Для сбора средств по возведению монументального памятника Императору Александру III (1845 – 1894) в Москве была объявлена в 1894 году всенародная подписка. Над памятником работали известные русские мастера: скульптор А.М. Опекушин, архитектор А.Н.Померанцев, московский зодчий, автор Верхних торговых рядов (нынешнего здания ГУМ), и инженер-архитектор К.А. Грейнерт. Их совместная творческая работа велась неспешно, очень долго, с продолжительными перерывами. Была возобновлена она только в 1900 году и завершилась через двенадцать лет. За столь длительное время по подписке было собрано немало денежных средств, почти два с половиной миллиона рублей – сумма по тем временам колоссальная.
При выборе места для монумента исходили из того, что «Государи... выступают как ходатаи перед Богом и вечные напоминатели, что в мире нет высшего училища и нравственного завета кроме Божьего храма и что вне этих заветов нет правильной жизни для России». Так писал Цветаев Иван Владимирович (1847 – 1913), русский учёный-историк, профессор, создатель и первый директор Музея изящных искусств им. императора Александра III при Московском университете. Ныне это Государственный музей изобразительных искусств. Обсуждались разные места установки памятника, включая Кремль, но выбрали весьма удачно площадь около Храма Христа Спасителя на Пречистенской набережной, рядом с Москвой-рекой.
Монументальный памятник, отлитый из бронзы, изображал Императора во всём его величии, восседавшего на троне при всех царских регалиях – со скипетром и державой в руках, с короной и порфирой, мантией монарха. Порфира плавно ниспадала к пьедесталу из красного гранита, покоившемуся на массивном гранитном постаменте. На уступе цокольной части – четыре бронзовых коронованных двуглавых орла с распростёртыми крыльями. На постаменте была высечена надпись: «Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему императору Александру Александровичу всея России. 1881 – 1894».
Открытый в 1912 году памятник вполне вписался в общий архитектурный ансамбль Храма Христа Спасителя, обогатив и украсив его. Рядом одновременно были устроены гранитная балюстрада и каменная лестница, ведущая от реки к памятнику. Невысокая стенка из серого гранита по бокам памятника подчёркивала его фундаментальность.
Монументальный памятник Императору Александру III, один из лучших образцов русского изобразительного искусства, простоял недолго – после варварского захвата власти самозванцами-большевиками, в 1918 году его снесли. За уничтожением этого великолепного памятника русского ваяния, возведённого на собранные народные средства, лично следил Владимир Ульянов (Ленин), полуобразованный «пламенный революционер», имевший весьма смутное представление о подлинном искусстве и внедривший на русской земле путём насилия западную науку разрушения. На уцелевшем пьедестале монумента Александру III сразу же установили металлический картуш со словами: Здесь будет сооружён памятник «Освобожденный труд». Этот злосчастный памятник, непонятно чему посвящённый, так и не был построен – не хватило ни ума, ни фантазии у самозванцев-большевиков, одурманенных никем и ничем не ограниченной властью. Оставшийся постамент памятника Александру III вместе с Храмом Христа Спасителя снесли в 1931 году. На их месте планировалось построить Дворец Советов, своеобразный символ удержания власти большевиками – некое высотное здание с «вождём мирового пролетариата» в облаках, указующем путь в «светлое будущее». Однако и эта безумная, бредовая затея, как и построение социализма в отдельно взятой стране, оказалось утопией. Дворец так и остался лишь на красивых картинках архитекторов и художников, напоминающих о дерзкой попытке построить безбожный рай на земле. После падения коммунистического режима на прежнем месте построили новый Храм Христа Спасителя. Вблизи него в 2005 году возвели памятник отцу Александра III, его предшественнику на троне Александру II работы скульптора Александра Рукавишникова, архитектора Игоря Воскресенского и художника Сергея Шарова.
Талантливый мастер русского ваяния А.М. Опекушин, будущий автор памятника Александру III и других известных работ, оттачивал своё скульптурное мастерство под началом Микешина Михаила Осиповича (1836 – 1896), выдающегося русского скульптора и художника.
