Китай инвестирует ежегодно миллиарды долларов в экономику России, но так ли это выгодно самой России, за исключением горстки примешанных чиновников?
Большинство китайских инвестиций в российскую экономику проходят по линии межправительственного сотрудничества, где доминируют энергетический сектор и крупные инфраструктурные проекты.
Мы говорим не о портфельных инвестициях, когда та или иная компания «вклинивается» в проект, чтобы банально на нем заработать. Мы поговорим о прямых инвестициях. Они подразумевают покупку такой доли в предприятии, которая дает право инвестору участвовать в управлении фирмой (в России эта доля чаще всего соответствует порогу в 10% акционерного капитала).
Россия как мировая доля
За последние три года объем инвестиций из Китая в Россию не превышал 2,8 млрд долларов. При этом сумма всех китайских прямых инвестиций за рубежом в 2017 году составила 120 млрд долларов. То есть, если верить официальной статистике, Китай вложил в Россию менее 2% всех своих иностранных инвестиций.
Правда, в конце 2018 года эта цифра подросла до 6%, однако ниша России очевидна
Первый секретарь посольства Китая в России Ли Чаохуэй на конференции, посвященной развитию российско-китайских торгово-экономических отношений заявил, что рост товарооборота между двумя странами в 2018 году вырос на 25,7% до 65,7 млрд долларов, а до конца года он превысит 100 млрд долларов.
Эксперты отмечают, что существует проблема с выявлением точных цифр китайских инвестиций в Россию - много финансовых потоков проходят через офшоры (Кайманы, Нидерланды и другие), что сильно затрудняет реальную оценку. К тому же, китайцы от природы хитры и продуманны – дважды наступать на одни и те же грабли для них недопустимо, особенно когда речь идет о больших вложениях.
И действуют они всегда осторожно и аккуратно, умея обвести вокруг пальца своего коллегу именно что в долгосрочной перспективе, суля в ближайший временной отрезок прибыль
Именно здесь и становятся российские чиновники находкой для шпиона со стороны Китая. Сорвав куш, быструю выгоду получают чиновники, а Китай получает потенциальный выход на рынок с множеством преимуществ, которые уже для самой России несут сплошные убытки.
Отметим, что китайские инвестиции попадают в Россию, следуя одному из двух путей. Либо когда китайский инвестор находит для себя привлекательный проект на территории России, либо когда о них договариваются правительства двух стран. Здесь однозначно наблюдается огромный дисбаланс в пользу второго пути.
Что интересует Китай в России
Недвижимость, промышленность, электронная торговля, транспорт.
Вот четыре рельса, на которых базируется интерес азиатского дракона в России
Самыми востребованными отраслями производства у компаний с китайским корнями стали добывающая, нефтехимическая и деревообрабатывающая промышленность и машиностроение.
Освоение России. Пасть дракона
Назовем наиболее крупные отечественные промышленные объекты, в которые Китай инвестировал крупные суммы денег.
- Российский проект по сжижению газа в Арктике на 20% принадлежит крупнейшей китайской нефтегазовой компании CNPC, выкупленные у «Новатэк» еще в 2016 году китайским Фондом шелкового пути за 1,089 млрд евро. Совокупные инвестиции в проект составят около 23,4 млрд долларов или порядка 1,5 трлн рублей.
- Приобретение Китайской инвестиционной корпорацией акций «Уралкалия». Было куплено 12,5% акций на сумму в 2 миллиарда долларов. Это дало возможность китайским бизнесменам обеспечить бесперебойные доставки калийных удобрений собственным аграриям.
- Прямые инвестиции в «Металлы Восточной Сибири». Стоимость концерна 750 миллионов долларов. Занимается поиском и добычей цветных металлов на территории Бурятии.
- Покупка Строительным банком Китая акций ВТБ. Пока 2%, что составляет 100 млн долларов. Это лишь первичное инвестиционное сотрудничество России и Китая в финансовой сфере в период жестких внешнеэкономических ограничений.
- Китайская государственная электросетевая корпорация влила 1,1 млрд долларов в группу компаний «Синтез», которая занимается транспортировкой и перераспределением энергии между объектами электросетевых хозяйств низшего ранга.
