Книга «История демографического развития великороссов» – это история развития русской жизни в регионах Царской России. А регионы разные и развитие – тоже разное.
Особенность развития русской жизни продолжу на примере Сибири и Степного края.
Официально освоение Сибири считается от похода Ермака, который со своей ватагой разгромил хана Кучума. Конечно, Ермак сделал благое дело. Были и другие русские ватаги, которые двигались по Зауралью. Найдя подходящее место в пойме реки, они ставили острог, окружив его высоким и острым тыном. (Ясно – это защита не от медведей). Затем острог расширялся до поселения. Потом – разрастался до города.
Так что в основе развития русской жизни от Зауралья до Тихого океана была вековая русская ценность «вольному воля». «Крепостного права», что было свойством центральных губерний Русской равнины, в Сибири – не могло быть в принципе.
Но была у первопроходцев и основателей поселений одна постоянная проблема.
Ведь чтобы жить, надо иметь еду. А для русского человека: «Без хлеба еда – не еда». Длительные и устойчивые поселения великороссов за Уралом могло быть только у земледельцев. А им нужна не только отвага, нужна ещё твердость духа и труд пахаря.
Именно эти качества были свойственны вольнолюбивому великороссу Далмату.
Вот на истории жизни Далмата и остановлюсь поподробнее.
Официальных, мирских и церковных публикаций о Далмате достаточно. Их в общих чертах можно описать так. В мирской жизни – это Дмитрий Иванович Мокринский. В Тобольске он служил в должности городничего. Затем удалился в Невьянский Спасо-Богоявленский монастырь Верхотурского уезда, где постригся в монахи. Потом ушел, взяв с собою родовую икону Успения Божией Матери. По церковным источникам около 1644 года он поселился в пещере на слиянии реки Исети и реки Течи под именем Далмат и стал жить в пещере тихим покорным отшельником. Но эта пещера была на земле, которой владел татарский мурза Илигей. И мурза решил изгнать Далмата из своих владений. Но когда Илигей пошел к Далмату, то ему было видение Богородицы, которая повелела - не только не прогонять Далмата, но и отдать ему землю под монастырскую вотчину. И Илигей в присутствии соплеменников отдал Далмату землю. (Позднее тобольский боярин Павел Шульгин описал эту вотчину так: длина владений «от высокова Соснового Яру» до «Атяшу озера» 90 верст, в ширину 25-30 верст).
Я в 1960-1970-х прожил в южном Зауралье 20 лет. Много раз бывал на охоте в окрестностях реки Течи. Общался с местными жителями и несколько раз слышал от них несколько иную молву о Далмате. И эта дошедшая до наших времен молва (или былина - считайте как хотите) повествует несколько иную историю.
По народной молве - не Илигей пошел к Далмату. А наоборот, Далмат - к Илигею.
Зная нравы зауральских татар ХХ века, невозможно представить, чтобы татарский мурза XVII века сам пошел изгонять отшельника. Для этого мурза пошлет своих слуг. По своему социальному статусу мурзы Илигей не мог позволить себе идти к Далмату.
Права народная молва – это Далмат пошел к Илигею.
Теперь вспомните, как изображали на официальных иконах и картинах пустынников и отшельников. Для ясности взгляните на картины Михаила Васильевича Нестерова.
Отшельничество - это состояние души неразрывно связанное с Всевышним духовно. Отшельники - это люди, отказавшиеся от суетных мирских страстей и нашедшие счастье в уединении и тишине природы. Это делает фигуры удалившихся в скит православных отшельников тихими людьми с покорно опущенной головой.
А теперь представьте, что отшельник Далмат в таком виде предстал перед татарским мурзой Илигеем. Да мурза даже глазом бы не повел, не то. что стал бы его слушать.
Нет, перед мурзой не мог стоять с просьбой тихий кроткий отшельник. Перед Илигеем мог стоять только человек, уверенно глядевший в прямо глаза Илигею. Лишь такого человека мурза захотел бы выслушать.
Если знать нравы татар, то официальная версия взаимоотношений Далмата и Илигея – не является достоверной. В ней явное противоречие с реальной жизнью.
Что же повествует народная молва о взаимоотношениях Далмата и Илигея?
По народной молве Илигей на просьбу Далмата ответил: «Я согласен дать тебе для жизни столько земли, сколько закрывает шкура лошади!». И засмеялся, а слуги Илигея, вытащив мокрую шкуру лошади из корыта, бросили ее к ногам Далмата.
Бывая в сельских поселениях Зауралья, я видел эти длинные долбленые корыта, в которых «дубят» шкуры. Для этого корыта используют ещё и как «туалет по малому». За несколько месяцев такого «дубления» шерсть можно соскоблить, промывая шкуру водой.
Вот такую ужасно вонючую шкуру слуги Илигея и бросили к ногам Далмата. Вернувшись со шкурой на берег Исети, Далмат за несколько дней промыл её и острым засапожным ножом вырезал из шкуры очень узкий, но длинный непрерывный ремень. Этот подсохший на воздухе ремень Далмат проложил по земле по кругу. Таким образом, Далмат перекрыл достаточную большую площадь земли для обустройства своей жизни.
Потом Далмат пошел к мурзе и сказал: «Илигей, я выполнил твоё условие, я закрыл шкурой столько земли, чтобы на ней можно жить».
Когда Илигей прискакал на лошади на берег Исети, то очень удивился, оглядев протянутый по земле ремень из шкуры лошади.
И сказал Илигей Далмату: «Я свое слово держу. Живи на этой земле, как хочешь».
Так что по народной молве Далмат был – далеко не покорный и тихий человек.
Далмат был незаурядной личностью. Вполне очевидно, что к нему, как к деятельному человеку присоединялись и другие вольнолюбивые великороссы. Сначала это были единицы, затем - десятки людей.
Но жизнь – есть жизнь. И неудивительно, что у Далмата появились недруги и завистники. По извету старца Макария того же Далматовского монастыря было заведено «Следственное дело 1664 г. на старцев этого же монастыря Лота, Никона, и Исака о непристойных словах в адрес царя и архиепископа Сибирского и Тобольского Симеона».
Игумен Невьянского Спасо-Богоявленского монастыря Евсевий Левонов в 1725 г. написал донос на Долмата и его сына Исаака: «…[Исаак] расколник, под видом благочестия прикрывшийся, и злолихоимец и грабитель, а отец того Исаака Долмат, который заводил монастырь, был злой расколник и святые тайн не приобщался, так и душу свою без покаяния, удаляяся от святые церкви, изверже»,
Ну, изветы и доносы – дело житейское. Мимо их не проживешь. Не прожил и Дармат.
Но не изветами и доносами развивается жизнь. Главное - в другом.
Русская пословица говорит: «Святым духом сыт не будешь!» Так что Далмату, чтобы жить - надо было пахать. Так с того места, которое перекрыл Далмат шкурой лошади, и началось развитие русской жизни на берегах Исети.
Сначала это был Далматовский монастырь, затем расширился городок Далматов.
С. М. Прокудин-Горский. г. Далматов. Вид на р. Исеть с колокольни монастыря. 1912 год
Взгляните и Вы, уважаемый читатель. Видите, до самого горизонта вся пойма реки – это зеленые огороды и поля. А когда-то там росли полынь и кустарник возле реки
Именно подобным образом развивалась русская жизнь между Южным Зауральем и предгорьями Алтая. Позднее эта огромная территория стала называться Степной край. В него входили благодатные черноземные территории в поймах рек: Тобол, Ишим, Иртыш. Причем, именно вольнолюбивые великороссы за два столетия и превратили пойму этих рек в хлебородную территорию Сибири.
О других особенностях и иллюстрациях истории развития русской жизни в Сибири Вы узнаете, подписавшись на книгу «История демографического развития великороссов».
Вениамин Башлачёв
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |