28, 29 и 30 марта. Штурм Екатеринодара.
Дни несбывшихся надежд,
Дни героических подвигов.
Дни незаменимых потерь.
28 марта начался штурм Екатеринодара. Ничтожное количество артиллерии, с весьма ограниченным количеством снарядов, добытых с боя у большевиков, каменные постройки города и сосредоточенные большевиками превосходные силы, точное количество коих установить было невозможно, но, по данным ген. Деникина в «Очерках Русской Смуты» до 18.000 бойцов с большим количеством пулеметов при нескольких бронепоездах, бронемашинах с 14 орудиями (гаубицы и легкие орудия) с неограниченным количеством артиллерийских снарядов и ружейных патронов, а главное - с постоянным притоком новых пополнений, чрезвычайно затрудняли штурм города.
И, не смотря на все это ген. Корнилов повел на штурм свою армию, а армия, ни минуты не сомневаясь в успехе, веря в своего вождя, пошла на этот штурм. Но слишком не равны были условия боя, а топографически невыгодны для наступления, несмотря на всю решительность атакующих, на все их презрение к ранам и смерти, за эти три дня удалось овладеть лишь частью предместья города, кожевенными заводами, артиллерийскими казармами и черноморским вокзалом. В ночь на 30-го ген. Казановичу удалось прорваться в город, и он дошел до Сенной площади, но по неизвестной причине не поддержанный соседями, оказался окруженным красными, и был принужден вернуться назад.
А потери росли неимоверно. Почти половину состава потеряли полки. Особенно пострадали Корниловские полки, у него в строю осталось всего 67 штыков.
Ранены были: командной Партизанского полка ген. Казакевич, командир Кубанских пластунов полк. Улагай.
29- го днем, пытаясь поднять в атаку Корниловцев, полк. Неженцев, в своей черной черкесске, с георгиевским крестиком на груди выскочил из окопа и пошел вперед, но тут же был двумя пулями убит. Смерть его потрясла не только корниловцев, но и ген. Корнилова, искренне его любившего.
В командование Корниловским полком вступил полк. Кутепов.
30 марта ген. Корнилов собрал военный совет. Добровольческая Армия в боях предыдущих двух дней понесла тяжкие потери. В лазаретах находились тысячи раненых (четверть всего состава армии). Ощущался острый недостаток в снарядах и патронах. Ген. Корнилов, однако решил на рассвете следующего дня всем фронтом атаковать и взять Екатеринодар. После речи ген. Алексеева решено отложить штурм на один день и атаковать 1-го апреля.
«А вот и последний день боя под Екатеринодаром. День теплый, весенний, солнечный. Но солнца не видно. Сплошное облако пыли, песка, густого черного дыма висит над нами Лица черные, закопченные, на зубах песок, шум, грохот, в ушах звенит, и кажется, что пухнет голова. Человеческого голоса не слышно в двух шагах... Для пулемета нужна вода. Степной, разбитый снарядами колодезь в двадцати шагах, но двое уже не дошли. Один здесь стонет на дне окопчика, другой там, около колодца - неподвижный. Охотников больше нет. Кому прикажут? «Оля пошла!», - Кричит около меня юнкер. Сквозь облако пыли видно, как к колодцу пробирается тоненький силуэт в солдатской шинели, туго перетянутой поясом. «Назад! Назад! Ложись!» Разрыв и другой почти одновременно между нами и колодцем, черный дым, пыль, комья земли. Какой-то клубок катится по земле к окопу. Лицо кровавая маска, ног нет, белые пальцы царапают землю. Бедная Оля!»
***
31 марта. Смерть генерала Корнилова.
«Был убит богатырь в непосильном бою
За свободу плененной России.
Отдал веру и жизнь молодую свою
Разъяренной и грубой стихии...»
Штаб армии во все дни штурма Екатеринодара находился на «ферме» в трех верстах от окраины города и все время был под артиллерийским обстрелом.
31-го марта с раннего утра, как обычно, начался артиллерийский обстрел фермы. Ген. Корнилова просили переместить штаб, но он ответил: «Теперь уже не стоит, завтра штурм » и остался в домике. Около восьми часов утра несколько снарядов разорвались над фермой, один целиком влетел в комнату, где сидел ген. Корнилов. Когда бросились туда, то нашли ген. Корнилова лежащим на полу. Кровь сочилась из небольшой ранки в виске и из пробитого правого бедра. Он еще дышал. Его положили на носилки и вынесли на берег Кубани. Он лежал с закрытыми глазами. На лице застыло выражение боли. Прошло нисколько томительных минут. Корнилов скончался.
Советская граната лишила русскую контрреволюцию ее общепризнанного вождя. 31 марта - слепой случай поставил под вопрос дальнейшую судьбу начатой Корниловым вооруженной борьбы. Теряя Корнилова, русская контрреволюция теряла будущего российского диктатора. С арены борьбы 31-го марта сошла самая крупная и яркая фигура не признавшей большевиков России. Смерть ген. Корнилова решила участь штурма. Впечатление, произведенное ею на армию, было так велико, что продолжение штурма становилось бессмысленным.
Ген. Деникин так описывает настроение армии: «Впечатление потрясающее. Люди плакали навзрыд, говорили между собой шепотом, как будто между ними незримо присутствовал властитель их дум. В нем, как в фокусе, сосредоточилось ведь все: идея борьбы, вера в победу, надежда на спасение. И когда его не стало, в сердцах храбрых начали закрадываться страх и мучительное сомнение. Ползли слухи, один тревожнее другого, о новых большевицких силах, окружающих армию со всех сторон, о неизбежности плена и гибели. — Конец всему».
Памяти Генерала Корнилова.
Давно ли лилась кровь!.. Ужели все забыто!..
О Родина, к тебе несется мысль моя:
Все лучшее в тебе поругано, разбито...
Любовь к отечеству, и Церковь, и семья...
Печален наш удел — справлять в изгнаньи тризну
По тем, кто совестью своей не торговал,
Кто верен был себе, как мать любил отчизну
И смертью за нее пример прекрасный дал...
Он был ее мечем... Быть может тень святая
Меж нами, и велит нам распри все забыть,
И родины позор зовет нас искупить,
И до конца стоять, надежды не теряя...
Долой позорный мир и злу непротивленье:
Без крови и без жертв не будет искупленья!..
Проф. В. Строев
Прибывший на ферму ген. Алексеев отдал следующий приказ:
«Неприятельским снарядом, попавшим в Штаб Армии, в 7 ч. 30 м. сего марта убит ген. Корнилов.
Пал смертью храбрых человек, любивший Россию больше себя и не могший перенести ее позора.
Все дела покойного свидетельствуют, с какой непоколебимой настойчивостью, энергией и верой в успех дела отдался он на служение Родине.
Бегство из неприятельского плена, августовское выступление, Быхов и выход из него, вступление в Добровольческую армию и славное командование ею — известны нам.
Велика потеря наша, но пусть не смутятся тревогой наши сердца, и пусть не ослабеет воля к дальнейшей борьбе. Каждому продолжать исполнение своего долга, памятуя, что все мы несем свою лепту на алтарь Отечества.
Вечная память Лавру Георгиевичу Корнилову - нашему незабвенному Вождю и лучшему гражданину Родины. Мир праху его!
В командование Армией вступить генералу Деникину.
Генерал от инфантерии Алексеев
Тяжелое наследство досталось ген. Деникину.
При том тяжком нравственном и физическом состоянии, в коем находилась Армия после пятидневных тяжких боев и смерти ген. Корнилова, продолжать атаку Екатеринодара было невозможно и Деникин решил, ради спасения армии, с заходом солнца большими переходами вывести Армию из-под удара екатеринодарской группы красных войск.
ПЕРВЫЕ НАЧАВШИЕ. К 100-летию 1-го Кубанского (Ледяного) похода
Купить |