- Покупка Китайской инвестиционной корпорацией акций Московской биржи. Было куплено 5,4 % акций, за которые подданные КНР в сумме заплатили 100 млн долларов.
- Созданная при участии Российско-китайского инвестиционного фонда группа компаний Russia Forest Products (RFP) в 2017 году запустила производство сухих пиломатериалов из ели и пихты в городе Амурск Хабаровского края. Инвестиции в проект составили 12 млрд рублей. RFP также анонсировала строительство еще нескольких заводов в Приморье и Якутии.
- Станкостроительный завод в Ленинском районе Подмосковья. Инвестиции в российско-китайское производство «ДМТГ РУС» составили около 1,2 млрд рублей, а совокупные инвестиции в производство до 2020 года достигнут 8 млрд рублей.
Кроме того, с 2009 года существует Программа сотрудничества между КНР и административными единицами Дальнего Востока и Восточной Сибири, в ходе которой под прямое инвестирование уже передано 22 проекта между Китаей и Россией
Еще 25 проектов находятся на стадии поиска донора финансов, 4 разрабатывают техническую документацию, 6 оставлены китайскими инвесторами, после того, как они убедились в невозможности получить прибыль.
Целлюлозная война в Забайкалье
За последние 40 лет в России не построено ни одного крупного целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК), в большинстве случаев отечественные производители модернизировали действовавшие мощности. Единственный в этом плане - Амазарский ЦБК в Забайкальском крае (проект реализуется с участием китайской Huae Sinban), который сейчас находится в заброшенном состоянии с начала его постройки в 2013 году.
Перекрывшая в конце 2017 года реку Амазар плотина, построена без экологической экспертизы и обсуждения с населением
Она нарушила пути миграции около 20 видов местных рыб и поставила под угрозу уничтожения крупнейшую на Верхнем Амуре популяцию Сибирского тайменя («рыбохода»), внесённого в международную и краевую Красные книги. Российским лесным и водным угодьям строительство и запуск комбината нанесло непоправимый тяжелейший экологический вред.
Амазарский целлюлозно-бумажный комбинат за годы своего существования не принёс Забайкальскому краю ни копейки выгоды. Первичные наработки показывали, что завод может выпускать в год до 400 тысяч тонн целлюлозы, при такой нагрузке предприятию потребовалось бы примерно 1 миллион 700 тысяч кубометров леса в год. И тут появилась первая важная нестыковка – таких сырьевых ресурсов рядом просто не оказалось.
Аренда и продажа российских земель
Еще в конце 2009 года президент Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао одобрили программы сотрудничества между приграничными регионами России и КНР на 2009-2018 годы. Только в одной Еврейской автономной области и Хабаровском крае китайские селяне арендуют около 426,6 тысяч га земли под выращивание сои, риса и овощей. Китайцы завозят сюда свою технику, привлекают своих рабочих. За все минувшие годы к обработке этих земель в регионе было привлечено 2,5 тысячи китайцев.
Всего же Россия сдает Китаю в аренду несколько миллионов гектаров своей земли
Не будем забывать, что в 2008 году Китаю от России переданы остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский на реке Амур.
Бумажный змей
Россия занимает только восьмое место в общемировом производстве целлюлозы, хотя располагает значительными резервами как в части импортозамещения, так и расширения экспорта. В 2016 году РФ экспортировала 2,1 млн тонн товарной целлюлозы. Для сравнения, крупнейшими экспортерами с годовыми поставками от 7 до 11 млн тонн являются Бразилия, Канада и США.
Эксперты отмечают, что сегодня ни одна компания на Дальнем Востоке не может самостоятельно реализовать проект ЦБК. Должен быть индустриальный, финансовый партнер. Объемы инвестиций слишком высокие, а риски в РФ, на примере того же Амазарского завода, и вовсе, помимо финансовых, вылились еще и в отрицательные репутационные.
Стоит сказать, Китай к 2020 году планирует свести у себя коммерческую вырубку леса до нулевого уровня
Поэтому китайским компаниям крайне важно успеть наладить поставки источника целлюлозы извне. Россия же намерена сократить экспорт необработанной древесины. Чтобы добиваться ее глубокой переработки, на Дальнем Востоке предполагается ввести возможность вывоза круглого леса по пониженной пошлине к объему вводимых перерабатывающих мощностей.
Китай интересует два существующих целлюлозных комбината России в Карелии и Вологодской области, а также деревоперерабатывающее предприятие в Красноярском крае
Инвестор планирует увеличить мощности российских заводов, став частью их управления. И здесь главное просчитать со стороны России все возможные и невозможные плюсы и минусы такого внедрения инвестиций.
Московский метрополитен имени Китая
Именно в КНР за последние 15 лет построили 119 станций метро (больше 10 станций в год). Ни одна страна мира, включая Соединённые Штаты Америки, на такой подвиг оказалась неспособна.
Теперь же китайцы взялись за строительство московского метрополитена, и «грозятся» наштамповать в столице столько станций, сколько потребуется.
Вопрос качества будущих станций – открытый.
Во что Россия вкладывает в Китае?
- Завод в городе Шуаняшань, занимающийся производством пентооксида ванадия получил 18 млн долларов от ГК «Петропавловск».
- ГК «Русал» инвестировали 15 млн долларов в два предприятия по производству катодных блоков для алюминиевых заводов. Локация — провинция Шаньси.
- Строительство нефтеперерабатывающего предприятия в Тяньцзине, в которое ОАО «НК «Роснефть» вложила 5 млрд долларов. К сожалению, реализацию идею прямого инвестирования не допустила китайская сторона, продав всего лишь 49% имеющихся акций.
- ОАО «Куйбышев Азот» вложили 8,1 млн доллларов в разработку и создание строительных пластмасс. Правда, 10 миллионов предприятию дала торговая компания «Хэ Е», прописанная в Шанхае, поэтому контрольный пакет акций российская сторона снова не получила.
- Концерн «Энергомера» из Ставропольского края взял участие в строительстве предприятия в Чанчжоу, специализирующегося на производстве компонентов для изготовления солнечных батарей.
- Создание компании «FescoLinesChinaCompany», которая занимается логистикой. Объем инвестиций в 1,56 млн долларов позволил создать инвестиционный объект со стопроцентно российским капиталом.
Если говорить про китайско-российское сотрудничество в вопросах инвестирования, то бизнесмены из КНР всеми силами стараются не допустить получения контрольного пакета акций иностранным донором.
Версия китайской диверсии
По одной из версий специалистов, Китай может просто использовать российские заводы и ресурсы для выкачки необходимого сырья. Помогать же в развитии он вряд ли станет, ведь в стране, где есть дешевое сырье, невыгодно развивать промышленность до такого уровня, когда она станет дорожать. А так, участвуя в инвестициях с некой стороны, и получая все блага такого использования ресурсов, смысла менять стратегию просто нет.
Обмануть правительство России? Да тут прямо по Пушкину:
Ах, обмануть меня не трудно!…
Я сам обманываться рад!
Только в данном случае обмануто не правительство, оно просчитало быстрые экономические выгоды для себя. Обмануто население России. А дальше хоть трава не расти – особенно после выжигания российских пахотных земель китайскими химикатами и вытеснения россиян с приграничных территорий.
Китай, естественно, в первую очередь интересует лес, легкие нашей страны, которые с каждым годом становятся все меньше, пока китайские хирурги по частям его удаляют
Отчасти, за деньги, отчасти – уже давно нет, почти бесплатно для себя. Вести практичную экономическую работу по продаже и восстановлению лесных угодий можно (и скандинавские страны тому пример), правда, это не всегда принесет быстрые, и главное, «темные» деньги тем, кто «осваивает» территории России с несколько иным уклоном внутри страны.
Пока россияне массово заказывают товары на AliExpress и внимательно отслеживают посылки в сети. Китай же в это время отслеживает и открывает для себя новые территории и заказывает у правительства РФ несколько иные товары.
Дмитрий Степнов / 11 марта 2019 |