1985 год… 86-летняя хлебосольная хозяйка потчует чаем и пирогами заглянувшую к ней журналистку. Ничего не обычного. Обычная радушная пожилая женщина, обычный дом, семья… Необычно одно: за 70 лет до этого на войне, которая в учебниках величалась империалистической, эта женщина звалась вольноопределяющимся Николаем Поповым, а грудь её украшал солдатский Георгиевский крест за проявленную доблесть в разведке.
Кира Александровна Башкирова родилась 13 марта 1898 г в Петербурге, в многодетной дворянской семье. Ее отец, историк и филолог, знал шестнадцать иностранных языков и служил в Публичной библиотеке. Кира росла отчаянной сорви-головой, играла с деревенскими мальчишками, убегала из дома и буквально изводила домашних своими проказами.
С началом войны женщины семейства Башкировых, как и многие другие, стали ухаживать за ранеными. Кира ездила на вокзал, куда их доставляли с фронта, вместе с мамой и сёстрами, и понимала, что милосердного служения ей мало. Её беспокойная душа стремилась на фронт. В ту пору Башкировы проживали в Вильно, где Кира училась в Мариинском высшем училище. Тайком от родных и при поддержке сестры, близкой подруги и её брата девушка распродала часть своего гардероба и закупила всю необходимую для фронта амуницию. Упомянутый брат подарил ей своё имя – Николай Попов. Под ним и уехала доброволица на войну.
По прибытии в действующую армию «вольнопёр» Попов был зачислен вначале в конную, а затем в пешую разведку 88-го Петровского полка. Девушка служила наравне со всеми, а помимо этого помогала сослуживцам, недостаточно владевшим грамотой, писать письма домой. Собственные письма родным подписывала она «ваш сын Николай Попов». В них Кира просила присылать ей папиросы, махорку, чернила и бумагу – всё, что нужно было солдатам. И ни в коем случае не присылать конфет – девушка очень боялась, что пристрастие к лакомству вызовет подозрение и насмешки.
16-летняя доброволица отважно ходила в разведку. Причём чаще бывалых солдат. Ей было жаль их, оставивших в далёких деревнях жён и детей, и она готовно заменяла их… Отправляясь в очередную разведку Кира получила задание привести языка. Солдат, который был вместе с ней, получил ранение, и справляться с заданием девушке пришлось в одиночку. За захват пленного вольноопределяющийся Николай Попов был награжден георгиевским крестом 4-й степени.
В родном Вильно все уже знали о своей героине. Когда Кира приехала туда в командировку за оружием, то увидела на центральном проспекте города собственный портрет. По улицам девушка ходила в полном обмундировании, лихо отдавая честь офицерам. Пожилой генерал улыбнулся на это приветствие:
- Да бросьте вы, Николай Попов, во фрунт становиться, ведь все-таки барышня...
Удивительно, но до фронта эта слава не доходила. И лишь свалившая Киру на больничную койку болезнь раскрыла её тайну. В лазарет в те дни приходили покаянные письма солдаты, виноватившихся перед «барышней», что в её присутствии непозволительно выражались.
После госпиталя героиня недолго оставалась дома. Она подала прошение на Высочайшее имя о дозволении ей продолжить службу. Получив оное, девушка вернулась на фронт уже под своим именем, под которым сражалась в рядах 30-го стрелкового Сибирского полка до самого октября 1917 г. «Вольномученику Кир Александровичу Башкирову в память посещения им 3-го батальона Сибирского полка», — фотографию с такой надписью подарил Кире на память её командир, капитан Савич…
Военная служба не помешала женскому счастью Башкировой. «Доброволец Николай Попов» оставался женщиной… И эта женщина обрела любимого мужа – хирурга и двоих детей. В 1941 г. война вновь призвала доброволицу. Но на сей раз в качестве сестры милосердия, которого некогда казалось ей мало. В госпитале, где служил её муж, за ней была закреплена палата самых тяжёлых больных, страшно изувеченных, не имевших шансов на выздоровление. Но забота Киры Александровны, растворявшейся в своих подопечных, подчас творила чудеса, ей удавалось поднимать на ноги безнадежных… При самых жестоких обстрелах, когда все прятались в убежище, она одна оставалась ассистировать мужу при операциях, которые нельзя было прервать. За это самоотверженной служение медсестра Лопатина была награждена медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За боевые заслуги»…
Кира Александровна Башкирова прожила долгую, удивительную и, что не столь уж часто бывало в нашем страшном ХХ веке, счастливую жизнь, до последних дней оставаясь энергичной, радушной, отзывчивой к чужой беде и открытой людям.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
|