23 сентября 1995 г. на доме N 82 по улице Шаумяна в Краснодаре в присутствии главкома авиации РФ и бороздящей небосвод пилотажной группы «Стрижи» открывалась мемориальная доска… Знал ли кто из соседей, какая уникальная судьба была у скромного одинокого переплётчика книг из артели инвалидов, что незаметно жил рядом с ними несколько лет и также незаметно умер?..
С мемориальной доски на собравшихся взглянул бравый офицер, в котором едва ли можно было признать того старика, что жил в этом доме тридцать лет назад и которого почти никто уже не помнил.
А ведь мог он уходить из жизни не здесь, в полуподвальной коммуналке, не в таком оглушающем одиночестве и забвении… Его жена предлагала ему добиться разрешения на выезд к ней в Париж… А он ответил, что ему слишком тяжело далось возвращение на Родину, чтобы, обретя, вновь потерять её. И было совсем неважно, что Родина началось для него с 10 лет лагерей…
Вячеслав Матвеевич Ткачёв… Он родился 25 сентября 1885 г. в кубанской станице Келлермесской. Окончил Нижегородский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище. Служил во 2-й Кубанской конной батарее, а позже - офицером-воспитателем Одесского кадетского корпуса.
В 1911 г. Ткачёв прошёл курс лётной подготовки в Одесском аэроклубе. По рекомендации Великого Князя Александра Михайловича поступил в Севастопольскую военную авиашколу, которую окончил с отличием. Служба Вячеслава Матвеевича началась в 1913 г. в Киеве, в 11-м корпусном авиаотряде, где его сослуживцем и другом был знаменитый летчик П.Н. Нестеров.
С началом войны Ткачёв возглавил 20-й корпусный авиаотряд. На ранней фазе войны основной задачей авиации была разведка. Вячеслав Матвеевич выполнял наиболее опасные полёты над вражескими тылами. Однажды во время одной из разведок осколок снаряда пробил топливный бак его самолёта. Горючее стало стремительно вытекать, но находчивый пилот не растерялся и, сумев дотянуться до бака ногой, заткнул пробоину носком ботинка. Это позволило ему довести машину до русских позиций. За успешные и рискованные разведки Ткачёв первым из русских лётчиков был удостоен ордена Св. Георгия.
Вячеслав Матвеевич был не только отличным пилотом, но и превосходным командиром, талантливым организатором и теоретиком воздушного боя. В августе 1916 г. подполковник Ткачёв возглавил первую российскую боевую авиагруппу (1-ю БАГ), состоявшую из трех истребительных авиаотрядов. В задачу группы входил не только сбор разведданных, но, в первую очередь, истребление летательных сил противника.
За два месяца лётчики Ткачёва сбили более 10 неприятельских машин, надёжно защитив русские позиции с воздуха.
Перу Вячеслава Матвеевича принадлежит первое в России учебное пособие для фронтовых авиаторов - книга «Материал по тактике воздушного боя». Она увидела свет в 1917 г. В том же году Ткачёв становится сперва Инспектором авиации Юго-Западного фронта, а через несколько месяцев - начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания (ПУАиВ). Этому управлению подчинялась вся русская авиация, главой которой стал Вячеслав Матвеевич.
Большевистский переворот поставил крест на успехах русской авиации и на русской армии в целом. Когда в штаб авиации прибыл бывший балтийский матрос, прапорщик Крыленко, которого большевики словно издеваясь назначили главнокомандующим армией, Ткачёв, не пожелав терпеть подобного надругательства, подал в отставку и уехал на Кубань, оставив записку:
«Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мной стояла проблема: подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, решение данного вопроса первым способом не могло иметь места, так как, по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчинюсь я самозванцу Крыленко или нет. (...) Молю сохранить для будущей России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего воздушного флота».
По дороге на Кубань переодетый солдатом полковник Ткачёв дважды арестовывался, но оба раза сумел бежать. В третий раз большевики арестовали его в Майкопе в марте 1918 г. До августа он оставался в заключении, а затем части Добровольческой армии освободили и Майкоп. и уцелевших арестантов.
Началась служба Вячеслава Матвеевича в Белой армии. Он возглавил 1-й Кубанский авиаотряд и лично водил своих соколов в воздушные атаки. Первый бой отряд принял во время знаменитой Царицынской операции, у станицы Великокняжеской. Летчики успешно атаковали бомбами и пулеметным огнем конницу Буденного и Думенко, что помогло кавалерии легко прорвать фронт. В том бою Ткачёв получил пулевое ранение, но после непродолжительного лечения вернулся в строй.
Белая авиация и дальше принимала активное участие в поддержке наземных сил генерала Врангеля, штурмовавших Царицын. Позже, когда Врангель сменил Деникина на посту Главнокомандующего, Ткачёв уже в чине генерал-майора возглавил всю белую авиацию. Под его руководством небольшое количество аэропланов и разрозненные отряды обратились в грозную для противника силу.
Эту силу особенно ощутили на себе конные части товарища Жлобы. Когда красная кавалерия ринулась на Перекоп, предводительствуемые самим Ткачёвым белые авиаторы накрыли их сперва бомбами, а затем пулемётным огнём.
«Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм, - доносил Вячеслав Матвеевич. - После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнем совершенно разгромили красных, которые бежали на восток и северо-восток. Все поле было покрыто черными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулеметные тачанки».
Благодаря решающей роли авиации, корпус Жлобы был уничтожен врангелевцами практически полностью, и это стало одной из самых блестящих белых побед. На примере авиации Ткачёва курсанты летных училищ РККА изучали впоследствии тактику действий самолетов против конницы.
Увы, Белый Крым обладал лишь 30 самолётами, из которых к концу лета 1920 г. уцелело лишь 20… Силы были слишком неравны, и последний Белый анклав пал. Вячеслав Матвеевич, как и многие другие русские люди, оказался на чужбине. Долгие годы он служил начальником внеклассного воспитания русской гимназии в Белграде. В 1933 г. совместно с инженером Н.Э. Кадесниковым основал в городе Нови Сад общество «русских соколов» - молодежную военно-патриотическую организацию. Общество занималось духовным и физическим воспитанием подрастающего поколения в духе памяти и любви к оставленному Отечеству. К членам общества была обращена вторая книга Ткачёва «Памятка русского сокола».
В годы Второй Мировой войны Вячеслав Матвеевич предпочёл сохранять нейтралитет. Он не участвовал в боевых действиях и продолжал жить в Белграде, как частное лицо. Но это не спасло белого «авиадарма». Наступавшие советские части, прокладывали путь к победе подвигами и жизнями русских солдат, но за собой неумолимо несли безжалостную большевистскую карательную систему, с особенной яростью охотившуюся на не успевших эвакуироваться белоэмигрантов…
После занятия Белграда Красной армией Ткачёв был арестован СМЕРШем и депортирован в СССР, где его ожидали 10 лет в адовых кругах ГУЛАГа. Крепкая казацкая натура вынесла это испытание, и в 1955 г. Вячеслав Михайлович освободился. Бывший «авиадарм» отправился на родную Кубань и поселился в Краснодаре… Здесь им были написаны книги «Русский сокол» о П.Н. Нестерове, вышедшая ещё при жизни автора, и «Крылья России: воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг.», изувеченная советской цензурой и, увы, именно в таком виде изданная уже в наши дни.
Генерал-майор Вячеслав Михайлович Ткачёв скончался 25 марта 1965 г. и был похоронен на Славянском кладбище Краснодара.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |