«У меня был единственный брат, который уже умер; нас осталось шесть сестер, и я, самая младшая из нас, решила отправиться на отечественную войну, поскольку иначе от нашей семьи не будет ни одного воина», - так объяснила своё желание воевать 22-летняя Лина Чанка.
В 1915 г. русское командование приступило к формированию первых латышских стрелковых частей. В русскую историю латышским стрелкам суждено будет войти с отрицательным знаком, не в качестве воинов, а в качестве большевистских карателей. Но есть и иная страница истории латышских формирований…
Лина Чанка родилась в 1893 г. Её отец был хозяином усадьбы Месилер из Репенской волости (Курляндская губерния). С началом формирования латышских батальонов многие латышки желали вступить в них, но удалось это только Лине. Она пришла на призывной пункт с паспортом умершего брата и под его именем отправилась на войну в рядах 3-го Курземского батальона латышских стрелков.
Журнал «Унтер-офицер» сообщал впоследствии: «Мысль о поступлении в латышский батальон овладела ею еще при возникновении идеи об организации батальонов. Зная, однако, что родители не согласятся на такой шаг, она заявила им, что отправляется в качестве сестры милосердия, на что родители дали свое согласие. Таким образом, было сделано самое главное. Уезжая в Ригу, девушка захватила с собой паспорт умершего брата, под именем которого и поступила в батальон. Стрелки открыли, что она женщина, и, заподозрив в ней шпионку, сообщили по начальству. Здесь она рассказала все и стала настойчиво просить оставить ее в батальоне. Просьба ее была исполнена. Чанка вместе с другими стрелками прошла школу учения военному делу и 21 октября вместе с батальоном получила боевое крещение. К несчастью, она была ранена немецкой ручной гранатой в самом начале боя и отправлена на перевязочный пункт».
Лина была ранена в правый бок, но, едва почувствовав себя лучше после перевязки, сбежала из лазарета и вернулась на поле боя, где сражалась ещё три часа, пока не потеряла сознание от потери крови.
По излечении девушке разрешено было остаться в части под именем Яниса Бертулисовича Чанки. Решение это оказалось правильным, ибо Лина проявила себя истинной воительницей, отважной и выносливой. Она принимала участие во всех боях на Искульском плацдарме или, как его иначе называли, «острове Смерти». Этот участок фронта латышские стрелки удерживали ценой очень высоких потерь. Чанка отважно сражалась наравне с мужчинами, была дважды ранена и получила легкое отравление газами в рождественских боях у Пулеметной горки. Её подвиги были отмечены двумя Георгиевскими крестами (4-й и 3-й ст.) и Георгиевской медалью.
После революции младший унтер-офицер Чанка некоторое время служила в латышской армии, а затем вернулась в родную усадьбу. Эта усадьба была у неё конфискована после Второй Мировой войны, а Лину советская власть репрессировала. Правда, героине удалось уцелеть и возвратиться на Родину, где она скончалась в возрасте 95 лет.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
|