Web Analytics


Русская Стратегия


"Когда народ в силу тех или иных обстоятельств теряет ключ-шифр к пониманию религиозного смысла бытия, он встает на путь гибели." Л.И. Бородин

Категории раздела

- Новости [3523]
- Аналитика [2698]
- Разное [723]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

КОНТРПРОПАГАНДА

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Календарь

«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 69
Гостей: 69
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2019 » Март » 9 » С.Х. Карпенков. Русский ренессанс
    03:38
    С.Х. Карпенков. Русский ренессанс

    Всероссийский Император Александр III (1845 – 1894), получивший надлежащее духовно-нравственное и эстетическое воспитание и в совершенстве владевший искусством власти, высоко ценил всё изящное, всё прекрасное, что дорого всем людям и что пробуждает в душе каждого человека возвышенные и восторженные чувства. Он всем сердцем любил подлинное изобразительное искусство, и делал всё возможное, чтобы на русской земле рождались не только быстрые разумом Ньютоны, свои Ломоносовы и Менделеевы, но и русские Тицианы, которые с большим художественным мастерством изображали бы на своих полотнах любовь небесную и любовь земную и восхищали бы весь мир.

    В средине и во второй половине девятнадцатого века на земле русской создавали свои уникальные живописные шедевры русские выдающиеся художники-передвижники: И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.А. Серов, Ф.А. Васильев, Н.Н. Ге, А.И. Куинджи и другие. Они вывели русское изобразительное искусство на мировой уровень, и их славные имена стали известны не только в России, но и далеко за её пределами. Их предшественники, не менее выдающиеся русские художники: В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, А.Н. Иванов, И.К. Айвазовский и другие – положили начало русскому ренессансу.

      Тропинин Василий Андреевич (1776 – 1857), замечательный русский художник, выходец из крепостных крестьян. Его знаменитые картины: «Кружевница», «Портрет Пушкина», «Старик-нищий», «Пряха», «Золотошвейка» и другие. Мягко прописанные портреты отличаются высоким живописным достоинством и простотой исполнения, а для человеческих образов характерны правдивость и спокойствие без какого-либо внутреннего напряжения.

    В картине «Кружевница» художник сумел идеально совместить мягкую кисть, идеальное освещение, и главное – душу и характер героини. За неё он получил высокую оценку аттестационной комиссии – с вручением диплома ему присвоили почётное звание академика. Что же на самом деле видит на полотне обычный зритель? А видит он девушку, склонившуюся над работой. Её взгляд направлен в сторону зрителя, который, кажется, лишь только что вошёл к ней в комнату. Руки девушки, почти полностью обнажённые, на мгновение замерли, и, кажется, она вот-вот продолжит свою работу, которая ей нравится. Она не позирует для художника, а продолжает плести кружева. Но работа не только не умаляет облик ремесленницы, но и делает его ещё красивее и привлекательнее.

    Русская красавица действительно совсем не похожа ни на дворянку, ни на царевну. Она не похожа и на красавицу, изображённую на картине «Женщина перед зеркалом» Тициана, крупнейшего итальянского живописца эпохи Возрождения. У неё нет изысканных нарядов и дорогих украшений. Это всего лишь простая девушка, но чувствуется в её образе некоторая притягательность, и возникает естественное желание более пристально на неё поглядеть. Она свободна, совсем не скованна светскими манерами поведения. Красивая девушка остаётся сама собой, и это прекрасно. С кружевницей так и хочется заговорить. Можно по её открытому взгляду догадаться, что она не станет лгать и лукавить. Честность и открытость – такими весьма редкими чертами характера удалось художнику наделить свою красавицу.

    Картина «Кружевница» по праву занимает достойное место в истории русского искусства. Увидеть этот шедевр портретной живописи можно в Третьяковской галерее.

    Венецианов Алексей Гаврилович (1780 – 1847) – выдающийся русский художник, родоначальник крестьянского и бытового жанра в живописи. Его знаменитые работы: «Жнецы», «Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Захарка» и другие. На картинах: «Девушка в платке», «Крестьянка с васильками» и «Гадание» – изображены настоящие русские красавицы. Художнику удалось воспроизвести самые обыденные и в тоже время простые сцены из сельской жизни: крестьян в повседневной и нелёгкой работе, простых крепостных девушек на жатве и мужиков на сенокосе или на пахоте. Значение творчества А.Г. Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико – он, один из первых утвердил народный, крестьянский бытовой жанр. Картина «Гумно» понравилась императору Александра I – его тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником.

    Брюллов Карл Павлович (1799 – 1852) – всемирно признанный мастер исторической живописи, автор картин: «Последний день Помпеи», «Всадница», светских и парадных портретов. Его живописные работы сложены из контрастов света и тени. Под влиянием традиционного академического классицизма, художник наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и житейской правдивостью.

    На картине «Последний день Помпеи» мы видим, как естественные силы природы ужасают жителей Помпеи. Огнедышащий вулкан Везувий готов сравнять с землей всё, что на его пути. В небе сверкают страшные, ослепляющие молнии, надвигается невиданный ураган. Видим мы и настоящее людское горе, отчаяние, гибель старого мира, и, возможно, зарождение нового. Это настоящее противостояние жизни и смерти. Характерный фрагмент картины: знатная женщина пытается спастись на быстрой колеснице, но от кары Божией не уйти никому – каждый должен понести наказание за свои грехи. Один из центральных персонажей на полотне – испуганный ребёнок, лежащий возле мёртвой матери. Этот глубоко несчастный ребёнок вопреки всему всё же выжил – несмотря на страшную природную стихию, его не покинула светлая надежда на возрождение павшего рода, на спасение человечества от грехопадения.

    О картине «Последний день Помпеи», настоящем живописном шедевре с восторгом отзывались и западные, и русские ценители искусства. Пушкин посвятил картине хвалебный стих, Гоголь написал о ней статью, а Лермонтов упоминал о ней в своих произведениях. Писатель Тургенев также хвалебно отозвался об этом великом шедевре, высказывая свою мысль о творческом единении Италии и России.

    Один из родоначальников отечественного возрождения – выдающийся русский художник Иванов Александр Андреевич (1806 – 1858), академик, писавший картины на библейские темы. За свою недолгую жизнь А.А. Иванов создал множество живописных работ и для каждой из них писал отдельные этюды пейзажей и портреты. Будучи человеком необычайного ума, он всегда стремился показать в своих произведениях стихию народных движений в русской истории и глубоко верил в великое будущее матушки России. Опередив свое время в исканиях русской реалистической живописи, творчество А.А. Иванова оставило потомкам пример совершенного мастерства.

    Его картина «Явление Христа народу» – настоящий шедевр русской живописи. Над ней он работал в течение двух десятилетий, находясь в Италии. Для неё он исполнил свыше шестисот этюдов с натуры. А.А. Иванов называл сюжет этой картины всемирным – он стремился показать всё человечество в решающий момент зарождения христианства. В центре и вдали на фоне высоких гор и голубого неба фигура Иисуса Христа, обращённого к народу. На ближнем плане выделяется Иоанн Креститель, совершавший крещение народа в реке Иордан. Правой рукой он указывающий на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна – апостолы: юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, «сомневающийся». Правее – юноши и старцы, образ непрекращающейся жизни. Есть здесь и богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором художник писал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». В фигуре, ближайшей к Христу, узнается облик русского писателя Н.В. Гоголя. В страннике с посохом, сидящем неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.

    Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества. Смелое новаторство не обошло стороной и живопись, и яркое свидетельство тому – картина А.А. Иванова «Явление Христа народу».

    На создание этого монументального произведения искусства художник потратил много времени. Однако работа над этим масштабным произведением так и не была завершена – к концу жизни он испытывал некое разочарование в своём многолетнем труде, к тому же подводило его и зрение. Но даже в таком незавершённом виде картина производит на зрителя сильное эмоциональное впечатление.

    Поистине историческая картина «Явление Христа народу», глубоко нравственная по своему содержанию, велика не только по христианскому замыслу художника, но и по своим размерам – длина её более семи метров, а высота – почти пять с половиной метров. Эту уникальную картину приобрёл Император Александр II, отец будущего наследника престола Александра III. Сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее.

    Айвазовский Иван Константинович (1817 – 1900), выдающийся  художник-маринист, автор множества насыщенных романтизмом картин на морские темы. Среди них наиболее известны: «Чёрное море», «Среди волн», «Неаполитанская ночь», «Море», «Коктебельская бухта», «Лунная ночь», «Чесменский бой» и другие. Очень популярны и картины: «Девятый вал», «Радуга. Штиль», «Всемирный потоп». На многочисленных живописных полотнах художник отразил мягкие тона побережья и качающиеся на морских волнах корабли. Весьма искусно изобразил еле уловимые различные световые эффекты морской воды и пены. А на других картинах он воспроизвёл в ярких красках бушующее море во время шторма с кораблекрушением. Картины Айвазовского высоко ценили многие известные художники: И.Е. Репин, И.И. Шишкин и другие, а меценат П.М. Третьяков их покупал.

    Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887) –  замечательный мастер портретного жанра. Его уникальные портреты удивительно красивой незнакомки и многих писателей и художников известны всему миру. «Человечество всегда дорожило теми художественными произведениями, где с возможной полнотой выражена драма человеческого сердца или просто внутренний характер человека. Часто изображения одного только характера бывает достаточно, чтобы имя художника осталось в истории искусства», – утверждал И.Н. Крамской. Сегодня, спустя более столетия, становится очевидным, что он изобразил настоящий русский характер и не один и останется в истории русского изобразительного искусства навсегда как выдающийся русский художник. Чего только стоит лишь одна его картина «Портрет неизвестной». Портрет этой обворожительной красавицы Крамской написал в 1883 году, на фоне Петербурга в открытом экипаже. Обаятельная дама, властная и недоступная незнакомка со смуглым цветом лица, с несколько надменным прищуром красивых глаз, гордо сидящая в коляске во время прогулки проезжая по Аничкову мосту. Величаво и загадочно смотрящая на зрителя неизвестная дама и по сей день очаровывает своим таинственным взглядом всех людей, наделённых Божиим даром видеть и ценить всё прекрасное. Тайну портрета неизвестной Крамской так и не раскрыл ни кому. Но эта картина своей необыкновенной красотой и таинством притягивает неведомой силой многих зрителей.

    И.Н. Крамской, выдающийся русский художник написал уникальные портреты известных писателей: Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова – Щедрина и поэта Н.А. Некрасова (эта картина имеет название «Некрасов в период последних песен». Его кисти принадлежат портреты Императора Александра III и художника И.И. Шишкина.

    Как один из главных реформаторов русского изобразительного искусства, И.Н. Крамской отстаивал свободу молодых художников и был первым и главный учредителем и основателем Товарищества передвижников.

    Уникальны картины выдающегося русского художника Перова Василия Григорьевича (1834 – 1882). Очень трогательны и наполнены трагизмам его полотна: «Старики-родители на могиле сына», «Тройка», «Птицелов», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие. Особенно популярна картина «Охотники на привале», которая нравится не только охотникам, но и многим людям. Ранние работы мастера проникнуты критическим, обличительным восприятием и представляют собой живописные карикатуры того времени. Прекрасны портреты его современников, известных писателей: Достоевского, Тургенева и Островского. Русский художник В.Г. Перов, как никто другой, раскрыл в своих работах дух идейности и свободы творчества.

    Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897) – прекрасный художник-пейзажист, подлинный мастер лирического русского пейзажа. Его глубокие по содержанию картины: «Грачи прилетели», «Лесная дорога», «У ворот монастыря», «Весенний день» и другие – отличаются своеобразием и неповторимостью лирического пейзажа, очень популярного в то время. Художник раскрыл в своих картинах всю тонкую красоту русского пейзажа с необычайным лиризмом и таинством человеческого бытия в родной русской природе. Известный художник Левитан говорил, что Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С истоков творчества художника в русском изобразительном искусстве пейзажа возродилась лирика с безграничной любовью к своей родной земле.

    Весьма притягательны и обворожительны картины Шишкина Ивана Иванович (1832 – 1898), выдающегося русского художника-передвижника. Его уникальные картины: «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь», «Ручей в лесу», «Корабельная роща», «На севере диком» и многие другие – яркими и сочными красками, с богатыми светотеневыми контрастами отражают подлинную красоту русской природы, которой так и хочется любоваться. И.И. Шишкин – талантливый художник, непревзойдённый мастер лесных пейзажей. Он всем сердцем любил русскую природу, поля со зреющим житом с золотистым отливом и особенно лес с его колоритными оттенками стволов деревьев и воздушными полянами, освещёнными лучами яркого солнца. Его картины известны очень широкой публике. Занимательные, полные душевного доверия жанровые сюжеты, задуманные художником, придают его картинам не только величие русской природы, но и её неповторимую красоту.

    Известны всему миру фундаментальные картины Репина Ильи Ефимовича (1844 – 1930), выдающегося русского художника-передвижника. Его уникальные и превосходные  живописные полотна: «Бурлаки на Волге», «Письмо запорожцев», «Не ждали» и другие – отличаются своей разносторонностью и в то же время монументальностью жанровых замыслов. Им написана картина «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Грандиозное по размаху и композиционному строению другая его картина – «Торжественное заседание Государственного совета», в которой огромное число присутствующих официальных лиц того времени, включая Императора Николая II. В этой непростой и весьма сложной работе художнику удалось правдоподобно описать характер каждого персонажа. Своими замечательными картинами И.Е. Репин поднял русское изобразительное искусство на мировой уровень.

    Поднял русское искусство и Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927), известный русский художник-передвижник. Его великолепные картины: «Московский дворик», «Заросший пруд», «Золотая осень», «Бабушкин сад» и другие – отличаются трогательным эмоциональным восприятием и яркой насыщенностью колорита красок. Творческий потенциал В.Д. Поленова был склонен к эпическому видению пейзажа, он очень любил русскую природу и соответственно тяготел к пейзажной тематике. Уникальное творчество художника – это постоянный, неутомимый поиск прекрасного, пробуждающего к хорошему настроению и умиротворению. Оно отличается разносторонностью. Художник много работал как театральный художник, расписывавший различные театральные декорации. Кроме  живописных работ, участвовал в архитектурных разработках, увлекался музыкой, способствовал продвижению различных новаторских предложений.

    Важнейшую роль в становлении русского изобразительного искусства сыграли фундаментальные работы Васнецова Виктора Михайловича (1848 – 1926), выдающегося русского художника-передвижника. Его великолепные картины: «Богатыри», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Иван-Царевич на сером коне», «Снегурочка», «Баян» и другие – подняли русское искусство на олимп эпохи возрождения. В.М. Васнецов – один из первых замечательных русских художников, портретист и пейзажист, театральный художник. Его творчество обращено к русскому фольклору. С богатырским размахом он написал много полотен на тему русской истории, народных сказаний и былин. Кроме того, он создавал превосходные декорации и костюмы к пьесам и сказкам, оказавшим огромное влияние на развитие театрально-декорационного искусства в России. В своих знаменитых живописных произведениях он стремился передать богатырский русский характер, навеянный искренней поэтичностью и глубоким национальным восприятием всего родного, русского.

    Русским духом и богатырским восприятием всего русского пронизаны уникальные картины Сурикова Василия Ивановича (1848 – 1916), широко известного русского художника. Его превосходные картины: «Боярыня Морозова», «Покорение Ермаком Сибири», «Переход Суворова через Альпы», – написанные на исторические темы, отличаются особым живописным колоритом и жизненной правдивостью.

    Не менее известны и картины Серова Валентина Александровича (1865 – 1911), прославленного русского художника, ученика И.Е. Репина. Его великолепные картины: «Девушка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», «Похищение Европы» и «Ледовое побоище» – разные по жанру, но их объединяет высокое художественное мастерство живописца. Он в совершенстве владел портретным искусством, и ему заказывали свои портреты известные артисты, меценаты и писатели. Его кисти принадлежит и «Портрет Императора Александра III с рапортом в руках».

    Творчество Фёдора Александровича Васильева (1850 – 1873), молодого художника, прожившего недолгую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами: «Мокрый луг», «Оттепель», «В крымских горах», «Болото» и другими. В них он смог показать красоту русской природы при разной погоде – унылой, пасмурной и ясной, солнечной. В его картинах изображены глухие селения, овраги, ухабы и крестьянские ветхие хаты, вросшие в землю.

    Русское изобразительное искусство, вне всякого сомнения, обогатили и другие известные русские художники: Н.Н. Ге (1831 – 1894), А.И. Куинджи (1841 – 1910, И.И. Левитан (1860 – 1900), К.Е. Маковский (1839 – 1915), В.Е. Маковский (1846 – 1920), А.С. Степанов  (1858 – 1923) и другие.

    С целью обретения свободы творчества и более широкого распространения изобразительного искусства русские художники объединялись. Так, в 1870 году образовалось Товарищество передвижных художественных выставок. Первыми его членами-учредителями были  И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, А.К. Саврасов и другие выдающиеся русские художники, позднее названные передвижниками. В уставе творческого объединения отмечалось: «Товарищество имеет целью устройство с надлежащего разрешения передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

    Такая высочайшая цель творческого объединения талантливых русских художников была достигнута – они вывели русское изобразительное искусство на высочайший уровень ренессанса. Великое русское искусство стало народным и более доступным для широких слоёв населения России благодаря учреждению музеев, в том числе и Русского музея, организованного по инициативе Всероссийского Императора Александра III.

    Император Александр III превосходно разбирался в живописи, ценил её и был увлечённым коллекционером предметов искусства, уступавшим в этом благородном начинании разве что Екатерине II. При нём большие его личные и казённые средства расходовались на приобретение разных ценных предметов искусства. Собранная им обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур уже не помещалась в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов. Поэтому у Императора, тонкого ценителя всего изящного, родилась идея организации государственного музея русского искусства. Задуманное Александром III важное и значимое дело осуществил его сын, наследник престола Император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Высочайший Указ «Об учреждении Русского Музея Императора Александра III» с представлением для сей цели приобретённого в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом. Первые фонды Русского музея сложились из меценатских пожертвований. Главным меценатом выступила царская фамилия. Художественное собрание музея также формировалось из разных источников – произведения поступили из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, от коллекционеров. В собрание музея вошла и личная коллекция Александра III, а Николай II передал в дар музею обширную коллекцию князя А.Б. Лобанова–Ростовского, выкупленную им у наследников князя.

    Оценивая по достоинству уникальные произведения выдающихся русских художников, широко представленных в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже и в других музеях, можно однозначно утверждать, что к концу девятнадцатого века в великой России во всём величии и во всём многообразии проявился русский ренессанс. 

    Библиографические ссылки

    Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

    России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.

    Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.    

    Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.

    Карпенков С.Х. Экология: учебник  в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.

    Степан Харланович Карпенков

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: - Разное | Просмотров: 146 | Добавил: Elena17 | Теги: РПО им. Александра III, степан карпенков, александр третий, россия без большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Русская Стратегия - радио Белого Движения

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1358

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru