юровский в те курско-московские годы Малевича? Датировка экспертизой времени написания этого портрета сомнительна.
Рассматриваемый «портрет чекиста» написан значительно позже указанных экспертами лет, скорее всего, ближе к началу тяжелой болезни художника: рак предстательной железы был обнаружен у него в 1932 году, а в 1933 году началась его тяжелая болезнь. В последние годы в жизни Малевича - 1932-1935, - он рисовал портреты в жанре реализма, в том числе, видимо, и на заказ, как это видно из портретов «ударников».
Известный портрет И.В. Клюна (1933), написанный в той же манере, что и «портрет чекиста»: на темном фоне высвечивается лицо и особенно глаза, с их выразительным взглядом; светлая, белая, рубашка на груди; такой же и портрет (1933) ударника («Краснознаменец Жарновский»). В последнем, в центре портрета – фактурный мазок: красный фартук-передник, как и положено «краснознаменцу».
«В этой манере с использованием фактурного мазка, темных фонов, из которых светом, как у Рембрандта, выхватывается лицо или фигура, им выполнен целый ряд портретов в 1934 году. Они выполнены вполне во времени, и можно найти достаточно подтверждений актуальности подобного хода творческой мысли в отечественном искусстве тех лет» (Джафарова С. Автопортрет и портрет жены. Вечные темы в интерпретации Казимира Малевича).
Вряд ли мы узнаем, кто из круга людей, повязанных «екатеринбургским делом», заказал, уже тогда знаменитому на Западе художнику Малевичу «исторический» портрет цареубийцы Юровского: 15-тилетний «масонский юбилей» цареубийства исполнялся в 1933 году. Видимо, заказчик, а он неминуемо был троцкистом, попал под начавшуюся во второй половине 30-х годов «зачистку», и портрет оказался невостребованным. Что ж, сейчас он уйдет на Запад, к наследникам истинных заказчиков убийства Царской Семьи.
«Чекист» кисти Малевича изображен в русской косоворотке - такой привычной для русского народа и совершенно не свойственной для человека, подчеркивающего свое еврейское происхождение: на самой известной, приведенной в Википедии, фотографии Юровского, а он обладал навыками фотохудожника, он снят в традиционно черном одеянии (так и на фотографии). Эта фотография в Википедии, наиболее близкая к «портрету чекиста», возможно, что, вместе с кратковременным знакомством Малевича с Юровским, стала его прототипом, избежав позирования при написании портрета.
Промыслительным было явление «Черного квадрата» Малевича, выставленного в конце 1915 года – начала действий русских масонов – заговорщиков. Поверившая их ложной клевете часть русского общества и народа, попустивших цареубийство, в этой русской косоворотке с двумя черными пуговицами на портрете «чекиста».
Есть еще один маленький черный мазок - знак на этом «дорогом» портрете, ставший приметой того времени: «взять на мушку» и «поставить к стенке». Таких, хорошо различимых, «родинок - мушек» на портрете Юровского, самого их не имевшего, две:
первая вверху, в центре лица, а вторая ниже, наискосок от первой. О чем говорят эти «черные знаки» - известно из слов самого цареубийцы: в кого были направлены его выстрелы в ту самую ночь.
Цареубийство – смертельно опасно для жизни самого убийцы, но это и угроза для жизни и художника, автора портрета цареубийцы. Сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15)! И не этот ли «Портрет чекиста Якова Юровского» стал причиной болезни Малевича?
Есть что-то неуловимо общее во взглядах людей на фотопортрете Малевича и на холсте «чекиста», хотя внешне и отличающихся: прощальный взгляд смертельно больного, но морально не сломленного художника и взгляд – воспоминание о той ночи обреченного, также смертельно больного Юровского, лишь на три года пережившего Малевича. Куда делся тот взгляд-приговор «Председателя Чека» с фотографии Юровского-Орлова? От него не осталось и следа.
Фото 1. Чекист Яков Юровский
Фото 2. Малевич, 1920–1921 годы.
Виктор Корн, писатель, публицист
Источник |