Русская Стратегия


"…Нельзя любить и нельзя гордиться тем, что считаешь дурным. Стало быть, национализм предполагает полноту хороших качеств или тех, что кажутся хорошими. Национализм есть то редкое состояние, когда народ примиряется с самим собой, входит полное согласие, в равновесие своего духа и в гармоническое удовлетворение самим собой…" (М.О. Меньшиков)

Категории раздела

- Новости [2972]
- Аналитика [2183]
- Разное [415]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

НАШИ ПРОЕКТЫ

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

КОНТРПРОПАГАНДА

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Календарь

«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2018 » Июль » 11 » «И снова ратной славы дата»
    03:14
    «И снова ратной славы дата»

    Под таким названием в Белгородском музее-мастерской заслуженного художника России С.С. Косенкова 6 июля открылась очередная, но, как всегда, неожиданная выставка неисчерпаемого белгородского графика Станислава Косенкова (1941–1993).

     

    Выставок, составленных из «военных» работ этого крупного отечественного мастера в музее прошло немало, но эта — особенная, поскольку посвящена 75-летию Курской битвы, начавшейся 5 июля 1943 года, продолжавшейся 49 дней и завершившейся 23 августа освобождением Харькова. Через месяц после начала битвы — 5 августа — нашими войсками были освобождены от немецко-фашистских захватчиков города Орел и Белгород, в связи с чем Москва, в соответствии с Указом Верховного Главнокомандующего И. В Сталина, впервые произвела праздничный орудийный салют.

     

    И ежегодно 12 июля, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, день величайшего в истории человечества танкового сражения, уроженец здешнего села Рождественка Косенков с этюдником и фотоаппаратом отправлялся в Прохоровку.

     

    Вспомнив свое безрадостное и голодное детство, потерю отца, уже летом 1941-го пропавшего без вести (за три месяца до рождения Станислава), побеседовав в который раз с местными жителями, свидетелями жестокого и страшного сражения, после которого «вода из колодцев ушла», Косенков возвращался из Прохоровки в состоянии отрешенности и печали, с огромным желанием запечатлеть в своих работах все пережитое его многострадальными земляками.

     

    «Прохоровское поле» — так назвал Косенков на рубеже 1980-х годов серию цветных линогравюр. Она и оставила центр и основной нерв представленной выставки. Но это не батальный, а внутренний, сокровенный ракурс Великой войны. Не изображая кровавых и огненных сцен, сбитых дымящихся самолетов, горящих танков, но через память, через душу человека, раненого войной, — вдовы, ребенка — повествует художник о трагическом событии того времени.

    Гравюры из знаменитых косенковских серий «Детство», «Память», иллюстрации к поэзии воронежского поэта Алексея Прасолова, станковые рисунки из серии «Чернобыль России — деревня», автолитографии под названием «Житие не одной бабы», несколько живописных полотен и эскизов — всего около тридцати произведений — увидит зритель, придя на выставку и, конечно же, вспомнит историю своей семьи, своих родных и близких, унесенных войной.

     

    Мы видим на одной из этих работ, как на заднем плане от мальчишки, грустно-задумчиво лежащего среди рассекающего его судьбу чертополоха, татарника проступает в траве силуэт павшего воина: это и тень любого бойца, защитившего жизнь ребенка, и, конечно же, это тень отца этого мальчика.

    Комментируя нерасчленимую для русской истории, русской культуры, русского духа связь времен и тем — Курскую битву и иные битвы Руси, вспоминая Третье ратное поле России (наряду с Куликовским и Бородинским), а также поэта Пушкина и войну, и, конечно, творчество своего супруга Станислава Косенкова, глава музея-мастерской Анна Константиновна Косенкова сказала: «С древнейших времен, весь ХХ век, и нынешний век ХХI, Россию сотрясали грабительские войны, не исключая сегодняшнюю, лицемерную и злую, так называемую информационную войну. Наша страна, где, как в песне поется, так много «лесов, полей и рек», всегда привлекала алчные взоры иноземцев. Но Косенков частенько вспоминал знаменитое изречение полководца Суворова: “Русские прусских всегда бивали”. И совсем не случайно Станислав Степанович, работая над военной темой, “отвлекался” на… Пушкина. Творчество А. С. Пушкина для Косенкова было активным отдыхом и отдушиной от темы войны. А ведь мало кто знает и помнит, как Пушкин, написавший тома стихов о любви, сочинявший сказки, некогда хотел примкнуть к декабристам, среди которых было немало его вольнолюбивых друзей — офицеров и поэтов — и в одной из военных кампаний, очертя голову, несся навстречу неприятелю. Но друзья, опасаясь за жизнь гения, уговорили его вернуться в столицу».

     

    И вот дневниковая запись художника Косенкова, сделанная 27 декабря 1985 г., в год 40-летия Великой Победы: «14-го сделал натюрморт в рисунке “Поэтам, безвременно погибшим”, с маской Пушкина и двумя снарядами, немецким и русским. Знаменательно то, что сделал я его, совсем не задумываясь об этом, 14 декабря, в день 160-летия Восстания декабристов. Дал его на областную выставку, но, мне кажется, никто в нем ничего не видит – просто натюрморт с маской Пушкина. Господи, как люди отвыкли читать (!) картину, видеть в ней, кроме изображения, и смысл! Неужели мои переживания и мысли сильнее, чем рисунок? Неужели нужно “выпендриться” и подать это зрителю в изощренной и искусственной форме? Но я не хочу этого!»

    Эта работа стала центрально-эпиграфической в новой экспозиции работ Косенкова. Участники вернисажа отметили этот необычный ход мысли устроителей выставки. И если действительно всмотреться в два раскуроченных взрывами останка — от немецкого и русского снарядов, а потом вглядеться в дуэльную гравюру к пушкинской поэме «Руслан и Людмила», то, в самом деле, возникает и размышление о противостоянии Западной и Русской цивилизаций, и о войне как зле человеческом. А если вчитаться в название графического листа о «поэтах, безвременно погибших», то появляется целый ассоциативный пласт мыслей — вплоть до воспоминаний о плеяде молодых советских поэтов-фронтовиков.

     

    А поэма Пушкина «Полтава», о чем она! — восклицает Анна Косенкова. — О доблести и славе русского воина. А политические стихи поэта? К примеру, «Клеветникам России», 1831 года:

     

    От потрясенного Кремля
    До стен недвижного Китая,
    Стальной щетиною сверкая,
    Не встанет русская земля?..
    Так высылайте ж к нам, витии,
    Своих озлобленных сынов:
    Есть место им в полях России,
    Среди нечуждых им гробов.

     

    Война противоестественна и отвратительна во все времена и во всех ее формах. Драгоценной ниточкой через века и все чрезвычайные и масштабные события тянулось к Косенкову, не видавшему своего отца ребенку из военно-послевоенной деревни нашего Черноземья, пушкинское отрицание зла и насилия. И особенно важно и бесценно для Станислава Степановича было подпитаться творчеством Пушкина, не успевшего написать «Историю Петра», но остались черновики, в которых в полной мере обнажена гражданственно-патриотическая позиция Пушкина: люби Россию, защищай ее и храни.

     

    Именно поэтому уместно присутствие «косенковского» Пушкина на этой выставке: иллюстрациями начала 1980-х к поэме «Руслан и Людмила» — «Битва с печенегами», «Соперники в искусстве брани», портретом поэта.

     

    Художник Виктор Иванчихин в своем слове на вернисаже отметил две высококультурные экспозиции, созданные неравнодушными музейщиками Белгорода к знаменательной дате 75-летия Курской битвы, в основе которых оказались гравюры С. Косенкова. Первая из них, «Третье лето. Петров день», открылась 22 июня в Белгородском государственном литературном музее, ее необычное выставочное повествование определили три поэмы — «Третье поле» Игоря Чернухина (1930–2017), «Поле русской славы» Владимира Молчанова и «Петров день» Станислава Минакова. Эффект от этой выставки оказался удивительным: получился, в известном смысле, иллюстрированный метатекст, три поэмы словно слились в одну, перекликаясь в общей памяти с древнерусскими летописями, «Поучением» князя Владимира Мономаха и «Словом о полку Игореве». Белгородцы помнят, что в селе Прелестном, под Прохоровкой, сохранился трогательный обычай: в этот день жители выносят из хат на улицу столы с едой-питьем и поминают павших своих, приглашая всех прохожих разделить поминальную трапезу. Мимо них пройти невозможно.

    Белгородский журналист Александр Жихов глубоко прав: «Ощущение причастности к событиям прошлого во многом определяют ментальный облик сегодняшнего жителя края — мы люди Белгородской черты и в то же время люди Огненной дуги. Вот из этого сплава родился проект межмузейной выставки к 75-летию Прохоровского танкового сражения, да и Курской битвы в целом. Слово, образ и вещь. Воплощенные и материализованные. Поэмы Игоря Чернухина, Владимира Молчанова и Станислава Минакова, отпечатанные на белых полотнищах и рассекающие экспозицию дорожками текста, но притом соединяющие времена, а затем замечательно озвученные актерами белгородского драматического театра. Картины белгородских художников, ядро которых составил прохоровский цикл гравюр Косенкова, показывают зримый образ пространства и времени “третьего поля” в памяти людской, от боевых схваток до мирного урожая, и портреты генералов и солдат, ветеранов, матерей, детей. И, наконец, предметный ряд, подлинники из музейных витрин, среди которых, наверное, самые значимые — письма с фронта, несущие рукописный образ слова о войне».

     

    Работа выставки «И снова ратной славы дата» продлится до конца сентября. Весь первый месяц учебы мастерскую-музей будут активно посещать учащиеся школ области и белгородские студенты. Такое общение поколений тоже делает нас единым целым, скрепленным общими болью, памятью, историей.

     

    Матвей Славко

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: - Разное | Просмотров: 160 | Добавил: Elena17 | Теги: вторая мировая война, станислав минаков
    Всего комментариев: 3
    avatar
    1
    Глубокий по содержанию и пронзительный по эмоциям очерк! Поклон автору от белгородцев и ценителей творчества Станислава Косенкова. С уважением, Светлана Кобелева
    avatar
    2
    А до какого числа будет действовать выставка в музее-мастерской С. Косенкова?
    avatar
    3
    Серия линогравюр Станислава Косенкова "Прохоровское поле" (1985) обладает пронзительным воздействием... После того, как я их посмотрела, ещё долгое время эти художественные образы стояли перед глазами... Вообще графика этого мастера всегда оставляет сильное впечатление.
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Русская Стратегия - радио Белого Движения

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru