В 2018 году многие из нас часто вспоминали роковое событие в истории нашей страны: 100-летие трагической гибели последнего русского императора Николая Второго и его семьи. Ему предшествовало множество неоднозначных событий и сомнительных культурных откликов. Желающих поделиться своим видением личности последнего русского императора было много. Причем, прослеживалась четкая тенденция: либо Николая Второго демонстративно «обличали», либо всячески старались скрыть большую часть его жизни, рассматривая лишь образцовый пример его семьи.
И вот, в Государственном историческом музее открылась выставка «Николай II: семья и престол», которая, как мне показалось, отлично раскрыла все аспекты непростой жизни Николая Александровича. В экспозиции уделено достаточно внимание и образцовой семье императора, и его тяжком кресте управления страной. Здесь нет наигранности: только факты, интереснейшие экспонаты и воспоминания современников.
Восторженные и весьма едкие воспоминания о последнем русском императоре, коллекция фотографий, многие из которых ранее не показывались широкой публике, редкие экспонаты и трогательные рисунки цесаревича Алексея – все это создает впечатление полной погруженности в биографию Николая Второго. И, что важно: покидая экспозицию, вы не найдете универсальных ответов на свои вопросы, скорее – наоборот: трагичная и запутанная история жизни Николая Второго отзовется в вашем сердце шлейфом очередных вопросов…
Я настоятельно рекомендую посетить эту выставку всем! «Николай II: семья и престол» - это замечательное, фундаментальное детище команды сотрудников Государственного исторического музея.
Огромные усилия к созданию выставки приложил Евгений Александрович Лукьянов, Старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов ГИМ, благодаря которому в конце октября открылась выставка «Монумент садов Богородицких…». Кстати: уже завтра Евгений Александрович проведет семинар, во время которого все желающие смогут узнать много интересной информации о Богородицком парке и паркостроительной деятельности Андрея Тимофеевича Болотова. Подробности – здесь!
Друзья, а вы уже были на выставке «Николай II: семья и престол»? Как вы относитесь к личности последнего русского императора? Согласны ли вы с мнением о том, что он был идеальным семьянином, но весьма слабым правителем?
Дата фотографий: 30 ноября 2018 года.
2. Путь в выставочный зал.
В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения и 100 лет гибели последнего российского императора Николая II (1868‐1918). Об этом монархе написаны тысячи книг, сняты сотни документальных фильмов, подготовлены десятки выставок в России и за её пределами. Однако до сих пор историки не пришли к единому мнению, чем же была для страны эпоха правления Николая II: временем расцвета или периодом стагнации, приведшем к крушению страны и монархии.
3. На входе в экспозицию.
4. Малоизвестный широкой публике портрет Николая Второго.
5. Автором портрета является знаменитый художник Бакст. Однако, данный портрет был написан в начале его творческого пути и не признается искусствоведами в качестве шедевра.
Меня очень интересовали фотографии, снятые в различных императорских дворцах.
6. На балконе дворца в Спале.
7. Около старого дворца в Ливадии.
Читаем цитаты.
8. Жизнь императора в фотозарисовках.
И очень люблю железнодорожную тему.
9. Прибытие Николая II в Сувалки.
10.
Подготовленная Историческим музеем экспозиция "Николай II. Семья и престол" носит исключительно документальный характер и предоставляет возможность посетителям выставки "взглянуть" на жизнь российского монарха и его семьи как бы через объектив фотокамеры.
11. В Гатчине.
12.
13. Распутин.
14. На археологических раскопках в Херсонесе.
15. Ливадия, на террасе Итальянского дворика, императрица Александра Фёдоровна.
16.
17. Юные посетители.
18. Александра Федоровна.
19. На выставке вы увидите много интересных фотопортретов цесаревича Алексея.
Как известно, император и члены его семьи испытывали совершенно особые чувства к искусству светописи: все они имели фотокамеры и с увлечением снимали друг друга и приближенных лиц (к сожалению, в собрании музея сохранилось всего лишь несколько фотографий, исполненных членами царской семьи). Николая II почти всегда сопровождали профессиональные фотографы, зафиксировавшие чуть ли не каждый день его 23‐летнего правления (основная заслуга принадлежала владельцу ателье "К. Е. фон Ган и Кº" придворному фотографу А. К. Ягельскому). В коллекции музея представлено более 750 снимков из жизни последнего российского императора, многие фотографии происходят из Царскосельских и Петергофских дворцов, из личных покоев царской семьи, что придает им особый мемориальный статус.
20. Отдельная глава экспозиции посвящена жизни в Ливадии.
21. Здесь вы найдете много подробностей и фотосвидетельств о коронации последнего русского императора.
22.
Выставка очень посещаема, в один из дней ее посетили 5 тыс. человек.
23.
24. На маневрах у села Большая Вруда.
25.
26. В лагере под Красным Селом.
27. Крушение поезда, в котором вместе с семьей следовал император Александр III.
28. Ливадия.
29. Миниатюрные мундиры принадлежали цесаревичу Алексею.
Выставка делится на разделы: семейный, официальный и мемориальный. Первые разделы свидетельствуют о двух "функциях" Николая II: главы семьи и правителя огромной империи. Здесь показано около 300 снимков, исполненных в 1870‐е — середине 1910‐х годов ведущими отечественными и иностранными мастерами светописи (К. К. Буллой, С. Л. Левицкими, А. И. Савельевым, Ф. П. Орловым, М. И. Грибовым, А. А. Оцупом, К. А. Фишером, ателье "Буассонна и Эгглер", "К. Е. фон Ган и К°", "J. Russell & Sons", "W. & D. Downey"). Также экспонируются автографы и письма Николая II, некоторые этапные документы (Манифест о рождении великого князя Николая Александровича, Меню обеда по случаю совершеннолетия цесаревича Николая Александровича, Объявление о коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны).
30.
31.
32.
33.
34. Цитаты. За них эту выставку многие критикуют.
35.
Эмоциональным завершением экспозиции служит небольшой зал, напоминающий подвал или склеп, где расположены 7 стел с фотографическими портретами императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея Николаевича, великой княжны Ольги Николаевны, великой княжны Татьяны Николаевны, великой княжны Марии Николаевны и великой княжны Анастасии Николаевны, расстрелянных в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
36.
37.
38. Справа - фрагмент локона цесаревича Алексея.
39.
Семейный раздел выставки подразделяется на следующие темы: "Великий князь. Цесаревич. Император", "Ники и Аликс", "Царские дети. ОТМА", "Царские дети. Алексей", "В кругу семьи. Царское Село. Ливадия. Финляндия. Польша". Особый акцент сделан на фигуре цесаревича Алексея Николаевича, единственного сына Николая II, главного ребенка империи, трагическая судьба которого наложила отпечаток на жизнь всей императорской семьи.
40. Знаменитое пасхальное яйцо "Созвездие цесаревича", исполненное фирмой "Фаберже" для подарка Александре Федоровне на Пасху 1917 года, но так и не врученное императрице.
41.
В официальном разделе экспозиции показаны фотографии, запечатлевшие Николая II во время встреч с главами иностранных государств (английским королем Эдуардом VII, германским императором Вильгельмом II, сиамским королем Рама V, французскими президентами Арманом Фальером и Феликсом Фором), во время торжеств по случаю 200‐летия Санкт‐Петербурга и 100‐летия Отечественной войны 1812 года, во время открытия грандиозных памятников и освящения храмов, проведения полковых праздников и парадов, а также в годы Первой мировой войны. Центральное место отведено показу двух важнейших династических событий, в которых самое непосредственное участие принимал Николай II — коронации (1896 год) и 300‐летию дома Романовых (1913 год).
42.
43. На выставке можно будет полюбоваться вот таким видом.
44. Только залили каток перед ГУМом.
45.
46.
47. Рисунки Николая Второго.
48.
49. Медали.
50. Доски в память закладки кораблей.
51. Шкатулка цесаревича.
52. Кинжалы цесаревича.
53. А это - первые художественные работы цесаревича Алексея...
54. Обязательно посетите ГИМ! Выставка продлится до 15 апреля.
Источник |