28 декабря 2017 г., министр культуры РФ В.Р. Мединский издал приказ № 2274, в соответствии с которым "Боян" "реорганизуется", а по сути ликвидируется: "Бояна" как административной единицы более не существует – оставшиеся музыканты переведены в штат Московской госфилармонии. Художественный руководитель "Бояна", его А.И. Полетаев уволен, а руководить оркестром будет другой человек.
Историческое бытие народа держится на двух крыльях: культ (как религиозное мировоззрение и мироощущение народа) и культура (то есть, весь традиционный жизненный уклад народа, произрастающий из его мировоззрения и мироощущения). Эти два крыла должны быть равноценны, чтобы полёт проходил ровно и безопасно. А мы сейчас уподобляемся птице, у которой одно крыло орлиное, а другое — воронье. Такая птица, если и может лететь, то только по спирали вниз, что мы сейчас и наблюдаем.
А как иначе можно расценивать тот факт, что сегодня в России, с одной стороны, возрастает влияние Православной церкви, а с другой, стороны усиленно насаждается европейская, враждебная Православию культура при одновременном подавлении даже намёков на культуру русскую.
А как иначе можно расценивать тот факт, что сегодня в России, с одной стороны, возрастает влияние Православной церкви, а с другой, стороны усиленно насаждается европейская, враждебная Православию культура при одновременном подавлении даже намёков на культуру русскую.
Давайте рассмотрим это на наглядном примере, за которым далеко ходить не надо. Государственный Академический Русский концертный оркестр «Боян», созданный 50 лет назад Народным Артистом СССР, выдающимся дирижёром и музыкантом, лауреатом международных конкурсов и золотой медали им. Г.В. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру», профессором Анатолием Ивановичем Полетаевым. Этот творческий коллектив стал визитной карточкой русской музыкальной культуры во всём мире ещё в советское время. И потом, уже в нашу эпоху, он представлял Россию на самых престижных музыкальных сценах Европы и Азии.
И вот оркестр «Боян» убит. И кем? Министерством культуры РФ, которое, вроде бы, призвано заботиться именно о русской культуре.
А главное, как убит? Подло, изощрённо. Вперекор распоряжению Владимира Путина, данного им руководству Минкульта: «Сохранить и поддержать». Сохранили… Сохранили название, убрав из него определяющее слово «Русский». А насчёт «поддержать»… Судите сами. Ещё Швыдкой, в бытность свою исполняющий должность «главного культуролога страны», дискриминационно обрёк оркестр «Боян» на нищенское финансирование в течение более, чем 10-ти лет, создав тем самым хроническую текучку кадров, снижение квалификации музыкантов и высокопрофессионального виртуозного уровня, а так же сокращение художественного репертуара.
Полный состав оркестра в начале 21-го века насчитывал 102 штатные единицы. Его методично и регулярно сокращали, якобы, для того, чтобы поднять зарплату на достойный уровень. Зарплата осталась та же, а количество музыкантов сократилось до трёх десятков.
Чиновники так же утвердили новый Устав коллектива, где принципиально упразднена должность руководителя и главного дирижёра. На основании этого Устава убрали Полетаева, человека с огромными заслугами перед государством, имеющего многочисленные правительственные награды и увенчанного всенародным признанием, чтобы не была реализована первоначальная задача уникального Академического оркестра: воспитание вкуса, профессионализма, творческой нравственности и морали у современных музыкантов.
Итак, отстранив от управления коллективом А.И. Полетаева, 50 лет жизни положившего на создание и развитие своего творческого детища, убили душу оркестра. Вырубив из его названия слово «Русский», убили плоть оркестра.
Остался труп. Правда, ещё не захороненный. А когда уберут и само название «Боян», тогда оркестр окончательно похоронят.
Я, как представитель православной общественности, хочу задать несколько вопросов и надеюсь получить на них ответы. Вот, только не знаю — от кого.
Если уж для Министра культуры распоряжения Президента России не указ, то, пожалуй, от чиновников более низкого ранга вразумительных объяснений мы не дождёмся тем более. И все-таки вопросы я задам.
Первое, о чём я хочу спросить. Полетаева отстранили от управления оркестром «Боян» на основании решения семи членов явно ангажированной комиссии, которые на закрытом заседании высказались против него. Но десять известных дирижёров, народных артистов России и профессоров высказались в его поддержку. И не важно: в зале они сказали своё слово, или в письменном виде направили его в адрес руководства Минкульта. Вообще-то, принцип демократии в следующем: меньшинство подчиняется большинству.
Вот я и спрашиваю: наше государство демократическое или тоталитарное? Кто мне ответит? Представители Минкульта? Или сам президент России Владимир Путин, когда в следующий раз выйдет на прямой диалог с народом?
Далее. Может быть, причина уничтожения оркестра «Боян» в том, что он не соответствует статусу «Академический» из-за использования народных инструментов? Но, видимо, соответствует, если в новом названии оставили слово «Академический», убрав лишь слово «Русский». Не является ли это причиной? Не исключаю, что кому-то очень режет ухо название «Русский»?
А, может быть, оркестр «Боян» нерентабелен и не приносит прибыли в казну? Но деятельность творческого коллектива должна определяться не прибылью, а качеством воздействия на людей: полезна она или нет, развращает она народ или воспитывает его в духе высокой нравственности. Рентабельность здесь должна отойти не то, что на второй, на десятый план. Это как прокладка дорог. Дороги не рентабельны, но без них государство вообще не сможет существовать. Так и с культурой. Это во-первых.
А во-вторых: почему всем Академическим оркестрам выделили многомиллионные государственные гранты, а оркестру «Боян» нет? Зачем им эти гранты, если они рентабельны? Значит, тоже не рентабельны? Так откуда же такая щедрость к ним, и такая скупость по отношению к оркестру «Боян»?
Этот парадокс можно рассмотреть на примере другого вида искусства — театрального. Почему, скажем, театру «Сатирикон» выделяется по 200 млн. рублей в год, при том, что, по мнению экспертов, среднегодовая заполняемость зала вышеназванного театра не достигает и 50%? И что характерно, с руководителя не берут гарантированного обещания, что затраченные средства вернутся в казну.
Почему десятки миллионов бюджетных денег (народных денег) щедрым дождём сыпятся на главного режиссера театра «Гоголь-центр», разворовываются им (за что он попадает под суд), и тут же откуда-то появляются такие же миллионы на постановку его пьесы в Большом театре?
А ведь эти два так называемых деятеля культуры пропагандируют: один — идею всеобщей социальной энтропии, другой — идеологию секс-меньшинств. Так, может быть, именно за эту пропаганду они столь щедро и финансируются из наших с вами карманов? Да, видимо, в слово «культура» мы вкладываем разные понятия.
Я не говорю, что Академические оркестры, получившие государственные гранты, играют развратную музыку. Но они редко играют русскую музыку. И у меня возникает вопрос: Почему единственный в России (и, естественно, в мире) экспериментальный оркестр, имеющий уникальную палитру симфонических и национальных инструментов, исполняющий произведения русских и славянских композиторов, запрещён именно в России? Кому выгодно, чтобы русские воспитывались преимущественно на западной музыкальной культуре?
И тут я подхожу к самому главному вопросу.
Как подтверждено многолетними исследованиями учёных, каждому народу присущ особый, свойственный только ему, волновой диапазон ритмических звуков, который будит генную память предков, и в представителях данного народа включает код, отвечающий за их национальную идентичность. Впрочем, чтобы в этом убедиться, не нужно прибегать к научным доказательствам. Мы это видим в жизни. Так, например, звуки волынки пробуждают у шотландцев воинский дух, а у нас вызывают только снисходительную улыбку. То же самое и с государственными гимнами. Родной гимн наполняет сердце чувством гордости за свою страну, а чужой может даже показаться нелепым.
Так, вот: музыка, которую со своим оркестром исполнял (и, надеюсь, ещё будет исполнять) Анатолий Иванович Полетаев, приводит в действие именно русский генетический код. Это доказал научными методами доктор биологических наук Станислав Валентинович Зенин. Он также выяснил, что положительное воздействие исследованной им музыки во многом зависит не столько от качества самой музыки, сколько от человека, который руководит исполнением музыкального произведения. С полной ответственностью Зенин заявил: «Энергетическое поле, которое создаёт Анатолий Иванович Полетаев во время музыкальных импровизаций, формирует такую среду физического пространства, которая благотворно влияет на состояние слушателей. То есть влияют не только звуки, но и мысленная работа дирижёра». Это означает, что при исполнении одинаковых произведений другой дирижёр, не русский по духу, не достигнет того же эффекта, что Полетаев.
Это же самое, только не на научном, а на эмоциональном уровне подтвердили наши российские дипломаты. Однажды оркестр «Боян» выступал в Дипломатической службе МИД России. По окончании концерта Полетаева окружили дипломаты, все в строгой дипломатической одежде. Забыв о своём статусе, они горячо благодарили дирижёра за его музыку. И одна женщина-дипломат сказала: «После вашего концерта мы стали более русскими». Это ли не свидетельство воздействия музыки Полетаева на слушателей?
Одним словом, если русский человек будет слушать оркестр «Боян» под управлением Полетаева, он уже никогда не перестанет быть русским, какому бы разрушительному воздействию не подвергалась его психика. Не исключено, что как раз в этом главная и единственная причина, по которой семь экспертов приняли решение ликвидировать Русский оркестр «Боян».
Я не настаиваю на своём выводе, но сам по себе напрашивается вопрос: «А может быть, в жилах тех экспертов и тех, кто стоит за ними, течёт совершенно не русская кровь и гены их не имеют никакого отношения к русскому генотипу? Может быть, их просто коробит тот особый диапазон звуковых волн, что делает музыку Полетаева сугубо русской музыкой?» Ну, тогда всё понятно. Но тут же возникает следующий вопрос: «Почему не русские люди вмешиваются в русскую музыкальную культуру и берут на себя право управлять ею?»
И последнее. Сегодня речь идёт не о спасении Полетаева, а о спасении русской музыкальной культуры.
Полетаев свое достойное место в русской истории занял, и никто оттуда его низвергнуть уже не сможет. Он — Народный артист СССР по званию, полученному от государства, которое, кстати, когда-то объединяло 15 республик, и по народному признанию. Он — дважды Народный, чего не могут о себе сказать те, кто его осудил на изгнание из русской культуры. Чтобы убедиться в этом, попробуйте ради эксперимента кого-либо из них отстранить от управления его же оркестром, и мы посмотрим, поднимется ли в его защиту столь мощная народная волна, какая поднялась в защиту Анатолия Ивановича Полетаева и его коллектива.
А главное: кто ответит за беспредел, творящийся на культурном поле России?
Русский поэт, журналист, радио-ведущий, член правления Межрегионального благотворительного фонда «Глас ангельский Руси», общественный деятель Игорь Дмитриевич Гревцев.
Источник