М.О. Микешин окончил Академию художеств по классу батальной живописи, но посвятил свою дальнейшую творческую работу главным образом монументальной скульптуре, более сложному и трудоёмкому жанру изобразительного искусства. В 1859 году он участвовал в конкурсе по созданию памятника «Тысячелетие России». Среди нескольких десятков скульптурных проектов был выбран для исполнения проект молодого скульптора, 23-летнего Михаила Микешина. Сложнейшую технику ваяния он осваивал в мастерской русского скульптора И.Н. Шредера. Над моделью и самим бронзовым памятником, открытым в Великом Новгороде в 1862 году, под руководством М.О. Микешина трудилась целая группа скульпторов и архитекторов: отец и сын Лаверецкие, А.М. Опекушин и М.А. Чижов, тогда ещё ученики Академии художеств. Памятник тысячелетия России обеспечил Микешину славную и надёжную репутацию выдающегося русского ваятеля.
Фундаментальный памятник «Тысячелетие России» – многовековая летопись великой России, застывшая в металле. Эта уникальная летопись, исполненная талантливыми русскими скульпторами и архитекторами, посвящена русским людям: православным святым, государям, великим князьям, выдающимся писателям и художникам, отважным воинам и другим, – своими земными трудами, ратными и духовными подвигами прославлявшим великую Россию в течение тысячелетия. Сложнейшая и уникальная композиция памятника состоит из трех ярусов, символизирующих «Православие, Самодержавие, Народность» – единую духовную триаду, надёжную основу государства Российского.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге – ещё одна превосходная работа М.О. Микешина. Он установлен в 1873 году на площади Александринского театра к 100-летию восшествия на престол Императрицы. Этот памятник хотя и вполне вписался в интерьер города, но непревзойдённым символом Санкт-Петербурга так и не стал – им по-прежнему остался памятник Петру I, или «Медный всадник», исполненный талантливым скульптором Этьеном Фальконе и установленный в 1782 году на Сенатской площади. Проходят столетия, а этот великолепный памятник русского ваяния и зодчества не перестаёт удивлять и восхищать, как и сам всадник на вздыбленном коне Пётр Великий, в совершенстве владевший многими ремёслами и прорубивший топором да долотом широкие врата в Европу, чтобы всё лучшее западное посеять на благодатной русской земле.
Величественную фигуру Екатерины ΙΙ скульптор искусно изобразил в императорской мантии, со скипетром и лавровым венком. С её плеч плавно, мягкими волнами ниспадает мантия, а у ног – корона Российской империи. Императрица наделена королевской осанкой, но без какой-либо суровой строгости, и с едва уловимой улыбкой на лице. На её груди орден святого Андрея Первозванного. Вокруг самого пьедестала расположены девять фигур знатных деятелей, проявивших себя своими делами в екатерининскую эпоху.
Уникальна и скульптурная работа М.О. Микешина – памятник Богдану Хмельницкому (1595 – 1657), гетману Войска Запорожского, благодаря которому Запорожская сечь, Левобережье Днепра и город Киев вошли в состав Русского государства. Этот памятник, один из главных символов Киева, был торжественно открыт летом 1888 года на Софийской площади города в день празднования 900-летия Крещения Руси. Фигура гетмана Хмельницкого изображёна в виде всадника на коне с поднятой рукой, держащей булаву. По замыслу скульптора, композиция памятника включала, кроме гетмана на коне, полного внутреннего благородства и величия, внизу под выступом скалы скульптурную группу из нескольких фигур. И среди них – кобзарь, в котором автор пытался воплотить образ Т.Г. Шевченко, и фигуры украинца, русского и белоруса, символизирующие единство трёх братских, славянских народов. С другой стороны – фигуры поверженных врагов украинского народа. Первоначальный проект памятника был воплощён в модели из бронзы и представлен в Русском музее в 1869 году. Для полного завершения работы не хватило средств, и в Петербурге была отлита только композиция всадника на коне. При участии архитектора В.Н. Николаева в таком незавершённом виде памятник был установлен на гранитном постаменте в центре Софийской площади.
Ещё одна выдающаяся скульптурная работа М.О. Микешина – памятник М.Ю. Лермонтову, легендарному русскому поэту. С его установкой возникли некоторые проблемы: завистники и ценители искусства, мало что смыслившие в подлинной скульптуре, обвиняли Микешина в непрофессионализме, к тому же, детали памятника, например, одежда Лермонтова или камень для постамента не воспринимались однозначно. Спустя некоторое время всё стало на свои места – открытие памятника состоялось в 1916 году в Санкт-Петербурге к 75-летию со дня гибели поэта. Памятник отлит из бронзы и установлен на гранитном пьедестале.
В гусарском мундире, с шинелью небрежно накинутой на плечо, Михаил Лермонтов в правой руке держит раскрытую книгу. Кажется, что им овладело вдохновение. Весь силуэт, задумчивое выражение лица и мечтательный взгляд выражают умиротворение, поэтический настрой и желание творить прямо сейчас. Внешний облик поэта говорит о том, что он как будто подбирает рифмы для своих замечательных стихов. На лицевой стороне постамента – воинские доспехи, окружённые венком славы, а на обратной перечислены самые известные произведения М.Ю. Лермонтова.
Великолепная работа М.О. Микешина – памятник Ермаку Тимофеевичу (1532 – 1585), казачьему атаману, покорителю Сибири. В торжественной обстановке он был открыт в 1904 году в Новочеркасске. Отважный Ермак изображён в виде фигуры с походным знаменем в левой руке. А правой рукой он держит корону, символ государства Российского. Скульптура донского атамана установлена на гранитной глыбе.
М.О. Микешин создал проекты памятников: «Победа Черноморского флота» и матросу Игнатию Шевченко – в Николаеве; адмиралам В.А. Корнилову, П.С. Нахимову и В.И. Истомину – в Севастополе; императору Александру II – в Ростове-на-Дону; Ермаку – в Новочеркасске; императрице Екатерине II – в Екатеринодаре; К.3. Минину – в Нижнем Новгороде и другие.
Оригинальное скульптурное мастерство М.О. Микешина ценилось очень высоко. Ему заказывали памятники не только на родине, но и за рубежом. Известны его проекты памятников португальскому королю Педро IV, открытому в честь утверждения португальской конституции в Лиссабоне, сербскому князю Михаилу Обреновичу, Мицкевичу в Варшаве, Линкольну в Вашингтоне.
Во второй половине девятнадцатого века во всём величии и многообразии проявилось творчество Опекушина Александра Михайловича (1838 – 1923), выдающегося русского скульптора, академика Императорской академии художеств, происходившего из крепостных крестьян. Его незаурядные способности и талант проявились в полной мере в монументальной скульптуре. В начале своего творческого труда он выполнил немало орнаментальных лепных работ для петербургских зданий и был одним из главных сотрудников М.О. Микешина при создании памятника Екатерине II. В 1875 году А.М. Опекушин победил в конкурсе на проект памятника А.С. Пушкину, представив несколько его вариантов. Профессиональное жюри отдало предпочтение одному из них, соединяющему в себе простоту, непринуждённость и спокойствие позы – «тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». Памятник был установлен 6 июня 1880 году на Тверском бульваре в Москве. В Петербурге на Николаевской (ныне Пушкинской) улице был установлен другой вариант статуи Пушкина, оказавшийся менее привлекательным, хотя и ему свойственна выразительная простота.
А.М. Опекушин усердно работал и в декоративной скульптуре, заведовал фигурным отделением скульптурной мастерской А.С. Козлова в Москве, изготавливавшей статуэтки из терракоты, алебастра и других материалов. Для Всероссийской промышленной выставки в Москве в1882 году совместно с М.О. Микешиным и архитектором Д.Н. Чичаговым он создал две сложнейшие скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».
В 1886 году А.М. Опекушин изваял памятник русскому естествоиспытателю Карлу Бэру, установленному на родине учёного в городе Тарту. Скульптура исполнена в традиционном классическом стиле. Её проект был удостоен первой премии на Всемирном конкурсе. Позднее он создал памятники М.Ю. Лермонтову в Пятигорске и графу Н.Н. Муравьёву-Амурскому в Хабаровске, на берегу Амура.
Более поздние работы А.М. Опекушина: памятник Александру II в Московском Кремле (1898 год) и памятник Александру III , открытый у Храма Христа Спасителя. Оба памятника снесены большевицкими служаками в следующем году после октябрьского переворота.
Важную роль в становлении русской скульптуры второй половины девятнадцатого века сыграл Антокольский Марк Матвеевич (1843 – 1902), выдающийся русский скульптор, академик Императорской академии художеств. Его творчество формировалось под влиянием русских передвижников. В изобразительном искусстве ему было дорого то, что он «старался понять человеческую душу, дух народа, его радости и горе, его настроение и стремление». В 1871 году М.М. Антокольский изваял уникальную скульптуру «Иван Грозный» (бронза; Петербург, Русский музей). Ему удалось передать многогранный и противоречивый характер русского царя. Фигура грозного правителя представлена в монашеском одеянии, с книгой на коленях, четками в руке. Взгляд его сосредоточен и в то же время угрюм. Скульптора искусно передаёт особое состояние царя в тот момент, когда покаяние сменяется делами, решительными, бескомпромиссными, а иногда и жестокими. Кажется, ещё одно мгновение – и правитель резко встанет и отправится вершить государевы дела. Эту скульптуру русский писатель И.С. Тургенев назвал шедевром по историческому проникновению, психологии и выполнению. За её исполнение скульптор получил высокое звание академика. По мнению самого автора, он изваял царя «мучителя и мученика». Её можно характеризовать и словами Микеланджело Буонарроти, выдающегося итальянского скульптора, художника и мыслителя эпохи Возрождения: «Великая скульптура скатится с горы и не расколется». Микеланджело, в совершенстве владевший высоким мастерством ваяния и живописи и создавший великие скульптуры «Давид», «Пьета» и многие другие, знал истинную цену подлинному искусству.
Скульптура «Иван Грозный» открыла целую серию произведений Антокольского на разные темы русской истории: «Пётр Великий» (1872), «Нестор-летописец» (1890), «Ярослав Мудрый» (1889), «Ермак Тимофеевич» (1891). Объясняя идейный замысел этих произведений, М.М. Антокольский говорил, что в них он воспевал будущность России. Скульптор вдохновенно и успешно работал и над другим циклом – морально-философским, над образами тех, в ком видел мучеников «за светлые идеи, за истинную любовь к человеку»: «Христос перед судом народа» (1876), «Смерть Сократа» (1875 – 1877), «Спиноза» (1882).
Вне всякого сомнения, удалась его работа «Смерть Сократа» (Русский музей). Мастера восхищало мужество философа древности, прожившего прекрасную и долгую жизнь, но мужественно встретившего смерть, не отказавшись от своих убеждений. Чаша с цикутой, выпавшая из рук героя, очень яркая и ёмкая деталь, драматизирующая сюжет и раскрывающая человеческую трагедию.
Весьма необычен тонкий, ироничный «Мефистофель» (Третьяковская галерея). Этот скульптурный образ, исполненный в мраморе М.М. Антокольским, имеет мало общего с литературными образами из произведений Гёте или Булгакова. Мастер ваяния, разглядев противоречия и трагизм юного возраста, искусно изобразил их в каменном Мефистофеле.
Высокую оценку современников получило творчество Шредера Ивана Николаевича(1835 – 1908), известного русского скульптора, академика Императорской академии художеств. Он создал уникальные произведения монументальной скульптуры: памятники Петру I в Петрозаводске (1873), мореплавателям И.Ф. Крузенштерну в Петербурге (1874) и Ф.Ф. Беллинсгаузену в Кронштадте (1873). Позднее он выполнил по эскизам А.А. Бильдерлинга (1846 – 1912) памятники Пржевальскому в Петербурге и на могиле путешественника возле озёра Иссык-Куль. Отличаются монументальностью и высоким мастерством его памятники прославленным героям обороны Севастополя: Корнилову, Нахимову и другим, – установленные в городе в последнем десятилетии девятнадцатого века. Им же выполнены памятники Петру Великому в Петрозаводске, Императора Александру II там же, графу А.А. Бобринского в Киеве, и много портретных бюстов для Исторического музея в Москве.
Своей оригинальностью и уникальностью отличается творчество Чижова Матвея Афанасьевича (1838 – 1916), выдающего русского скульптора, академика Императорской академии художеств, происходившего из крестьян. Известны его уникальные и трогательные до глубины души работы: «Игра в жмурки», «Первая любовь», «Крестьянин в беде» и другие.
Приближённостью к земным трудам выделяются работы Лансере Евгения Александровича (1848 – 1886), известного русского скульптора-анималиста, автора скульптурных композиций: «Чумак на возу», «Плугарь-малоросс», «Черкес и женщина на лошади» и многих других, – отличающиеся правдоподобностью, переданной с высоким художественным мастерством.
Выдающиеся русские скульпторы: А.М. Опекушин, М.О. Микешин, М.М. Антокольский, И.Н. Шредер, М.А. Чижов, Е.А. Лансере и другие – успешно и плодотворно трудились во второй половине девятнадцатого века. В то же время жил и царствовал Александр III, любивший и ценивший русское изобразительное искусство, и всячески содействовал тому, чтобы русские люди творческого труда: скульпторы и художники, писатели и поэты в спокойной и мирной обстановке создавали русские шедевры мирового уровня. Вместе с тем Всероссийский Император Александр III, обладавший уникальной способностью правления государством, решал основную и очень важную стратегическую задачу – спасал великую Россию от надвигавшихся великих потрясений.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Степан Харланович Карпенков
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |