Из всех стран Прибалтики Эстония — пожалуй, наиболее «спокойная» в плане русофобии республика. Если тут в принципе уместно измерять полутона. Но факты упрямы: стандартный джентльменский набор «жертвы оккупантов» — от членства в НАТО до «неграждан» — сдабривается вполне порой рациональным отношением власти к русскому вопросу.
Яркий пример — развернувшаяся недавно с подачи главы МВД(!) Катри Райк дискуссия об облегчении предоставления эстонского гражданства «негражданам»
Забота во многом лукавая, так как подразумевает полную эстонизацию русских (изучение эстонского языка обязательно), но «серые» граждане Латвии и Литвы для тамошних властей и вовсе «мусор». Есть с чем сравнивать.
Праволиберальный триумф
…Или теперь уже было с чем сравнивать? Победа право-либеральной «Партии реформ» во главе с Каей Каллас точно ничего хорошего интересам русского населения в Эстонии не сулит. Достаточно ознакомиться с программой «реформистов» по ключевым для русскоязычных эстоноземельцев пунктам:
- школ с преподаванием на русском языке быть не должно;
- у русского языка не должно быть никакого особого правового статуса (центристы в принципе согласны на «язык нацменьшинств»);
- никакого упрощения положения «неграждан» (их статус – лишь их «вина»).
То есть русским в Эстонии теперь однозначно придется сложнее, хотя могло быть и хуже. В сравнении с национал-консерваторами из EKRE, выступающими за радикальное решение «русского вопроса» и открыто чтущими память «лесных братьев», представители «Партии реформ» выглядят солиднее — типичные русофобы праволиберального толка, изрядно уже примелькавшиеся в «европах».
Правда, для ревнителей сохранения русского мира в Прибалтике это так себе утешение
Тем более, что радикалы из EKRE тоже прошли в парламент, в общем зачёте у них третье место. К слову, если коалиция «реформистов» с «национал-консерваторами» всё же сложится (спойлер— вряд ли), то активные антагонисты русского мира получат в парламенте «блокирующий пакет» — 53 мандата из 101.
Триумф радикально антироссийских сил на прошедших в Эстонии выборах при всей неприятной неожиданности всё же не назвать сенсацией. Такой сценарий прогнозировался. Но что стало настоящим шоком — так это апатия пророссийски настроенного электората. Явка в самом русском регионе Эстонии — Ида-Вирумаа — оказалась рекордно низкой, лишь 48,2% зарегистрированных избирателей сделали свой выбор (средняя явка по стране составила 63,1%) и здесь вполне предсказуемо лидирующие позиции заняла Центристская партия Эстонии — наиболее, скажем так, рационально подходящая к русскому вопросу в республике.
Но и здесь они показали результат на 11% хуже, чем на предыдущих выборах в парламент
Правда то ли от отчаяния, то ли исходя из каких-то иных материально оправданных соображений, центристы уже успели после выборов удивить как своих сторонников, так и независимых наблюдателей за формированием нового политического поля. Премьер-министр Эстонии и лидер Центристсткой партии Юри Ратас вдруг публично… не исключил создание коалиции с националистами.
«Это уже абсолютное дно! — заявил у себя в Фейсбуке известный эстонский политолог и журналист Родион Денисов. — Я говорил, что союз центристов с EKRE теоретически возможен (меня за это сторонники «хороших» центристов чуть тапками не забросали), так как ни одна из этих партий не заявила о его невозможности. Но в душе надеялся на разум центристов. И вот теперь их лидер Юри Ратас заявляет, что был бы готов войти с EKRE в коалицию. Ребята, вам правда это нравится? Думаю, об этом Ратас должен был бы заявить за неделю до выборов, тогда результат центристов был бы ещё более впечатляющим».
Кто виноват?
Поражение «умеренных» центристов сейчас активно осмысливается в республиканской прессе как сторонними аналитиками, так и самими партийцами. Например, мэр самого русского города в Эстонии — Нарвы — Тармо Тамиисте считает, что виной неудачного выступления его партии на прошедших выбора стала некрасивая склока между двумя уважаемыми партийцами, а именно нападки со стороны депутата Рийгикогу Михаила Стальнухина в адрес председателя Нарвского округа центристов, евродепутата Яны Тоом. Стальнухин обвинил соратницу в том, что та лишь на словах поддерживает русское образование в стране, а на деле своими поступками якобы способствует его полному уничтожению.
Сама госпожа Тоом прозрачные обвинения соратника в русофобии не сочла нужным комментировать, на что имеет полное право. Парламентарий до сих пор исчерпывающе высказывалась и в пользу решения вопроса с позорным для любой цивилизованной страны наличием «неграждан», и за право живущих в Эстонии русских получать образование на родном языке, но при этом и с себя не снимает ответственности за то, что все прежние подвижки пошли теперь крахом:
«От озвучивания выводов пока воздержусь, надо покопаться в цифрах. Но в целом, думаю, с точки зрения гражданского мира и социальной справедливости Эстония все же проиграла. Причем первые в ряду проигравших - неэстонцы. Как обычно».
Виктор Мартынюк |