Сегодня в гостях у проекта «Журнальная Россия» издание, определяющее себя как литературно-общественное. Журнал «Голос эпохи» возник в 2005 году как электронный проект, который в 2010-м обрёл бумажную версию. Основатель и бессменный редактор издания – писатель, публицист, автор тринадцати книг Елена СЕМЁНОВА.
- Елена Владимировна, кто те писатели и публицисты, что сделали имя вашему журналу?
- У нас публиковались и публикуются многие достойнейшие авторы, и выделять кого-то всегда непросто. Это кинематографисты А.Б. Можаев, Г.-М.А. Баталова, В.П. Виноградов. Это известнейший философ В.В. Аксючиц, профессоры В.Ю. Троицкий, С.Х. Карпенков, покойная Н.В. Масленникова, экономист Ю.А. Лисовский, публицист М.В. Назаров. Это такие патриархи Русского Зарубежья, как Р.В. Полчанинов и Г.М. Солдатов. Это наши уважаемые историки В.Г. Чичерюкин-Мейнгардт, И.Б. Иванов, С.А. Смирнов. Литературовед А.Н. Башкиров, литераторы В.С. Михановский и О.И. Ёлшин, поэты Г.А. Анищенко, Е.Е. Данилов, Л.К. Цаголова, К.Ю. Фролов, Д.В. Кузнецов, О.А. Флярковская, А.В. Чжоу… Кроме того, лицо журнала делают лучшие современные художники. Такие, как Е. Демаков и Д. Шмарин, В. Графов и В. Киреев, М. Вишняк и А. Ромасюков, К. и Н. Мирошники, С. Глушков, О. Молчанов, Е. Муковнин и В. Жданов… В каждом номере мы знакомим читателей с нашими мастерами, публикуя на обложке их работы, а в самом журнале материалы об их творчестве.
- Какова художественная и политическая идеология журнала? Чем Ваш журнал отличается от множества других?
- Магистральная линия журнала – православная, бело-монархическая, национально-консервативная. Её мы придерживаемся жёстко. При этом мы стараемся не допускать «закоснения» в истории, освещая и современные проблемы нашего Отечества, ища пути преодоления их; представляя читателям достойнейших современников, служащих благу нашей страны в самых различных сферах: военных, благотворителей, просветителей, хозяйственников, деятелей искусства. Разумеется, в рамках общего идейного поля воззрения наших авторов могут различаться и в чём-то не совпадать с редакционными. Что касается стороны художественной, то тут мы строго придерживаемся классики. П.Б. Струве говорил: «России нужно возрождение духа, остальное приложится». По мере наших скромных возможностей мы, как я надеюсь, вносим свою маленькую лепту в дело возрождения духа, духа национальной России, который в ХХ веке был практически утрачен.
- Творческое кредо главного редактора?
- Творческое кредо журнала дано на его обложке – цитатой Бориса Андреевича Можаева: «Писатель обязан, несмотря ни на что, держать ориентир только на правду». Я его разделяю.
- Главные проблемы русской публицистики и литературы сегодня?
- Главная проблема - та же, что и у общества в целом… Утрата (в значительной мере) нравственной доминанты, того самого «ориентира только на правду». У нас в литературе и в искусстве вообще, в общественном движении не осталось людей, которые играли бы для общества роль камертона, которые обществом воспринимались бы как совесть… На самом деле, люди-то такие – по нравственной своей высоте – есть. Но они, скажем так, не на поверхности, абсолютное большинство их имён попросту не знает. А на поверхности – те, кто наглее суётся вперёд, кто легко приспосабливает свои взгляды к господствующей конъюнктуре, люди зачастую бездарные и почти всегда бессовестные. И, конечно, ни совестью нации, ни камертоном для общества они никогда не будут. Они выполняют функцию обратную… У литературы есть ещё одна глобальная проблема. Её девальвация. Девальвация Слова. Сегодня любой графоман, пишущий где-нибудь в интернете «палка-селёдка», именуется «поэтом», «писателем». Более того, таковые самовыражатели собираются в группы, обретают, как ни странно, свою аудиторию и даже издаются. Так происходит подмена литературы, подмена самой русской речи, того самого ахматовского «великого русского слова». А ведь такое отношение к слову – преступление. Истинное искусство – это служение Богу. Потому что именно Им даётся талант. И, если говорить о литературе, то за каждое наше слово нам придётся отвечать. Это понимание, это сознание своей ответственности за своё Слово сегодня повально утрачивается. А без нравственной доминанты, без сознания ответственности, без священнодействия нет искусства, нет литературы.
- Три лучших (на Ваш взгляд) прозаика, поэта, публициста, напечатавшихся в вашем журнале в последнее время?
