Web Analytics


Русская Стратегия


"Ничего нет выше Родины и служения Ей." А.В. Колчак

Категории раздела

- Новости [3223]
- Аналитика [2416]
- Разное [583]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

КОНТРПРОПАГАНДА

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Календарь

«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
Elena17

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2018 » Апрель » 6 » Р.В. Полчанинов. ПАСХАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ НА РУССКИХ ОТКРЫТКАХ
    22:48
    Р.В. Полчанинов. ПАСХАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ НА РУССКИХ ОТКРЫТКАХ

    Пасхальная открытка архим. Киприана (Пыжова)

    В России в 1896 г. появились первые открытки «Общины Св.Евгении». Мне известна одна пасхальная открытка этого издательства с рисунком освящение куличей, но без надписи «Христос Воскресе!», как это потом было принято писать на пасхальных открытках. Своих русских поздравительных открыток и на пасхальную и на рождественскую тему было мало. Зато в продаже были многочисленные многоцветные открытки, напечатанные за границей, но с русскими надписями, сделанными по-русски, oбычно черным цветом. Эти же самые многоцветные открытки, но с надписями на разных языках можно найти и на открытках других стран.

    Сперва делался рисунок без надписи, печатался с трёх или четырёх клише разными красками, а текст чёрным цветом был завершением работы. Я это называю «русификацией». Другое дело, если текст делается как часть рисунка.

    Сюжеты на рождественских, а особенно на пасхальных открытках, были далеко не церковными. Если на рождественских открытках иногда изображали Святое Семейство в вертепе, ангелов и звезду, то Воскресение Христово на открытках почти не встречается. Обычно встречаются девушки, которые вылупляются из яйца, пасхальный стол с куличом, сырной пасхой и бутылкой спиртного или христосование.

    Известная художница Елизавета Бём, которая рисовала детей, свои пасхальные открытки снабжала такими надписями: «На здоровье кушай, никого не слушай, на то и Праздник», «Чёрный глаз, поцелуй хоть раз. Тебя не убудет, мне радость будет» или «Поцелуй в уста ради Праздника Христа». Помню были и другие надписи, но у меня их нет под рукой.

    В 1920-х годах в Зарубежье печаталось большое количество открыток с художественными репродукциями но очень мало поздравительных. Из примерно 300 открыток О.Дьяковой (Берлин) мне известны только четыре пасхальные, подписанные «А.Д.» и несколько репродукций картин на пасхальную тему. И одни и другие были без надписей «Христос Воскресе!». Без надписи «Христос Воскресе!» были также выпущены и открытки в Дании в изд. Alex.Vincents Kunstforlag с картиной вел.кн.Ольги Александровны «Пасхальный стол», и в Земуне (Югославия) в издании НСНП (ныне НТС) открытка с девушкой около яйца с трезубом (знак НТС), с надписью «За Россiю» (по старому правописанию) и надписью под рисунком «Христос Воскресе!» (по новому правописанию).

    С надписью «Христос Воскресе!» из открыток 20-30-х годов мне известны ещё три многоцветные дальневосточные открытки. Одна художника Н.Задорожного с датой 1936 г. со св.равноапостольной Марией Магдалиной с красным яйцом в руке, вторая явление Христа Марии Магдалине шанхайского издательства «Родные Картинки» и третья издание Бюро по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурской Империи (Харбин) с девушкой освящающей кулич и пасху. Ещё, как сообщил мой соредактор М.Е.Юпп, в его собрании имеются три открытки, изданные в 1930-е годы в Латвии. На одной надпись «Христос Воскресе!», на двух других пожелание «С приятной Пасхой!».

    Обычай красить яйца на Пасху заимствован у евреев, которые красят яйца в рыжий цвет шелухой от лука, христиииане же красят яйца в красный. В предании о первом красном яйце, говорится о том как св.Мария Магдалина, названная так, потому, что родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского (Тивериадского) озера где св.Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа, явилась к римскому императору Тиверию (14-37 гг.) с проповедью христианства и в доказательство, что Христос воскрес дала царю белое яйцо, превратившееся в его руках в красное. Св.Мария Магдалина с яйцом вполне соответствует христианскому духу и символике, но на западе, на пасхальных открытках стали почему-то изображать девушек вылупившихся из яиц. Даже в издательстве «Луч» при Бодгородице-Владимирской женской обители в Сан-Франциско была издана девушка в кокошнике, вылупляющейся из яйца.

    По греческой мифологии из яйца вылупилась девочка ставшая потом известной Еленой Прекрасной, дочерью Леды и Зевса, женой спартанского царя Менелая, похищенной Парисом, сыном троянского царя Приама, из за чего началась Троянская война. Языческая тема не очень подходит к пасхальным открыткам..

    Пасхальный заяц (или кролик), ставший на Западе, но не в России, пасхальным символом имеет германское языческое происхождение. На австрийской пасхальной почтовой марке изображён мальчик с пасхальным зайцем на руках. Заяц встречается на многих открытках, напечатанных в Германии но с русскими надписями (из русифицированных).

    Цыплята, появившиеся на пасхальных открытках тоже, вероятно, западного происхождения, но как мне кажется, ни к язычеству ни к пасхальной символике отношения не имеют.

    Особое и, я бы сказал, почётное место среди пасхальных и рождественских открыток занимают открытки работы архимандрита Киприана (Пыжова (1904-2001), которые с 1954 г. и до 1998 г. издавал Св.-Троицкий монастырь в Джорданвилле (США). Его первые три открытки были пасхальными. На первой изображена девочка, ставящая свечку с платочком в руке, в котором кулич и яйца для освящения, на второй - крестный ход, а на третьей ангел у пустого гроба. Интересно, что никто не повторял этих тем. В дальнейшем были и другие сюжеты, всегда близкие к Пасхе. И все открытки отличаются высоким художественным уровнем.

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛЕТОПИСЬ

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    Вып. 41 апрель 2017 г.

    Редактор: Р.Полчанинов – Соредактор: М.Юпп

    R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 110040-3909, USA

    rpolchaninov@veriizon.net

    Пасхальные открытки архим. Киприана:
    Категория: - Разное | Просмотров: 261 | Добавил: Elena17 | Теги: ростислав полчанинов, русское зарубежье, даты, россия без большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Русская Стратегия - радио Белого Движения

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1196

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru