Прокуратура Нижегородской области официально реабилитировала еще три группы жертв массовых расстрелов, проводившихся органами ВЧК и красными карательными отрядами в 1918 году, в кампанию красного террора. Реабилитация произведена на основании Федерального закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 1991 г., а также Указа Президента РФ от 18 июня 1996 года № 931 «О крестьянских восстаниях 1918-1922 годов». С обращением о реабилитации выступило Нижегородское историческое общество «Отчина». Это самая крупная реабилитация жертв красного террора с начала деятельности общества во взаимодействии с органами прокуратуры и комиссией при губернаторе области по делам жертв политических репрессий.
Речь идет о карательных акциях Нижегородской ЧК, осуществлявшихся весной-осенью 1918 года с целями подавления народного сопротивления политике большевиков по насаждению коммунизма. Сопротивление провоцировалось голодом и разрухой, грабежами и реквизициями, насильственными мобилизациями в Красную армию.
Первая группа реабилитированных – это 40 жителей села Богородского Павловского уезда Нижегородской губернии, преимущественно, рабочих местных кожевенных заводов. 25 мая 1918 года в этом центре кожевенной промышленности произошли массовые беспорядки. Они были вызваны голодом, начавшимся из-за введения продовольственной диктатуры и запрета свободной торговли продуктами питания. В ходе беспорядков, вылившихся в штурм жителями села здания комитета РКП(б), столкновения с функционерами партии и красногвардейцами и сопровождавшимися кровавыми жертвами с обеих сторон, погибло несколько коммунистов.
После этого прибывшим на место события карательным отрядом было расстреляно без суда 10 богородчан и свыше 60 заключено в тюрьму. Расстрелы и аресты производились огульно, часто по классовому признаку, и продолжились в последующие недели, получив наибольший размах в сентябре. Среди жертв тех расстрелов оказался, к примеру, настоятель богородского Воскресенского собора Михаил Феофанович Сигрианский. Подробно эти события описаны в нашей статье «Как расстреливали богородских рабочих», см. http://rys-strategia.ru/publ/1-1-0-3304
В заключении о реабилитации, подписанном исполняющим обязанности прокурора области государственным советником юстиции 3 класса Е.А. Денисовым говорится:
«Согласно материалам дела, 24.05.1918 года в селе Богородском на почве острого продовольственного кризиса произошло массовое выступление рабочих местных заводов и гражданского населения, расцененное следственными органами и судом (Губернским революционным трибуналом. – Авт.) как контрреволюционное… Привлечение 40 человек к уголовной ответственности было обусловлено политическими мотивами действовавшей на тот период власти».
Среди реабилитированных житель Богородска Никандр Михайлович Головастиков, бежавший из села после описываемых событий. Был приговорен трибуналом к смерти заочно, расстрелян Нижегородской ЧК три года спустя (см. фото).
Вторая группа граждан, с которых снято клеймо врагов народа и чье доброе имя восстановлено, – это жители трех сел Арзамасского уезда: Алемасово, Большая Арать и Великий Враг. Крестьяне Филипп Кононович Кудрячков, Михаил Федорович Макаров, Александр Алексеевич Пискунов, Алексей Яковлевич Рябинин и Иван Никитович Сандалкин были расстреляны в показательном порядке карательным отрядом уездной чрезвычайки 12 октября 1918 г. за то, что участвовали в сельских сходах и протестовали против мобилизации.
Тот же президентский указ «О крестьянских восстаниях» лег в основу оправдательного вердикта прокурора в отношении Ивана Михайловича и Федора Ивановича Чистяковых, Ивана Николаевича Кукина (или Кокунина) и Егора Федоровича Сигурова. Все они участвовали в восстании против засилья продотрядов, комбедов и ЧК. Восстание вспыхнуло 7 тюля 1918 года в селе Столбищи Сергачского уезда. Взаимное ожесточение в ходе тех событий было так велико, что крестьяне и представители сельской интеллигенции сформировали ополчение и сражались с карательными отрядами в течение нескольких дней. После подавления мятежа ряд его участников бежал. Отец и сын Чистяковы и их односельчане были схвачены в Курмышском уезде и подверглись бессудному расстрелу боевой дружиной РКП(б), также осуществлявшей красный террор.
Подробнее о кровавых событиях лета и осени 1918 года в Арзамасском и Сергачском уездах Нижегородской области, вызванных политикой ленинской партии по сознательному разжиганию Гражданской войны, читайте в наших следующих публикациях.
Станислав Смирнов, председатель исторического общества «Отчина» (для Русской Стратегии).
|