В Донецке работают два молодых кинооператора, чтобы рассказать языком искусства о подвигах Донецкого театра оперы и балета. Два художника: Лука Беларди и Майя Ногради (на фото) – он из Италии, она из Венгрии – много лет работают в области кино и телевидения. Они сняли фильм, даже название которого символично: «Тихо! Идет спектакль».
В фильме – смысл происходящего: снаружи бомбы, а в театре искусство; фильм призывает прекратить этот страшный шум и остаться в тишине, потому что… идет спектакль.
На Западе освещение в СМИ войны в Донбассе не только недостаточно, но и вообще не приветствуется в связи с антироссийской пропагандой и разжиганием страха холодной войны.
Лука и Майя пришли к идее снять фильм о Донецком театре для того, чтобы показать героизм народа Донбасса художественным образом, через кино.
Эта история чрезвычайного сопротивления искусства – войне. Их фильм не будет обычным журналистским репортажем, это, прежде всего, художественная кинолента.
Как сказал Лука, «этот фильм – дань уважения всем тем, кто во имя человечности во всех уголках мира сопротивляется проявлениям варварства».
…День за днем мы наблюдаем тревожную эскалацию уровня угроз по отношению к России с провокациями всех видов: непрерывное увеличение санкций, дипломатическая война, попытки бойкотировать спортивные события, военное давление на границы России.
Запад, похоже, не намерен и в дальнейшем сворачивать с этого гибельного пути. В контексте этой же стратегии был осуществлен и госпереворот на Украине, как результат протестного Майдана, так активно поддержанного Западом.
Война в Донбассе, на Юго-Востоке Украины, начавшаяся в 2014 году как прямое следствие майданских событий, еще не закончилась. Теперь, спустя более четырех лет, боевые столкновения происходят преимущественно на линии фронта и не столь интенсивны, как в начале конфликта. Однако множатся симптомы, указывающие на возможное возобновление крупномасштабных боевых действий.
Но именно в условиях этой войны мы наблюдаем проявления необыкновенной человеческой доблести.
Как правило, мы говорим о героизме только в контексте необыкновенных поступков человека, проявлений его личного мужества. Но героизм присутствует и в обычной, казалось бы, жизни, обычной, если бы только не постоянные угрозы и призрак неминуемой смерти... Именно в таких обстоятельствах проявляется умение противостоять смертельной опасности с честью и достоинством.
Невольно вспоминаешь то, что навеки вошло в историю мировой культуры. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде продолжал работать Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова. Седьмая симфония до мажор Дмитрия Шостаковича, названная им «Ленинградской», сочинялась и исполнялась в городе во время осады. Даже слова композитора, сказанные в то время, – теперь легенда: «Заверяю вас от имени всех ленинградцев, работников культуры и искусства, что мы непобедимы и что мы всегда стоим на своем посту...».
И вот новый пример героизма мы можем видеть в сегодняшней истории Донецкого театра оперы и балета.
Этот театр никогда не закрывал свои двери, даже в самые кровопролитные месяцы войны, когда город был полупустынным, а вокруг падали украинские бомбы. Между тем билеты на спектакли распродавались полностью, в зале не было свободных мест.
Случалось, что во время репетиций и спектаклей внутри помещений театра дрожали большие люстры, настолько были близки взрывы. Часто персонал был вынужден укрываться в подвалах театра. Даже сегодня на стенах в коридорах есть информация, как быстрее всего добраться до подвалов в случае возможных бомбардировок.
Были и танцоры и музыканты, которые в перерывах между спектаклями и репетициями брали в руки автоматы и шли на передовую, чтобы защищать свою родную землю...
Тем не менее, защищать родину можно не только с оружием в руках, но и путем сплочения рядов ради своих культурных ценностей: если театр работает и дает спектакли, значит, мы живы, и мы сопротивляемся, и мы победим.
Рядом с линией фронта, в деревне, живет девушка, которая, несмотря ни на что, приходит на каждый урок в танцевальную академию при театре. Она не только не сдалась реальности войны, но танец помог ей победить страх и научил не сдаваться. Эта девушка уже победительница, как бы ни сложилась ее судьба.
С началом войны современный стадион «Донбасс Арена» донецкого «Шахтёра» опустел. Футбольные звезды при первых признаках войны сбежали, а вот театральный коллектив остался на своем месте. Есть те, которые сбежали, чтобы сохранить себя и свои деньги, а есть те, которые остались и сохранили достоинство и честь. В жизни что-то более высокое, чем выгода.
Те, кто имеет отношение к организации музыкальных и театральных спектаклей, прекрасно знают, сколько нужно специалистов: костюмеров, сценографов, хореографов, музыкантов и т.д. – для бесперебойной театральной деятельности. В Донецке, несмотря на военную обстановку и отсутствие заработной платы, персонал и артисты продолжают работать.
Все это указывает на важность культуры и искусства как формы сопротивления и, в данном случае, победы над варварством.
Поэтому театр воспринимается не только как центр культуры, но и как пульсирующее сердце сообщества, которое в Донецке стало символом сопротивления.
Элизео Бертолази
Фото: Элизео Бертолази и Майя Ногради.
Специально для «Столетия» |