Елена Семенова. Из предыдущей статьи для «Русской стратегии» я поняла, что новый альтернативный подход отличается от академической демографии так - как киносюжет от фотокарточки.
Вениамин Башлачев. Да, это так. Книга «История демографического развития великороссов написана как раз на основе альтернативной демографии».
А что ещё вас заинтересовало в альтернативном подходе?
Елена Семенова. То, например, что по графикам детей можно четко увидеть время и глубину того же «Царь – Голода» начала 1890-х. Это мне показалось весьма важным.
Вениамин Башлачев. Да, важно так как позволяет не обращать внимание на политические спекуляции и личные эмоции. Ведь графики потоков детей строятся не на личных эмоциях, а на статистических данных переписи 1897 года.
Елена Семенова. А как Вы можете показать возможности этого метода в наше время?
Вениамин Башлачев. Хотите на примере Соединенных штатов Америки? Тем более. что разговоры и обсуждение США буквально заполнили все главные каналы ТВ.
Елена Семенова. Будем надеяться, что нашим читателям будет интересен и этот вопрос, а не только, условно говоря, «гонка вооружений».
Вениамин Башлачев. Давайте сначала посмотрим, что ожидать в Америке в наиболее активном возрасте.
Елена Семенова. А как вы представляете альтернативный подход к Америке?
Вениамин Башлачев. Да так же как и к России: три метода точной науки ХХ века: «спектральный анализ»; метод «свёртка - развертка»; свойства «потока» - предопределенность движения – только вперед.
Елена Семенова. А где взять статистику США?
Вениамин Башлачев. Да очень просто. Исходные данные по США есть в открытом доступе - United States Demographic Characteristics & Trends http://proximityone.com/countytrends/4/d2016_00000.htm
Елена Семенова. Как я понимаю, иммиграцию вы не рассматриваете?
Вениамин Башлачев. Конечно, предстоящую иммиграцию исключим из рассмотрения.
Как с ней будет разбираться президент Дональд Трамп? – это никто из серьезных аналитиков прогнозировать не станет. Трамп всем ясно дал понять: что он как Президент США будет ограничивать иммиграцию.
Елена Семенова. Вполне логично. Да нам, в принципе все равно, как он с ней будет разбираться.
Вениамин Башлачев. Мы будем рассматривать постоянное население. То есть то, которое сейчас в 2018 году есть в США.
Елена Семенова. Что же нам показывает альтернативная демография Соединенных штатов Америки?
Вениамин Башлачев. Выделим из всего спектра возрастов постоянного населения США две одногодичные «спектральные линии» - 20-лет и 30 лет. Затем методом «развертки» развернем эти две спектральные линии в потоки 20- летних и 30-летних – диаграмма 1.
Елена Семенова. То есть Вы берете только один год, а не всех от 20 до 30 лет?
Вениамин Башлачев. Да, только возраст одного года - 20 дет. И аналогично – возраст 30 лет
Елена Семенова. Ну и что нам позволяет определить альтернативная демография?
Вениамин Башлачев. А вы присмотритесь. Графики наглядно показывают, как изменялась численность и 20-летних и 30-летних в прошлые годы.
Елена Семенова. Да, я вижу, что численность 20-летнего возраста существенно уменьшилась в 2011-2017 годы. А вот численность 30-летних – увеличилась.
Вениамин Башлачев. Альтернативная демография позволяет видеть не только что было, но и позволяет оценить, что следует ожидать в ближайшие десятилетия.
Елена Семенова. Графики показывает лишь до 2025 года...
Вениамин Башлачев. Вы полагаете, что такого горизонта мало для визуальной оценки?
Елена Семенова. Если мы говорим о грядущих десятилетиях…
Вениамин Башлачев. По тем же Соединенным Штатам разработан официальный прогноз населения США - 2014 National Population Projections до 2060 года. В нем Вы найдете два десятка таблиц, а в них тысячи цифр. Вы можете охватить своим взглядом такой объем цифр?
Елена Семенова. Ни в коей мере, у меня с цифрами вообще не самые дружественные отношения.
Вениамин Башлачев. Да и любой нормальный человек, как и вы, не будет искать какие-то изменения в двух десятках таблиц и в тысячах цифр.
Вот для нормальных людей я и строю графики.
Елена Семенова. Похоже, что графики имеют больше смысла, чем тысячи цифр.
Вениамин Башлачев. А Вы посмотрите, как поведут численности 20 и 30-летних в ближайшие годы.
Численности возрастов в них можно увидеть? – это я не берусь объяснить.
Елена Семенова. Да, не похоже, что численность 20-летних увеличится. А численность 30-летних в 2020-х оказывается, - резко сократится. Выходит, что не только финансовое могущество США – это мыльный пузырь?
Вениамин Башлачев. А хотите посмотреть, что происходит в США во взрослой части населения?
Елена Семенова. И что можно посмотреть?
Вениамин Башлачев. Давайте обратимся к публикациям в самих США.
Для Вас квалификация уровня Нобелевского лауреата достаточна?
Елена Семенова. Безусловно.
Вениамин Башлачев. Вот и возьмем исследования нобелевского лауреата Angus Deaton (Ангус Дитон) и демографа Anne Case (Анна Кейс). В академическом журнале США 4 ноября 2015 года они опубликовали статью «Rising morbidity and mortality in midlife among white non-Hispanic Americans in the 21st century» (Рост заболеваемости и смертности в середине жизни среди белых не испаноязычных американцев в 21 веке). Авторы Статья опубликована 4 ноября 2015 года в
Елена Семенова. И что интересного в этой статье?
Вениамин Башлачев. Это лучше всего показывает диаграмма 2.
Елена Семенова. Что показывает такое обилие графиков?
Вениамин Башлачев. Главное, что показывает эта диаграмма, что смертность среди 45-54 летних белых американцев (USW) смертность увеличивалась. А смертность среди тех же возрастов 45-54 летних у других народов – уменьшалась Падающие графики соответствуют: испаноязычным американцам (USH), Франции (FRA), Германии (GER), Великобритании (UK), Канаде (CAN), Австралии (AUS) и Швеции (SWE)
Елена Семенова. Да, я вижу. У белых американцев в эти годы смертности увеличивалась, а у остальных – нет. Чем же вызвано такое несоответствие?
Вениамин Башлачев. Angus Deaton (Ангус Дитон) и демографа Anne Case (Анна Кейс) интересовало – прежде всего эффект увеличения смертности среди белых американцев возрастов 45-54 лет. Они установили, что такого эффекта увеличения смертности нет среди белых американцев старше возраста 60 лет. Нет этого эффекта и в каждой расовой и этнической группе США. Так что этот эффект увеличения смертности присущ только белым мужчинам и женщинам возрастов 45-54 летних.
Елена Семенова. И чем это вызвано?
Вениамин Башлачев. Авторы выяснили, что это повышение смертности поразило белых бэби-бумеров 1950-1960-х годов. Эти бэби-бумеры в период развития материального производства США имели высокую и устойчивую зарплату на заводах Среднего Запада США.
Но когда политики США стали развивать экономика за счет «накачивания финансовых пузырей ВВП», материальное производство резко сократилось. И восточная часть Среднего Запада США, фактически превратившись в пояс «ржавых штатов». У этих бэби-бумеров 1950-1960-х резко упали зарплаты.
Елена Семенова. То есть повышение смертности связано с потерей работы или доходов?
Вениамин Башлачев. Да, авторы статьи отмечают: «Многие из поколения бэби-бумеров (1950-1960-х) обнаружили, что они не будут жить лучше, чем их родители». Они уже не смогли найти хорошую работу и столкнулись с вероятностью нищеты в старости. Такой стресс очень сильно подействовал на тех людей. которые еще недавно жили хорошо. То есть в США 1999-2013-х у белых американцев возраста 45-54 лет появились ДЕПРЕССИЯ и БЕЗИСХОДНОСТЬ. Как отмечают авторы статьи, именно от этого «увеличение смертей от самоубийств, от несчастных случаев, от отравлений от наркотиков и алкоголя, хронических заболеваний печени и цирроза».
Елена Семенова. Стало быть, несмотря на видимое богатство и могущество единственной ныне сверхдержавы, в плане демографическом, в плане бытия простых людей её проблемы не слишком-то отличаются от наших. Ведь у нас резкое повышение смертности было вызвано «шоковой терапией» 1990-х. Тогда в России тоже многие потеряли работу и деньги…
Вениамин Башлачев. Вот что еще следует отметить. Повышение смертности белых американцев бэби-бумеров 1950-1960-х обнаружили демографы.
А к чему это приведет? - уже через месяц после публикации показал профессор Принстонского университета Пол Стар. В своей статьи он показал, что этот эффект повышение смертности среди белых американцев неминуемо вызовет радикальную поддержку Дональда Трампа.
Что и произошло в ноябре 2016 года.
Елена Семенова. Выходит поколение бэби-бумеров (1950-1960-х) годов рождения очень существенно повлияли на избрание Дональда Трампа.
Вениамин Башлачев. Конечно. Ведь по статистике США американцев возраста 45-54 лет в 2016 году было – 43 млн. И, скорее всего они голосовали за Трампа.
Ведь именно эти 43 млн. бэби-бумеров и потеряли работу, когда предыдущие Президенты «накачивали финансовые пузырей ВВП» США. Именно по бэби-бумерам ударил стресс ДЕПРЕССИИ и БЕЗИСХОДНОСТИ.
Именно среди них и проявилось «увеличение смертей от самоубийств, от несчастных случаев, от отравлений от наркотиков и алкоголя, хронических заболеваний печени и цирроза».
Именно для этих 43 млн. белых американцев новая политика Трампа и стала создавать рабочие места в «поясе ржавых штатов».
Как видите, Елена Владимировна. Альтенрнативная демография полезна не только для изучения Царской России. Альтернативная демография дает вполне полезные результаты и для изучения демографии США.
|