Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика


Онлайн всего: 88
Гостей: 88
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2018 » Март » 12 » Забытые герои Великой войны: Павел Плеве
    05:40
    Забытые герои Великой войны: Павел Плеве

    В конце января 1916 г. Император Николай Второй прибыл с инспекционным визитом на Северный фронт. Здесь его встречали командующий 5-й армией генерал В.И. Гурко и командующий фронтом генерал П.А. Плеве. «Бог мой, на что похож бедный Плеве! – писал Государь жене. - Как труп зеленый, более чем когда-либо скрюченный и слепой, едва передвигает ноги... Рассуждает он вполне нормально и здраво, его мысли ясны и голова свежа, — и когда сидит он, то все ничего, однако когда встает, то являет грустное зрелище». Накануне приезда Императора у командующего Северного фронта Плеве случилась кровоизлияние. Но его железная воля, не дававшая спуску противнику в сражениях, не позволила взять верх и болезни. Едва державшийся на ногах генерал не мог не встретить своего Государя и Главнокомандующего…

    Павел Адамович Плеве… Многие ли вспомнят сегодня это имя? Между тем, генерал Плеве был одним из лучших военачальников Великой войны, что признавали и в России, и в Германии… Павел Адамович окончил Николаевское кавалерийское училище (по первому разряду с занесением на почетную мраморную доску заведения) и Николаевскую академию Генштаба (также по первому разряду). Боевое крещение молодой талантливый офицер принял в годы Балканской кампании. Он участвовал в сражении у высоты Сахар-Тепе, в битве при болгарском селении Аяслар, в общем наступлении сил Северного отряда и преследовании противника к Шумле. По окончании войны Плеве остался служить в Болгарии в качестве штаб-офицера для поручений.

    В 32 года Павел Адамович был произведён в чин полковника. В 1889 он представил на суд публики свою первую военно-научную работу — «Очерки из истории конницы». Она предназначалась для юнкеров Николаевского кавалерийского училища и рассматривала развитие конницы с древнейших времен. «Конница не должна волноваться быстрыми совершенствованиями огнестрельного оружия — силе огня она должна противодействовать развитием маневренности и быстроты действий, а в особенности подъемом духа до сиюминутной готовности решаться на отчаянные предприятия...», - писал Плеве.

    С 1909 г. генерал возглавлял Московский военный округ. На этом посту он занимался благотворительной и общественной деятельностью, состоял членом Императорского общества воздухоплавания и помощником попечителя больницы военных врачей.

    На момент начала Великой войны Павлу Адамовичу уже исполнилось 64 года. Генерал, однако, был полон энергии. На фронт он отправляется во главе 5-й армии. Силы неприятеля на обороняемом ею участке фронта превосходили её и в численности, и в количестве артиллерии. В связи с поражением под Красником соседней четвертой армии Павел Адамович получил от командующего силами Юго-Западного фронта приказ «...для оказания подмоги левому флангу четвертой армии развернуть свои силы на запад (прежний курс был на юг)». Несмотря на то, что данный приказ весьма осложнял положение пятой армии, оказавшейся разделённой надвое и растянутой на сотню километров, Плеве докладывал командующему фронту Иванову: «Мы будем сражаться до последней крайности».

    Так, в почти безнадежной обстановке начиналась Тамашевская битва. Однако, сражаясь в полуокружении, славная пятая армия сумела нанести неприятелю существенный урон и, ловко маневрируя, выскочить из-под удара. Основную ставку генерал Плеве сделал на конницу. Образовав сводный кавалерийский корпус, он наносил им удары в тыл австрийцев. Донская казачья дивизия Плеве использовалась генералом для обеспечения отхода его сил после Томашевского сражения. Помимо того конная разведка пятой армии своевременно обнаруживала изменения сосредоточения австрийских войск. Потери русских в Томашевской битве составили менее 30 тысяч человек, австрийцы потеряли 40 тысяч. Военный учёный, профессор генерал-лейтенант Н.Н. Головин называл марш-маневр пятой армии после Томашевского сражения одним из самых искусных в истории Мировой Войны: «Этот отход вовсе не являлся отступлением — это был отрыв от врага, возвращавший свободу маневра армии, сохранившей полную боеспособность».

    За умелые действия, в значительной мере способствовавшие успешному для Русской Армии завершению Галицийской операции и разгрому первой австро-венгерской армии, генерал Плеве был награждён орденом Св. Георгия.

    Одна из наиболее славных страниц военной биографии Павла Адамовича - Лодзинская операция, одна из самых сложных в ту войну.

    - Ваше превосходительство, вторая армия окружена и вынуждена сдаться! – с таким паническим известием прискакал к генералу ординарец второй армии.

    Плеве некоторое время молча смотрел на молодого офицера, а затем ответил холодно:

    - Мой милый, вы прибыли трагедию играть или с докладом? Ежели у вас имеется донесение, доложите его начштаба. А разыгрывать трагедий здесь не нужно, а то я отправлю вас под арест.

    Не испугавшись угрозы окружения своих сил, Павел Адамович сам ответил угрозой окружения левого фланга противника. «Между войсками, проникшими в тыл врага, и левым крылом частей генерала артиллерии Шольца внезапно оборвалась связь. В образовавшийся промежуток двинулись силы русских...», - вспоминал немецкий генерал Макс Хофман. Этот отважный маневр предотвратил катастрофу и полностью изменил ход сражения.