- Я не воздержусь от именно такой акцентировки, дабы никого не обидеть вниманием, а остановлюсь с Вашего позволения на трёх наиболее важных (для меня) материалах последнего на момент этой беседы номера. В нём мы поздравляли с юбилеем и публиковали большую подборку стихотворений на тему войны в Новороссии Лауры Цаголовой. Лаура Цаголова, безусловно, входит в число лучших современных поэтов, и для нас честь, что все эти годы её удивительные стихотворения украшают страницы «Голоса Эпохи». В этом же журнале у напечатан очерк к 80-летию со дня рождения замечательного и очень любимого мной русского писателя, члена ВСХСОН Л.И. Бородина, написанный ещё одним нашим постоянным автором, Белым поэтом ХХI Д.В. Кузнецовым. Дмитрия Валерьевича я также считаю одним из лучших современных поэтов, безусловным и в своём роде единственным в нашей литературе продолжателем линии И.И. Савина, А.И. Несмелова, Н.В. Кудашева, Н.С. Гумилёва. Наконец, в чреде материалов, посвящённых великой русской катастрофе 1917 г. мы публикуем интервью и доклад В.С. Правдюка – известного петербургского режиссёра-документалиста, автора многочисленных документальных фильмов о русской истории ХХ века, просветителя, год за годом воистину подвижническим трудом возвращающего нам нашу память.
- По каким признакам отдается предпочтение авторам, публикуемым у Вас?
- В первую очередь, по признаку таланта, разумеется. Это главное. Но, конечно, мы отдаём предпочтение материалам, отвечающим нашему направлению. Продолжающим традиции русской литературы в художественном плане и в плане идейном – служащим восстановлению русскости, восстановлению русской исторической памяти и русского, православного миропонимания.
- В каких регионах России читатели знают Ваш журнал?
- По крайней мере, в тех, где живут наши авторы, а живут они в самых разных уголках России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Но доминанта, конечно, наши столицы – Москва и Санкт-Петербург.
- Источники финансирования (степень экономической самостоятельности)?
- Журнал издаётся на личные средства издателей и редактора.
- Каково отношение к журналу (и к авторам и публицистике-литературе вообще) властей? Оказывается ли какая-то поддержка?
- С властями мы дела не имели. Думаю, что к счастью. Учитывая ту «культурную» (в реальности – антикультурную) политику, что проводится в стране в целом. Тут уж поддержки ждать не приходится. Не было бы помех – и то хорошо.
- Только ли финансовые проблемы мешают «журнальной литературе», проблемы подписки и распространения? Ощущается ли падение интереса чтению? Или наоборот – есть ощущение возрождения интереса к чтению?
- В своё время, когда журнальная деятельность в России только начиналась, Н.М. Карамзин, взявшийся издавать один из первых в нашей стране литературных журналов, вынужден был: выполнять всю работу по изданию (редакторскую, переводческую, частично авторскую и т.д.), издавать журнал на свои средства и распространять его в узком кругу просвещённых людей. С той поры прошло более двух веков, и мы вернулись ровно к такому же положению вещей. С одной разницей. В те поры большая часть страны была просто неграмотной. А ныне у нас все умеют читать и худо-бедно писать, но и только. Журнальная аудитория, как и впрочем аудитория серьёзных книг – это тот самый узкий круг просвещённых людей, который вполне сопоставим по численности с карамзинским временем.
- Есть ли у журнала интернет-версия; если есть, каково процентное соотношение читателей – какую версию (бумажную или электронную) читает большее количество читателей?
- Интернет-версия у нас есть. Один из современных подвижников просвещения В.Б. Румянцев создал содружество русских литературных журналов «Русское поле», в которым мы размещаем все материалы нашего издания. Судить о процентном соотношении читателей не берусь.
- Что, на Ваш взгляд, может вернуть (и может ли) всенародный интерес к журналам? Что в этом плане могла бы сделать центральная власть? Каким Вам видится будущее «бумажных» журналов?
- Не хочу выглядеть пессимисткой, но всенародный интерес к литературным журналам – это уже из области фантастики. Хотя бы потому, что в отличие от прежних времён, появился интернет. К сожалению, и печатные книги уже вряд ли когда-нибудь вернут своё прежнее положение, прежние тиражи. Конечно, есть и, думаю, будет категория людей, которые предпочитают бумажные книги, большие домашние библиотеки. Но никакой массовости ждать уже не приходится. Массы сидят во всемирной паутине. И если читают, то используют планшеты, электронные книги и т.п. И тут не только вопрос падения интереса к чтению. Но и элементарного удобства. Книгам нужно место, нужен дом. А у нас далеко не все имеют свой постоянный и вместительный угол, где могла бы поселиться библиотека. Поэтому отдают предпочтение электронным версиям.
- Есть ли какие-то проекты, связанные с Вашим журналом (например, книжные серии)?
- Есть. И довольно много. Это, во-первых, книжные серии, в которых выходят и работы наших авторов, и ранее не публиковавшиеся архивные материалы – к примеру, мемуары о Белом Движении или коллективизации. Книг у нас вышло уже не один десяток, и они точно продолжают рубрики журнала и его идейно-художественную направленность. Во-вторых, у нас есть свой интернет-канал «Голос-Эпохи.ТВ», на котором выходят наши авторские передачи – исторические и публицистические, а также репортажи с наших мероприятий. В-третьих, нами совместно с РОВСом учреждена литературно-художественная премия им. генерала П.Н. Врангеля. Первым лауреатом её стал наш постоянный автор – блестящий поэт, автор-исполнитель, историк, человек огромных и разносторонних талантов К.Ю. Фролов.
Книжная лавка «Голос Эпохи»:
http://www.golos-epohi.ru/eshop/
Электронная версия журнала:
http://golos.ruspole.info/
Е-мэйл: etna28@rambler.ru
Беседа опубликована в газете "Саровская пустынь" №3-4 (177-178) март-апрель 2018 г. |