Русское имперское гимназическое и университетское образование стояло на мировом уровне начиная, по крайней мере, с эпохи Александра I, но лишь при Николае II оно этот уровень, в каком-то смысле перешагнуло, оставив «за кормой» Европу и Америку как по качеству образования, так и по его социальной доступности. В частности, к 1914 году Российская Империя, имевшая в наличие при восшествии Государя на Престол лишь несколько, хотя и первоклассных технических ВУЗов, превзошла по уровню технического образования безусловного лидера тех лет - Германскую Империю.
Но главное даже не в этом. Масштабность здания науки, техники, наукоемкой промышленности и, в конечном счете, обороноспособности любого государства, и главное - прочность этого здания, зависит в первую очередь от качества фундамента этого здания. Фундаментом же этим является система народного образования данного государства. Чем совершеннее эта система, тем грандиознее и прочнее будут возведенные над ней корпуса отечественной науки, техники и всего с ними связанного.
Образовательный потенциал страны всегда лежит в основе и предшествует ее научному, техническому, экономическому и военному потенциалу.
Образование в широком смысле создает, формирует образ нации, народа, его сознание. А сознание это в свою очередь формирует ту материальную действительность, которая данный народ окружает в конкретный исторический момент. Иногда к большому неудовольствию народа, склонного видеть в этой действительности чьи-то враждебные происки. По преимуществу.
Стандарты, нормы и эталоны образования должны естественным образом вытекать из истории данного народа, а такжеиз целевой функции религии, которая является исторической, народной и государствообразующей.
Целевая же функция Христианства, и прежде всего нашего родного Православия, заключается в том, чтобы посильно вернуть греховного человека, находящегося в вырождающемся, деградационном состоянии в первозданное качество, присущее ему до его грехопадения, и во всяком случае, сделать его доброжелательным к ближним, и верным сыном своего земного Отечества.
В скобках заметим, что если Церковь, или, вернее, церковная иерархия, не выполняет этой целевой функции, все «православие» сводится в лучшем случае на «бытовой» уровень.
Так вот едва ли не главная заслуга Императора Николая заключается в том, что он сделал все, что в было в Его силах, чтобы развернуть корабль отечественного народного образования к отеческим истокам, на современном, разумеется уровне. Вот подлинные слова Царя из Высочайшего Рескрипта 10 июня 1902 года:
«Прежде всего, подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности Престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине.
Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».
Государь впервые постарался вывести наше образования из-под тенет бюрократической машины Министерства Просвещения, за счет повышения роли Родительских Комитетов, которые к 1917 году стали играть весьма значительную роль в системе Имперского образования. Сотрудничество Царя и народа, развитие общественного самоуправления ‒ такие общие приоритеты политики Государя особенно ярко выразились в образовательной сфере. Как сказал, один из исследователей столкнувшийся с этим необычным для нас фактором в царской образовательной политике: «похоже, что последний раз демократия была в России при Царе. И, похоже, что без Царя она оказывается невозможной...».
И в самом деле, ‒ первое, что сделало Временное ‒ «благоверное» по мнению нашего Синода ‒ правительство, ‒ это уничтожило роль Родительских Комитетов, ‒ «поскольку в них преобладают люди одной определенной конфессии». Какой именно - догадайтесь с трех раз в качестве самостоятельного упражнения.
Ну атеперь - несколько фактов и цифр.
Первоначальное обучение было у насбесплатным по закону еще с начала правления Государя Николая II, но с 1908 года оно становилось обязательным. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. Это и был тот «всеобуч», который должен был охватить страну уже к началу 1920-х годов. До сих пор существует устойчивая легенда, что одной из «заслуг» большевиков-ленинцев стало ликвидация безграмотности.
Обратим внимание на следующую таблицу:
|
Начальные школы
|
Средние школы и гимназии
|
Школ
|
Учеников
|
Школ
|
Учеников
|
1894-1914
|
Рост в 2 раза
|
Рост в 2,9 раз
|
Рост в 15 раз
|
Рост в 13 раз
|
1917-1928
|
Сокращение в 1,1 раз
|
Сокращение на 2%
|
Сокращение в 1,5 раза
|
Рост в 1,1 раз
|
Как видим, при Ленине и его подельщиках проходила не ликвидация безграмотности, а ликвидация образования. Частичным восстановлением образования занялся уже в 1930 годы Сталин, по мере разборки с ленинскими «ликвидаторами».
С самого начала царствования Николая II имел место опережающий рост бюджетных расходов на образование, причем в 1906-1916 годахрост совершенно беспрецедентный. Ни до, ни после этого периода Российское государство не расходовало на образование столь большую часть своего бюджета.
И это так. В начале царствования Николая II из средств государственного казначейства на образование выделялось немногим более 40 миллионов рублей, а земства, города и учреждения расходовали еще 30-40 миллионов». То есть по совокупности, 70-80 миллионов рублей.
А в 1914 году консолидированный бюджет составил уже 660 миллионов рублей ‒ это порядка 20% госбюджета. Так что если брать на 1894 год цифру 70 миллионов рублей, то рост будет почти десятикратный, на порядок. Но и по минимальной оценке - более чем в восемь раз.
Наиболее впечатляющее представление о росте бюджетного финансирования образования в Российской Империи при Николае II, дает график этого финансирования, причем только по линии Министерства народного просвещения (рис. 1).
Рисунок 1. График бюджета Министерства Народного просвещения с 1802 по 1917 год
Обратите внимание на форму графика начиная с 1906 по 1917 год. Он идет едва ли круче графика экспоненты. График же консолидированного бюджета шел еще круче.
График, независимо от нашего желания показывает, что в образовании, а вслед за ним в науке и технике, мы шли с опережением, которого нам хватило до тех самых 1960-1961-1962 годов, когда мы еще смогли даже первыми выйти в космос.
Поскольку образовательный потенциал страны с абсолютнойнеобходимостью и неизбежностью предшествует потенциалу научному и техническому, график финансирования образования в Российской Империи в царствование великого - не устрашусь этого слова! - великого Императора Николая II, есть математическое обоснование того неотвратимого факта, что именно Император Николай II ‒ творец не только образовательного, но и научного и технического потенциала нашего за последний век.
И остатки этого имперского потенциала пока позволяют России, даже в ее мало понятной структурной форме Российской Федерации, оставаться относительно независимым государством и дают нам всем ‒ пока еще дают! ‒ шанс.
Разумеется, развитие образования сопровождалось открытием библиотек и музеев.
В 1914 году в стране действовало 76 тысяч библиотек, посещаемость музеев достигла 5 млн. человек в год. Ежегодно печаталось около 99 млн. книг и 11 млн. журналов.
Почтенные цифры, не так ли?
Но откуда же спросите вы, столь любимый необольшевиками и либералами миф о дремучей российской безграмотности при дремучем царизме?
О, ответ на это прост, как правда. Работать уметь надо!
Приведу единственный, но многозначительный пример, стоящий диссертации (по контрразведке). В Русском Календаре Суворина за 1917 год опубликованы данные о том, что грамотность в стране составляет только порядка 20%. Правда мелким шрифтом в примечании указано, что в качестве источника использованы данные за 1915 год. Казалось бы, приемлемая точность. Но нигде не пропечатано, что в статистическом ежегоднике за 1915 год, опубликованы данные за 1897 год!!!
Данные 20-летней давности, в упор игнорирующие всю образовательную реформу Императора Николая! Автор, приводящий этот возмутительный факт, с некоторым недоумением говорит о некоторых «неточностях в дореволюционных документах»[1].
На самом деле, речь должна идти не о неточностях, а об идеологических диверсиях, равных государственной измене.Которые и подготовили катастрофу 1917 года.
Ну и в заключение, еще чуть-чуть о том, чему учили в царских школах.
Начнем с церковно-приходских, столь нелюбимых демократами и прогрессистами. Вопреки очередной легенде в них учили не только молиться, хотя и за то следовало бы сказать этим школам и их создателям, таким как Сергей Рачинский, большое сердечное спасибо. В этих школах преподавались такие базовые предметы как чтение, математика (арифметика), ‒ причем уверяю вас, задачи для устного счета которые щелкали царские деревенские ребятишки, мало кто из нынешних студентов технических ВУЗов в отведенное время решит[2], ‒ и конечно история Отечества.
Непосредственно богословские предметы в церковно-приходских школах были представлены такими, например, как нравственное богословие ‒ предмет о нравственности, свободе и нормах морали. На уроках разбирались темы, как «К чему ведут семейные раздоры», «Сила ‒ не право» и другие. Вполне актуально!
Неудивительно, что один из крупнейших математиков современности академик Владимир Арнольд ответственно заявил, что царская церковно-приходская школа давала значительно большее развитие мозговых извилин, чем нынешняя постсоветская десятилетка.
Гимназии же, число которых, как мы помним, росло наиболее быстро (в 15 раз за 20 лет!), предполагали значительно более широкий список дисциплин, чем современные школы. В них изучались Немецкий, Французский, Латинский, Греческий языки, История, География, Физика, Педагогика и конечно Закон Божий.
А посмотрите на темы сочинений, предлагавшиеся русским детям до эпох «исторического материализма» и нынешнего постмодерна:
«Слово как источник счастья», «Почему жизнь сравнивают с путешествием?»,
«Родина и чужая сторона», «О скоротечности жизни»,
«Какие предметы составляют богатство России и почему?»,
«О высоком достоинстве человеческого слова и письма»,
«О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве»,
«О проявлении нравственного начала в истории»,
«На чем основывается духовная связь между предками и потомством?».
Все-таки поразительно, как люди, писавшие такие сочинения, ходившие хоть иногда в храм, и хотя бы на Великий Четверг причащавшиеся Святых Христовых Таин, могли соблазниться на дешевку революционной пропаганды в ее либеральном или марксистском обличье!
Какое-то массовое душевное, или скорее духовное заболевание. Шизофрения с тяжелыми многолетними, неизлеченными до сих последствиями.
Честь имею.
[1]Борисюк А.А. История России, которую приказали забыть. С. 51.
[2] См. Галенин Б.Г. Царская школа. С. 232-235.