    К 9 ноября ударная группа Шеффера-Бояделя, взявшая до этого в полукольцо вторую армию, неожиданно оказалась окружена силами Плеве. Германское командование считало группу безнадёжно потерянной. Так и случилось бы, если бы во главе Северо-Западного фронта стояли такие же дальновидные и чуждые своекорыстия военачальники, как Павел Адамович. Но во главе фронта стоял генерал Рузский. Несмотря на отчаянные телеграммы Плеве, он приказал второй и пятой армии начать отход и тем спас группу Шеффера-Бояделя. Не удалось Павлу Адамовичу и добиться организации преследования спешно отступающего противника. Тем не менее, Лодзинская операция стала поражением для немцев. «Важная оперативная цель по уничтожению русских в излучине реки Вислы не была выполнена... Вместо окружения войск противника под Лодзью нам пришлось спасать собственные корпуса», - писал Эрих Людендорф.

    Генерал Рузский не в первый и не в последний раз препятствовал успехам русского оружия. В августе 1914-го он долго игнорировал приказы командования фронтом о содействии левому флангу пятой армии, и лишь стойкость корпусов Плеве предотвратила разгром. Схоже действовал генерал Эверт, отказавший в помощи пятой армии 13 августа. В отличие от Плеве, думавшего о успехе общей операции, Рузский и Эверт больше заботились о собственных лаврах.

    Павел Адамович обладал суворовскими «быстротой и натиском». Он умел мгновенно оценить обстановку, действовал решительно, воевал умением, а не числом. Он старался беречь личный состав, но мог быть упорен, не считаясь с жертвами, когда того требовала обстановка. «Бить неприятеля, преследовать его самым беспощадным и настойчивым образом, не выпускать его, а уничтожить или брать, в целом проявлять крайнюю энергию», - так наставлял генерал свои войска. В Русской Армии его призывали на самые тяжёлые участки, в самые кризисные моменты, зная, что Плеве найдёт способ выйти из самой безнадёжной ситуации.

    Педантичный и привыкший всё держать под личным контролем, Павел Адамович вникал во всякую мелочь управления войсками, ограничивая оперативную свободу своих командиров. При этом генерал был лишён какой-либо косности, охотно вводя в своих частях полезные новшества. Особенно много было сделано им для повышения эффективности конницы. В ходе Митаво-Шавельской операции Плеве организовал удачный рейд в тыл противника, о результатах которого командование немцев рапортовало: «Разрушена была... телефонная сеть в глубину и на большом протяжении по фронту, а подвоз продовольствия ко второй и шестой кавалерийским дивизиям оказался прерван на сутки».

    Наладил Плеве взаимодействие и с таким новым родом войск, как зенитчики, боровшиеся с вражескими аэропланами. Он же стал основателем штурмовых частей Русской Армии. «Приказываю в каждой роте сформировать особые отряды бомбометателей... Людей в них избирать энергичных и смелых, каждого вооружить десятью гранатами, повешенными на поясе удобно, и произвольного образца топорами. Кроме того каждого снабдить лопатой и ручными ножницами для преодоления проволоки», - говорилось в его распоряжении по армии от октября 1915 г. Павел Адамович установил порядок обучения новых подразделений, прикомандировав в качестве инструкторов военнослужащих-саперов. Вскоре этот опыт распространился на всю Русскую Армию: во всех пехотных полках появились штурмовые взводы, которые называли «бомбометательными» или «гренадерскими». Также ходе Лодзинской операции Плеве использовал бронесилы: пятью бронеавтомобилями, прорвавшимися в охват левого фланга корпуса противника, были рассеяны два полка вражеской пехоты.

    В 1915 г. Плеве получил под своё начало двенадцатую армию. Совместно с первой армией в р-не польского города Зимний Праснышск, армия Плеве, несмотря на превосходство противника в численности и артиллерии, нанесла ему серьёзное поражение. Французы впоследствии называли Праснышск «русской Марной». «Наши войска получили хороший урок», - констатировал в свою очередь Людендорф. Планы немецкого командования на весну 1915 г. оказались сорваны.

    В апреле того же года Плеве был срочно направлен спасать положение в Прибалтике, где немцы начали мощное наступление. В условиях нехватки винтовок и недостатка обучения у свежеприбывших пополнений, генерал отказался от наступательного плана действий и ограничился активной обороной. Отступая с рубежа на рубеж, русские войска осуществляли на отдельных участках короткие, однако весьма энергичные контратаки, призванные сломить волю противника. В очередной раз Плеве удалось избежать окружения своей армии, отступив к Западной Двине. Удалось генералу совместно с десятой армией и локализовать прорыв немцами Северного фронта. Ключевым центром обороны на северном фланге фронта стал город Двинск, беспрестанно обстреливаемый неприятелем. «Пока я в городе, ни шагу назад», - таково было распоряжение Павла Адамовича. Создав глубокоэшелонированную оборону, он сумел удержать город, отбросив все атаки противника с большими для него потерями. После этого русские перешли в контрнаступление, а Двинский фронт в созданной Плеве конфигурации продержался ещё два с половиной года - до начала 1918-го.

    В начале декабря 1915 г. Павел Адамович возглавил Северный фронт. На этом посту он успел начать наводить порядок в прифронтовых тылах и заложить основы организации партизанских отрядов. Однако, болезнь прервала эту кипучую деятельность. Вынужденный покинуть действующую армию в феврале 1916 г., генерал возвратился в Москву. Однако, «на покое» ему суждено было прожить лишь месяц. Генерал-от-кавалерии Павел Адамович Плеве скончался от очередного кровоизлияния в мозг 28 марта 1916 г., успев накануне кончины принять православие.

    Елена Фёдорова

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: - Разное | Просмотров: 2142 | Добавил: Elena17 | Теги: забытые герои великой войны, русское воинство, сыны отечества, Первая мировая война
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru