Одна из наиболее горьких страниц Великой войны – т.н. «самсоновская катастрофа». В дни, когда армия генерала Самсонова вела неравный бой, попав в окружение, хрупкая женщина, сестра милосердия Евгения Петровна Коркина совершила два подвига: организовала эвакуацию раненых и спасла полковую казну – 14000 р. За это отважная женщина была награждена двумя георгиевскими медалями.
Война была Евгении Петровне не в диковинку. Боевое крещение она приняла ещё на Русско-японской. Вторая война в её жизни лишила Евгению Петровну мужа. Поручик В.И. Коркин погиб в сражениях под Люблиным. Овдовев, Коркина под мужским именем поступила добровольцем в пехотный полк, чтобы иметь возможность помогать раненым на передовых позициях, в боях. Сперва служила простым санитаром, позже получила должность ротного фельдшера.
В одном из боёв фельдшер «Евгений Петрович Коркин» лично повёл роту в атаку. Сражение было столь жарким, что все офицеры: батальонный и ротный командиры, подпрапорщик – выбыли из строя по ранению. Коркина в это время под огнём перевязывала раненых. Заметив замешательство солдат, начавших отступать с позиций, Евгений Петровна с криком «ура!» бросилась вперёд, своей командой и примером остановила роту и увлекла её за собой. В результате атаки был захвачен вражеский окоп, в котором завязалась рукопашная схватка. В этот момент подоспел только что назначенный ротный командир. Сдав ему командование, Коркина вновь вернулась к своему делу – перевязке раненых. За этот подвиг «фельдшер Коркин» получил Георгиевский крест 4-й степени.
Получила Евгения Петровна и первое ранение – в ногу. Но осталась в строю. В другой раз Коркина спасла батальонного командира. Тяжело раненый офицер находился на линии огня и не мог передвигаться. Евгения Петровна перевязала его верёвкой и, взяв оба конца верёвки в руки через плечо, дотащила командира до лазарета. Георгиевский крест 3-й степени вознаградил её отвагу.
Жизнью «фельдшеру Коркину» остался обязан и ротный командир. Его, находящегося без сознания, Евгения Петровна перевязала и стащила в ложбину. Вокруг кипел бой, не смолкал пулемётный треск и пули, по воспоминаниям самой Коркиной, «летали вокруг, как шмели». Но отважная женщина не оставила своего командира. Когда он пришёл в себя, уже стемнело. Евгения Петровна обняла раненого офицера и помогла ему спуститься в овраг, где он был в безопасности, а сама побежала и вызвала других санитаров, которые доставили командира на перевязочный пункт. За этот подвиг Коркина была удостоена Георгиевского креста 2-й степени.
После гибели первого мужа Евгения Петровна недолго оставалась вдовой. Её вторым избранником стал барон Толль, под фамилией которого и вошла она в летопись русской воинской славы.
Весной 1915 г. баронесса Толль была дважды ранена. Одна пуля пробила навылет грудь, другая – бок. Кроме того, Евгения Петровна была контужена. «Фельдшер Коркин» был отправлен в лазарет, где и была раскрыта его тайна. О героине, заслужившей три Георгиевских креста и две медали за неполный год войны написала тогда популярная газета «Искры».
В свою очередь батальонный командир дал следующую характеристику «ротному фельдшеру Коркину»: «Санитар-доброволец Евгений Петрович Коркин (Коркина), состоя на должности ротного фельдшера третьей роты вверенного мне I-го батальона и находясь бессменно в передовых окопах на позиции, самоотверженно под сильнейшим артиллерийским пулеметным и ружейным огнем перевязывал раненых, и своею энергией, спокойствием¸ знанием своего святого дела милосердия, вселяя раненым и окружающим бодрость, воодушевление, был незаменимым работником и сподвижником в тяжелые дни и ночи на бранном поле. По состоянию своего здоровья не мог продолжать святое дело милосердия».
После излечения баронесса Евгения Петровна Толль возвратилась на фронт уже в качестве сестры милосердия.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |