Несколько лет назад все средства массовой информации с разной политической окраской были переполнены тревожными сообщениями об «инновациях», которые министерские чиновники протаскивали через думу. Используя свой административный ресурс, они пытались утвердить свою «единство верную» редакцию закона об образовании. Не остался в стороне и вездесущий интернет, ставший достоянием почти каждого дома и, в отличие от центральной прессы и телевидения, более или менее доступный для изложения своих наболевших вопросов и тревожных мыслей. Больше всего высказывали свои опасения за судьбу отечественного образования и изливали свою боль учителя и преподаватели, испытавшие на себе все «прелести» бездумного реформирования образования, которое породило множество рукотворных, трудно решаемых проблем. Старшее поколение педагогов ещё помнит, какое достойное и полноценное образование было в нашей стране в недалёком прошлом и каким оно стало после «инновационной» вакханалии. Об этом помнят и родители, чьи дети могли получить бесплатное и хорошее образование не только в школе, но и в любом высшем учебном заведении, включая Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, что на Воробьевых горах. И определяющими факторами успеха были способности ученика, его желание и стремление прилежно учиться и получать знания.
Под лозунгом модернизации и обретения свободы образования в результате законодательных манипуляций за последние десятилетия допущено множество трудно исправимых ошибок во всей системе многострадального отечественного образования. Любое действие оценивается по результатам, а человека ценят по его делам, а не по заимствованным за рубежом и непонятным для многих людей манипуляциям: «модернизация», «инновация», «вариативность» – и не по благозвучному словосочетанию «качество образования», с помощью которого как будто можно повысить уровень образования. Какие же результаты образовательных манипуляций? Результаты не просто очень плохие, а плачевные, и о них знают учителя и преподаватели, нищенской зарплаты которых за нелёгкий труд едва хватает на пропитание и оплату коммунальных услуг.
Образовательные манипуляции ощутили на себе и родители, вынужденные платить за сомнительные образовательные услуги свои последние, заработанные тяжким трудом деньги. При этом их смекалистые дети – школьники и студенты, очень быстро отреагировали на чиновничьи образовательные «инновации», предаваясь полностью воле и свободе от образования и наслаждаясь этой свободой без узды и ветрил.
Многие школьники, одурманенные свободой от обучения, перестали прилежно учиться и уважать своих учителей, которые пытаются научить учиться своих учеников, подготавливая их к самостоятельной трудовой жизни. Перестали почитать и слушать и преподавателей в высших учебных заведениях, особенно тех, кто по старой, доброй традиции пытается дать самое дорогое – знания, и тем самым проявить свою любовь к студентам, и особенно, заблудшим не по своей воле. И таких добросовестных педагогов, хорошо знающих своё дело, немало.
В последние десятилетия вследствие бездумных чиновничьих реформаций обесценились знания, резко упал престиж обучения на всех его стадиях. Почему же так случилось? Для ответа на этот вопрос можно назвать несколько причин.
Первая причина – зачем стремится хорошо и прилежно учиться в школе, когда без надлежащей подготовки и хороших знаний можно запросто поступить в любой вуз, даже на какой-либо платный факультет Московского государственного университета, которому с большим трудом пока удаётся удерживать сравнительно высокую планку. В этом учебном заведении, как и в других, есть, конечно же, проблемы – не обновляется материально-техническая база и стареет профессорско-преподавательский состав. Для поступления во многие вузы школьные знания вовсе не нужны, а нужны деньги, внесенные родителями в виде образовательного оброка. При этом побеждают исключительно деньги, а не здравый смысл. Утратил силу традиционный конкурс, который через оценку уровня знаний, через экзамен единственно способен открыть прямой путь наиболее знающим и подготовленным абитуриентам к высшему образованию. Многочисленные «университеты» и «институты», открытые на каждом перекрёстке больших и малых городов и выросшие на «свободной» почве, удобренной образовательными «инновациями», готовы поглотить всех абитуриентов с полной гарантией выдать им диплом государственного образца. Чиновникам подобных «вузов» в лице ректората нужны не студенты, способные и заинтересованные учиться, а деньги. Их вовсе не волнует, что деньги платят родители, чаще всего совсем не богатые и вынужденные в ущерб своему материальному обеспечению и здоровью работать в разных местах и не в одну смену. В отечественной системе образования есть и бюджетное финансирование, но оно растворяется в безбрежной коммерческой вакханалии, захлестнувшей все вузы на бескрайних российских просторах.
Вторая причина свободы от учёбы – чтобы хорошо учиться, надо усердно трудиться, надо ежедневно и ежечасно воспитывать себя. А кому хочется лишний раз напрягаться, как сейчас модно говорить. Да и нужно ли трудиться не покладая рук, когда вокруг столько соблазнов. И интернет, способный втянуть молодых людей, духовно не окрепших, в омут пагубных пороков и страстей, освободить от которых уже не в силах ни они сами, ни их родители, ни их учителя. Да и развлекательное телевидение далеко не отстаёт, возводя в ранг подвига насилие и разврат. Всё это вместе взятое одурманивает человека, опустошает его душу и вытравливает совесть, во многом отличающую человека от всякого животного.
Третья причина неуважения к образованию и знаниям – некоторые смышлёные, наблюдательные школьники и студенты невооруженным глазом видят, что чаще всего пробиваются к власти и завладевают народным богатством вовсе не образованные люди, вовсе не профессионалы, которые хорошо и прилежно учились в школе и в вузе. Очень часто у горнила власти чудесным образом оказываются отнюдь не опытные специалисты, хорошо знающие своё дело, а «менеджеры» и «экономисты» с сомнительным образованием. Такие новоявленные властители не имеют даже малейшего представления о том, что такое истинная экономика, и не знают, что экономика без производства мертва, как бы её не обзывали, «цифровой», «растущей» или ещё как-либо, и что «цифровой экономикой» сыт не будешь.
К чему же приводит свобода от образования, все прекрасно знают – учителя и ученики, родители и их дети. Вездесущее телевидение старается не пропустить ни одной образовательной сенсации. В Москве, где, казалось бы, должны быть все условия для полноценного образования, некоторое время назад была закрыта средняя школа из-за низкого качества образования. Вместо того чтобы разобраться и устранить причину, чиновники от образования пошли по своему единственно «верному» пути. Разве школа, учителя, ученики и их родители виноваты в том, что им приходится пожинать плоды богатого «инновационного» урожая образовательной вакханалии. Ещё одна сенсация – физически окрепшие ученики, свободные от образования и утратившие совесть, избили свою учительницу физкультуры. Это преступное злодеяние они сняли и разместили в интернете, чтобы все видели, что даже в школе есть место «подвигу», что есть «герои нашего времени» и в нашем отечестве. И таких умопомрачительных сенсаций, захлестнувших многострадальную Россию, великое множество. Беда и только! «Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в его намерении относительно человечества», – эти слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского наиболее полно отражают досадные реалии бытия нынешнего времени.
Несмотря на все вихри враждебные в образовании и вопреки всем бюрократическим преградам, в нашей стране встречаются и хорошие школы, и достойные гимназии. Например, есть и православные школы, где дают прекрасные знания по математике, физике, биологии, русскому языку и литературе и другим классическим предметам, и где школьники познают тайны бытия и учатся отличать добро от зла, уважать и любить своих учителей и родителей. Ученики в таких школах испытывают радость познания, и приходят они домой с просветлёнными, умиротворёнными лицами, радуя своих родителей, и им в голову не приходит совершить какой-либо греховный поступок, за который было бы им стыдно и стыдно их родителям. Но почему-то такое прогрессивное образование, проверенное веками, обходит стороной государство, реформаторов и чиновников – оно оплачивается из кармана родителей. Все родители всем сердцем желают вырастить своих детей просвещёнными, чтобы они стали всесторонне развитыми людьми, в душе которых не вселялись бы демоны ненависти и наживы, а прививались любовь к ближнему своему, сострадание и милосердие.
Школьные проблемы подобно снежной лавине обрушиваются на высшие учебные заведения, в большинстве которых созданы все условия не для обучения, а для процветания пышным цветом свободы от образования и где по тем же причинам, что и в средней школе, студенты не хотят утруждать себя учёбой. Такие свободные студенты уверены: диплом «менеджера», «экономиста» и «юриста» они получат, а должность руководителя некоторым из них помогут захватить в установленном порядке влиятельные и богатые родители, а вовсе не фундаментальные и профессиональные знания. Смекалистые студенты наблюдают, что без специальной, высококвалифицированной подготовки, то есть не будучи высококлассным специалистам, чудесным образом можно обрести и высокую должность, причём должность не просто высокую, а очень высокую, например, занять пост руководителя какой-либо крупной отрасли, скажем, энергетической или атомной промышленности.
Возглавлять энергетическую отрасль назначили «экономиста» Анатолия Чубайса, мало что смыслящего в энергетике и ранее «прославившегося» на всю страну позорной и разорительной приватизацией, приведшей к повсеместному развалу промышленного производства, обогащению небольшой кучки проходимцев и массовому обнищанию русского народа. При его «компетентном менеджменте» единая и мощная отрасль энергетики была раздроблена на независимые подразделения и пополнилась множеством чиновников, весьма далёких от энергетики и вовсе не способствующих её развитию, и, кроме того, стало правилом систематические отключения источников электроснабжения при избытке энергетических мощностей в нашей стране, что раньше было крайне редко. На этом оригинальный «менеджмент» по Чубайсу не закончился – за прежние «выдающиеся заслуги» его назначили руководителем другой крупной отрасли – корпорацией нанотехнологий, вскоре ставшей известной всей стране многомиллиардными тратами и уголовными делами. И о таких «головокружительных успехах» регулярно вещает телевидение, чтобы все знали, что и в нашем отечестве есть непревзойдённые герои «компетентного менеджмента», свободные от профессиональных знаний и утратившие совесть и чувство всякой человеческой меры.
Чрезмерно огромные и научно не обоснованные финансовые и материальные средства вливаются и в атомную энергетику, которая во многих цивилизованных странах свёртывается, дабы не оставить своим потомкам опасное радиоактивное наследство. Эту наукоёмкую и высокотехнологичную отрасль относительно долго, более десяти лет возглавлял ниспосланный сверху Сергей Кириенко, инженер водного транспорта, «специалист» без профессиональной подготовки в области сложнейших ядерных процессов, а профессионалы-ядерщики были отстранены от руководящей работы.
Непрофессионализм – одна из главных причин крупнейшей техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, когда погибло 75 человек и нанесён огромный материальный ущерб с тяжёлыми социальными последствиями.
Можно привести и другие примеры печальных и трагических исходов, когда люди назначаются не по профессиональным качествам, а по отмашке сверху. Профессиональные знания не приходят сами собой – они обретаются прилежной учёбой и упорным трудом в высших учебных заведениях, и на это, конечно же, требуются немалые финансовые ресурсы.
На что же тратятся в вузах огромные деньги, попавшие в руки небольшой кучки вузовских «руководителей» и значительная часть которых проходит мимо преподавателей и сотрудников? Об этом периодически вещают ведущие каналы отечественного телевидения, в подробностях рассказывая всему российскому народу, включая родителей, любящих своих детей, о том, как преступно транжирятся их деньги, заработанные ими честным трудом. Как на эти деньги покупаются дорогостоящие автомашины представительского класса стоимостью миллионы рублей каждая, а многие сотрудники и преподаватели получают мизерную зарплату, которой едва хватает на проезд и пропитание. Как под прикрытием ремонтных и других работ в карманах ректоров и проректоров оседают десятки миллионов рублей. Как производятся обыски, аресты и по фактам нарушения закона заводятся уголовные дела, к которым подключаются следственные комитеты. Уголовные дела, возбуждаемые во многих российских вузах, свидетельствует о том, что в организации отечественного образования не всё в порядке и что министерство устраняется от своих прямых обязанностей.
Кому же и зачем такое министерство нужно? Может быть, оно нужно для насильственного внедрения везде и всюду единого государственного экзамена, широко и печально известного ЕГЭ, с тратами огромных средств, хотя неэффективность и абсурдность такой безумной инновации очевидна для всех здравомыслящих людей – от известных учёных-педагогов до домохозяек, чьи дети подвергаются непродуманному эксперименту во время проверки знаний. Может быть, министерские чиновники нужны для того, чтобы через свои «инновации» внедрять бредовые идеи о введении нового государственного стандарта, в котором не находится места для обязательного изучения ни математике, ни физике, ни химии, ни другим классическим предметам, хотя все они составляют фундаментальную основу знаний о природе и человеке. Очевидно, если нет этих предметов, то и нет достойного образования, направленного не на разрушение, а на созидание и развитие. Если нет достойного профессионального образования, то и нет науки, в недрах которой рождаются наукоёмкие технологии – основа промышленного производства высококачественных товаров. Весьма смехотворно выглядят объяснения министерских чиновников о предлагаемых ими «инновациях». Не радует и новый вариант стандартов, мало отличающийся от прежнего. Неужели, чтобы поставить всё на свои места, необходимо вмешательство на самом высоком уровне? А для чего же тогда нужна огромная армия министерских и других чиновников от образования, на содержание которых тратятся отнюдь немалые деньги всех налогоплательщиков?
На первые места в предлагаемых стандартах сделана попытка поставить предметы «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура» и назван некий символический срок – 2020 год. Можно предположить, что к тому времени в результате всех провальных реформ, включая реформы образования, умирающая русская нация дойдет до той черты, за которой будет до такой степени всё развалено и разрушено, что останется только одно поле деятельности – поле безопасности жизнедеятельности физически сильных, но невежественных, невоспитанных и духовно ограниченных людей. Очевидно, к тому времени и учить, и спасать будет некого.
Деградация общества и вымирание любой нации начинается с деградации образования и опустошения души человека. Спасая душу человека через обретение духовно-нравственных ценностей, можно спасти и образование от надуманных и пагубных реформаций. Для этого властителям всех уровней следовало бы понять и твердо усвоить простую истину: образование – это не платная услуга и не товар, который можно продать, как можно, дороже. Образование – это бесценный творческий процесс взращивания воспитанных и просвещённых людей, способных творить великие дела и даже совершать чудеса во имя спасения цивилизации и дальнейшего развития всего человечества.
Недавно принят новый закон об образовании после долгого противостояния общественности. Проходят годы, и стало всем понятно, что этот закон не спасает отечественное образование. Общественное противостояние продолжается до сих пор, так как родители не хотят, чтобы их подрастающие дети, получая сомнительные «образовательные» услуги за деньги в школе и в вузе, оказавшись безработными, выходили на улицу, чтобы отстаивать свои законные права на труд. Всем благомыслящим людям стало очевидно, что дело не только в том, насколько логически стройно и правильно сформулированы статьи закона об образовании, а совершенно в другом – многие законы в России не исполняются. Их нарушают не только мелкие клерки, но и чиновники самого высокого ранга, и о таких «главных» событиях каждый день, до и после полуночи отечественное, развлекательное телевидение вещает почти синхронно по всем каналам на всю нашу необъятную страну.
Не исполнение законов, а их нарушение закона стало нормой, и это – явный признак неправового государства, когда с высокой трибуны власти говорят красивые, убаюкивающие слова, а творится вопиющее беззаконие и благосостояние народа стремительно падает. Только восстановив правовой статус государства, вполне возможно возродить и отечественное образование. Только в этом случае высокообразованные люди во всех сферах деятельности, включая промышленное производство и государственное управление на всех уровнях, смогут вывести страну из затянувшегося экономического кризиса.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Степан Харланович Карпенков
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
|