Ноябрь для Севастополя является особенным месяцем. Уже много лет в это время в городе проводятся памятные мероприятия, приуроченные к годовщине эвакуации частей Белой армии и гражданских лиц в 1920 г.
98-ю годовщину Исхода город встретил пасмурной осенней погодой. Небо заволокли свинцово-серые тучи, из которых время от времени мелко накрапывал дождь. Окрестности Центрального городского холма оглашали гулкие удары церковного колокола. Палая листва золотым покрывалом устилала тротуары и булыжники мостовой.
Казалось, сама природа скорбела о людях, которые почти сотню лет назад были вынужденыуйти на чужбину, и тех, кто не смог это сделать.
Ноябрь 1920 г. – трагическая страница в истории города и всей страны. Тяжелые испытания выпали на долю изгнанников, но поистине страшна была участи тех, кто остался. Многие из них вскоре нашли свой конец в многочисленных оврагах и балках, став жертвами войны, которую победители вели с побежденными. Сегодня о трагедии красного террора в Крыму в начале 1920-х гг. напоминают поклонные кресты и мемориальные доски, установленные в разных городах полуострова.
Очередную годовщину Исхода жители Севастополя отметили традиционным крестным ходом, в котором приняло участие духовенство Севастопольского благочиния, представители органов государственной власти, казачьих организаций и просто неравнодушные люди. Крестный ход прошел по маршруту: Князь-Владимирский собор-усыпальница адмиралов — ул. Суворова — ул. Воронина — ул. Ленина— пл. Нахимова — площадка у колоннады Графской пристани.
На Графской пристани была отслужена заупокойная лития. После завершения богослужения благочинный Севастопольского церковного округа протоиерей Сергий Халюта обратился к присутствующим с речью:
«…98 лет со дня тех трагических событий. Десятки тысяч человек в эти ноябрьские дни были на Графской пристани, на площади Нахимова, на близлежащих улицах…не было, как говорится, негде яблоку упасть, - такое количество было людей, уходящих в изгнанье. Уходящих в небытие. Но эти люди, уходя отсюда, они сохранили самое главное. Они сохранили веру в свое Отечество. Они сохранили веру в Бога, который создал это Отечество. Они сохраняли веру в Государя, который был попран, растоптан, убит вместе с семейством. И даже его честные останки, его тело было уничтожено, дабы никто не смог его никогда обрести. Какие выводы из истории мы должны сделать сегодня? Наверное, сегодня нужно говорить о том, что то безумие, которое охватило в семнадцатом, восемнадцатом, девятнадцатом, двадцатом году – годы Гражданской войны наш народ, это безумие не должно вернуться к нам, в современную нашу жизнь. Ничто не разделяет людей, как пролитая братская кровь. Эта кровь в семнадцатом году начала в изобилии изливаться на землю русскую. Сегодня мы молимся не только о тех людях, которые уходили отсюда. Не только о тех людях, которые лишились своего Отечества. Но и о гонителях их. Мы сегодня вспоминаем и тех заблудших, которые ради светлого будущего, ради призрачного счастья, ради обещаний, которые давали большевики, пошли на пролитие братской крови. Мы молимся и о этих людях. Которые тоже пострадали невинно во многом, которые тоже свою кровь пролили, за свою правду. Но сегодня истинной правдой для нас является Бог. Правда, это там, где есть спасение. Правда, это там, где есть любовь посреди нас. Правда, это там, где мы любим Бога и любим ближнего. Своей кровью наши предки эту правду для нас скрывали, чтобы мы ее сохранили. Чтобы мы ее берегли и передавали своим потомкам. Чтобы никогда безумие гражданской войны не посетило нашу землю.
Мы все с вами сделали в 2014-м году, чтобы эта гражданская война не началась здесь. И здесь, на Графской пристани не повторился двадцатый, девятнадцатый, восемнадцатый год. И милостью Божьей, крепостью сил, любовью, которая была посреди нас (действительно была посреди нас!), когда мы могли вступать в диалог, общаться, убеждать друг друга, но не убивать друг друга, не проливать кровь на эту землю, - мы смогли сохранить мир.
Мы смогли не повторить гражданскую войну, - здесь, на этой земле. И во многом благодаря вот этому крестному ходу, который мы совершаем с вами уже на протяжении десяти лет. Вспоминая о трагедии, которая произошла с нашим русским народом, с Русским миром. Говоря «русский народ», я подразумеваю не национальность, а подразумеваю тех людей, которые объединены верой Христовой. Которые объединены любовью к Отечеству и любовью к своему Государю…»
В завершение мероприятия его участники возложили венки и живые цветы к мемориальной табличке на Графской пристани, установленной в память о соотечественниках, которые были вынуждены покинуть страну в далеком 1920 году.
Дмитрий Соколов
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |