25 августа 1914 г. геройски погиб в воздушном бою с неприятелем Пётр Нестеров. Это стало тяжёлой утратой для его друга, ученика и последователя Евграфа Крутеня. В эти летние дни Евграф Николаевич заканчивал Гатчинскую авиашколу, кода поступил по рекомендации Нестерова. За два дня до гибели своего наставника он дважды выполнил знаменитую «мёртвую петлю», «петлю Нестерова»…
Евграф Крутень родился в Киеве в 1890 г. Родители его вскоре разошлись, и мальчика воспитывал отец – полковник Русской Императорской Армии. Следуя по стопам отца, Евграф окончил Киевский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище и поступил на службу в 4-ю конно-артиллерийскую батарею Киевского военного округа. Через Крутень был произведён в подпоручики и получил перевод во 2-ю батарею 2-й конно-горной дивизии.
В июне 1913 г. молодой офицер был назначен наблюдателем на осенних ежегодных маневрах Киевского военного округа. На этих учениях артиллерия впервые отрабатывала взаимодействие с нарождающейся русской авиацией. Среди прочих участие в них принимал и штабс-капитанов Пётр Нестеров. Знакомство с ним и всё увиденное в те дни коренным образом изменили судьбу Крутеня. Евграф Николаевич вступает в 11-й авиационный отряд Нестерова и вместе с ним совершает свои первые полёты. Тогда же он впервые увидел «мёртвую петлю» в исполнении своего учителя.
Когда небо зовёт, сомнений и колебаний не остаётся. Из тех первых лётчиков лишь немногие дожили до преклонных лет… Но раз влюбившихся в небесную высь, раз пленившихся полётом земное притяжение уже не могло остановить. Таким рыцарем неба, рыцарем авиации был Крутень.
Гатчинскую школу окончил он по первому разряду, совершив в завершение обучения вместе с поручиком А.А. Кованько перелет «Гатчина – Псков – Рига – Ревель – Гатчина».
Уже в сентябре 1914 г. Евграф Николаевич прибыл на фронт. На биплане «Вуазен» он блестяще выполнял разведывательные и бомбометательные задания. 5 апреля 1915 г. он впервые в истории авиации организовал групповой ночной полет в тыл противника, получил важные сведения о вражеском расположении и направлял с воздуха артиллерийский огонь.
Тогда же стало известно о варварстве немецких летчиков, наносивших удары по русскими санитарными поездами и госпиталями. Крутень возглавил т.н. «Налет возмездия» и лично сбросил шесть бомб на вражеские укрепления.
12 ноября 1916 года отважный лётчик был назначен командиром 2-го армейского авиаотряда. В это время он заявляет о себе не только, как воздушный воин, но и блестящий теоретик авиационного боя, новатор и преобразователь авиации. Одна за другой выходят девять брошюр Евграфа Николаевича, посвящённые как тактике боя, так и положении русской авиации в целом. Находя ряд недостатков в её устроении – и прежде всего, в работе с личным составом – Крутень предлагал необходимые меры для преодоления оных. Ему же принадлежала инициатива создания специализированных истребительных отрядов.
6 марта 1916 г. Евграф Николаевич атаковал и сбил свой первый вражеский самолет. А через месяц было принято решение о создании первых истребительных подразделений. 24 мая 1916 г. Приказом Управления военно-воздушного флота штаб-капитан Крутень был назначен командующим 2-м авиационным отрядом истребителей.
10 августа Евграф Николаевич сбил свой второй вражеский самолет «Альбатрос С.III», совершив после этого вынужденную посадку за пределами 9-го армейского корпуса российской армии. Еще через три дня им был сбит третий самолёт. Его Крутень вынудил к посадке, нанеся повреждения в область радиатора машины. Немецкий экипаж был взят в плен.
Отряд Крутеня с успехом действовал против неприятеля, став для него серьёзной угрозой. Немцы недаром считали русских лётчиков самыми опасными. И то сказать: возвращаясь с задания с подошедшим к концу горючим, кто бы, забыв об этом, атаковал случайно встреченного в небе противника? А Евграф Николаевич однажды поступил именно так. И уничтожил врага, не имея ни капли горючего. Самому ему потом удалось приземлиться невредимым фактически чудом. Но не только русская удаль была свойственна Крутеню, но и русское же милосердие. И движимый им, Евграф Николаевич, сбив неприятельский самолёт, искал родных погибшего, чтобы известить их, где нашёл он последнее пристанище.
В брошюре «Нашествии иноплеменников» Крутень критиковал чрезмерное восхищение иностранными тактиками ведения боя. Русский ас полагал, что русская авиационная школа имеет больше объективных достоинств.
Осенью 1916 г. в числе лучших русских лётчиков Крутень был отправлен на стажировку во Францию. Там он воевал в эскадрилье «Аистов» группы А. Брокара и за один лишь месяц сбил 3 вражеских самолета. Кроме того, Евграф Николаевич штурмовал позиции противника и осуществлял разведывательные вылеты. За свои подвиги на французском фронте он был награжден союзниками «Боевым Крестом с пальмовыми ветвями».
Во Франции русский ас близко сошёлся с асом французским – знаменитым Жоржем Гиннемером. Гиннемер оказал значительное влияние на Крутеня в тактике воздушного боя.
19 апреля 1917 г. возвратившийся в Россию Крутень был назначен командиром 2-й боевой юго-западной авиационной группы. Россия и её Армия уже начинали разлагаться под влиянием революционных бацилл, но в авиации ещё сохранялся порядок. К тому же Евграф Николаевич пользовался непререкаемым авторитетом среди подчинённых.
«Ньюпор» Крутеня с нарисованной на борту головой Ильи Муромца продолжал оставаться грозой для неприятеля. Евграф Николаевич разработал 20 способов атаки вражеских самолетов как одиночных, так и парных или групповых, описанные в брошюре «Воздушный бой». Один из них заключался в следующем: лётчик поднимался выше самолета противника и резко атаковал его со стороны солнца. После этого опускался на 50-100 метров ниже вражеского самолета и, находясь в невидимой зоне («мертвом конусе»), стрелял по противнику пулеметной очередью. Именно Крутень первым предложил вести парные военные операции.
Увы, срок для сражений с неприятелем и усовершенствования русской авиационной школы Евграфу Николаевичу был отпущен обидно короткий. Он погиб в 26 лет 6 июня 1917 г. В тот день он защищал разведывательный самолёт от нападения австрийских истребителей и уничтожил один из них. Остальные предпочли ретироваться. Враги не смогли одолеть русского аса… Но при заходе на посадку на аэродром возле деревни Плотычи Тарнопольской области его самолёт по неустановленной причине сорвался в штопор и разбился.
За время войны Евграф Николаевич был ранен и удостоен многих наград, включая орден Св. Георгий 4-й ст. Как и его учитель Нестеров, он был похоронен в Киеве на кладбище при Вырубецком монастыре недалеко от Никольской военной школы. 2-му авиационному отряду было присвоено имя его погибшего командира. В память о нём была учреждена специальная медаль с изображением Крутеня. Мать Евграфа Николаевича, Каролина Карловна, организовала специальный Фонд его имени и добилась именной стипендии для выпускников военных учебных заведений. К сожалению, всему этому не суждено было существовать сколь-либо долга. После захвата России большевиками имя выдающегося русского аса и тактика воздушного боя Евграфа Николаевича Крутеня было предано забвению на целый век…
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
|