Если посмотреть на карту мира, Россия выглядит как мифическая рыба-кит, хвост которой плещется в Тихом океане, её брюхо скребут отроги Тянь-Шаня и Горного Алтая, спинные плавники погрузились в моря Северного Ледовитого океана, грудные плавники лежат на Большом Кавказском хребте, а губы вытянулись в трубочку Финского залива. Кажется, достаточно ей сделать только одно-единственное глотательное движение – и «чудо-юдо», сглотнув планктон Западной Европы, окажется в Атлантическом океане.
За сотни лет, что рыба-кит плывёт из Тихого в Атлантический океан, о ней уже сложились мифы. Например, в мифологии скандинавских народов рыба-кит прожорлива и дурна характером, крайне агрессивного нрава. Этими качествами она напоминает великого змея Йормунганда, отравившему небо в Рагнарек – в последней битве богов. Как говорят мифы, спасение придёт, когда бог грома Тор гигантским топором разрубит чудище на куски.
В XXI веке эти мифы продолжают обитать в Голливуде, компьютерных играх и в большой политике. И живут они, как правило, под одним названием: «Расчленители»/Dismantlers. «Орден расчленителей немедленно приступил к истреблению этого огромного существа, - говорится в сценарии распространённой компьютерной игры. - Беспощадно разрубал монстра, чтобы расчистить необходимое жизненное пространство, хотя современные имперские учёные утверждали, что действительной причиной этой охоты было стремление расчленителей удовлетворить свою жажду убийства».
А в реальной большой политике на Западе есть главная Idée fixe – расчленить Россию. Но поскольку из морских кровожадных монстров науке известны только щучья морская собачка и крапчатый звездочёт, мурена и бородавчатка, рауага и морской чёрт, то политикам приходится вновь и вновь слагать истории про «чудо-юдо рыбу-кит». Так появился на свет необычный вид сепаратизма, который получил название «регионализма».
Регионализм – это конструирование новой идентичности, или создание новых этносов на основе древних (и не очень) мифологических сюжетов. Эти якобы воссозданные этносы, по расчётам западных политиков и сотрудников спецслужб, должны со временем получить официальное признание, а затем, пользуясь международным правом на самоопределение, выйти из состава Российской Федерации. Таким замышляется «расчленение по-госдеповски». Печальная судьба Украины, с её мифическими древними украми и невыдуманными неонацистами, она говорит о том, что такая угроза не пустой звук.
FLB провело расследование на тему: кто, где, как и на какие деньги готовит расчленёнку гигантской страны, чреватую колоссальными человеческими потерями. И публикацию результатов этого расследования начинаем с головы «рыбы-кита» - с Северо-Западного региона РФ.
СЕПАРАТИСТСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ РФ: «ИНГЕРМАНЛАНДИЯ», «СВОБОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ», «СВОБОДНАЯ КАРЕЛИЯ», «БАЛТИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА», «ПОМОРЬЕ»
Общая идеология регионализма. Активисты сепаратистских движений Северо-Запада иногда называют себя «практикующими краеведами», то есть теми людьми, которые не только изучают, но и якобы «творят историю своего края», или, другими словами, «конструируют новые идентичности». (В частности, речь может идти о переименовании территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в «Ингрию» или «Ингерманландию»). Более распространённым среди сепаратистов является самоназвание «регионалисты». Они утверждают, что «регионализм не предполагает сепаратизм, но может прийти к нему, если все региональные инициативы, региональные общественные движения, региональные культуры подавляются». В действительности, «регионализм» является современной формой сепаратизма, со своей идеологией, организационными и политтехнологическими методами отчуждения территорий, финансовой поддержкой зарубежных фондов и спецслужб.
Регионализм – это формирующаяся идеология, обслуживающая функционирование региона (локального и надгосударственного) как политического субъекта поствестфальского глобального мира. В его сферу входят те же вопросы, что и в национализм – от социокультурных до политических. Однако регионализм конструирует не классическое государство, а его новую форму, которую называет «регионом», и стремится к построению нового мирового порядка – «мира регионов». За «регионом» в регионализме скрывается идея «постгосударства» – легко конструируемого, ситуативного, виртуального, не привязанного жёстко к конкретной территории.
![](https://flb.ru/upload/2019/04/separ_many.png)
Эта идеология строится на постмодернистских принципах, декларирующих отмену авторитетов и вертикалей, бесконечное дробление пространства на автономные секторы. Такое дробление поощряется постмодернизмом в области истории, этики, религии, культуры, идентичности, а также в области территориального устройства. С этой точки зрения регионализм несёт в себе ряд серьёзных угроз не только бытию национального государства, но и культурному, политическому и историческому мироощущению современного человека. Таким образом, регионализм – это:
1. Способ десакрализовать идею национального государства и национального суверенитета легальным путём;
2. «Постсепаратизм»;
3. Конструирование новой региональной идентичности и отказ от идентичности общегосударственной;
4. Методика конвертирования локального патриотизма в политический протест;
5. Попытка навязать новый язык геополитики.
![](https://flb.ru/upload/2019/04/2_1karna.jpg)
Сейчас большинство регионалистских организаций пока представляют собой неформальные сетевые проекты. Идейным предтечей сепаратистов Северо-Запада является Виктор Безверхий (1930–2000), первым запустившим в политический оборот концепцию создания Ингерманландии. Преподаватель марксизма-ленинизма в Ленинградском государственном университете, неоязычник и неонацист по своим убеждениям, Безверхий в 1986 году создал «Общество волхвов», позднее руководил «Союзом Венедов». Среди неоязычников был известен под именем «Дед Остромысл», издавал расистскую газету «Родные просторы» и журнал для язычников «Волхв». В 1988 году получил предупреждение от КГБ о «недопустимости распространения фашизма и организации боевых групп по типу штурмовых отрядов». В 1992 году предстал перед судом за тиражирование книги Mein Kampf, а также за разжигание межнациональной розни (дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления). В 1995 году вновь был привлечён к уголовной ответственности за употребление слова «жид» (и вновь суд кончился ничем). На территории будущего государства «Ингерманландия» Безверхий собирался установить порядки дохристианской Руси, основанные на культе предков.
![](https://flb.ru/upload/2019/04/bezverx.jpg)
Надгробье дедушки российского сепаратизма
«ИНГЕРМАНЛАНДИЯ»
Концепция «Ингерманландии» получила распространение вместе с развитием Интернета. Сегодняшние ингерманландцы обитают в основном в виртуальном пространстве, у самой массовой группы «ВКонтакте» под названием «Ингерманландия» - чуть больше 10 тысяч подписчиков. В ингерманландцы активно записывалась питерская интеллигенция – учёные, журналисты, преподаватели, музыканты, художники. Например, лидер рок-группы «Электрические партизаны», участник Ленинградского рок-клуба Вадим Курылев выпустил в 2005 году альбом «Ингерманландия». Недавно к этому движению присоединился известный рэпер Оксимирон (Oxxxymiron), в его песне «Дежавю» есть слова «Для меня Ингрии свята земля, как зенитовцам».
В середине 2000-х петербургские регионалисты стали постоянными участниками оппозиционных митингов, вроде «Маршей несогласных».
Эстетика ингерманландского регионализма входит в моду среди образованной молодёжи. Так, в одном из главных баров петербургской интеллигенции «Хроники» подают фирменный коктейль «Свободная Ингрия», в твиттере и фейсбуке часто можно встретить хэштег #ИБС (Ингрия будет свободной), а флаг Ингерманландии (сине-красный крест на жёлтом фоне), придуманный в 1919 году как полковое знамя одной из финских воинских частей, стал неотъемлемым атрибутом почти любой протестной акции в городе.
Сторонники «свободной Ингрии» выступают за преобразование Петербурга и Ленобласти в автономную республику с возможностью дальнейшего самоопределения. (В короткий период 1919-1920 на Карельском перешейке существовала республика Северная Ингрия). Они апеллируют к существованию особой ингерманландской идентичности жителей северо-запада России.
![](https://flb.ru/upload/2019/04/4Map_of_North_Ingermanland.png)
Ингерманландцами предлагается считать коренных жителей региона: финно-угров, германцев, славян и балтов. Население России они условно делят на условные «европейское» и «азиатское». По их убеждению, европейская ментальность восходит к традициям Новгородской республики и сосредоточена в Петербурге. Азиатская связана с временами Золотой Орды, опричниной Ивана Грозного и сосредоточена в Москве. Победу Петра I в Северной войне и возврат территории под управление России ингерманландцы считают «началом оккупации Ингрии «московитами».
![](https://flb.ru/upload/2019/04/6ingerm_piket.jpg)
Пикет ингерманландцев в Петербурге
У ингерманландцев в ходу термин «москаль» — синоним дальневосточного слова «федерал» и сибирского «оккупант». Петербургские регионалисты определяют его так: «Москаль — это идейный сторонник политики, начатой в XIV веке московскими князьями и выдвигающей в качестве высшей цели создание, поддержание и укрепление централизованного милитаристского государства».
Для обоснования «особого, европейского, не русского пути Ингрии» служит книга «Балтийский путь Петербурга» Андрея Пуговкина, доктора биологических наук, пресс-секретаря Санкт-Петербургского союза учёных. Презентация книги была проведена в центре «Мемориал», частично книга была напечатана в журнале «Посев». В своей книге Пуговкин выстраивает следующую логику для отделения территории Ленинградской области от России: «Русские Новгородская и Псковская республики серьёзно связаны со Скандинавией и являются политически и культурно - Северной Европой». А значит - не с Россией».
На «культурном фронте» сепаратистам Ингрии активно помогает правительство Финляндии через Институт Финляндии (Санкт-Петербург), связь которого с министерством образования и культуры Финляндии, с финским правительством и с финским консульством очевидна и указана на сайте организации. Именно в Институте Финляндии все три года существования проходит выставка «Наша земля - Ингерманландия». Так выставка формирует сепаратистский дискурс, направленный на отделение территории от России. Неслучайно о «распаде РФ и необходимости сохранения восточных частей Ленинградской области в независимой Ингрии» говорится на странице выставки в соцсети ВКонтакте 31 марта 2015 года.
В политической деятельности сторонники Ингрии связаны с партией «Яблоко». Несколько десятков материалов о деятельности питерского «Яблока» размещены на сепаратистском сайте ingria.info, причём много материалов описывают совместные акции «Яблока» и активистов «Свободной Инргии». Сепаратисты из «Свободной Инргии» в 2011-2012 году оказывали всяческую поддержку «Яблоку» в выборной компании, аргументируя это идеологической близостью. Ингерманландец Константин Ершов в 2011 году баллотировался от «Яблока» в депутаты по 48 округу Санкт-Петербурга. «Яблоко» - единственная партия в России партия, выступающая за децентрализацию РФ и за введение системы региональных партий.
Сторонники Ингрии занимают антигосударственную позицию. Регионалисты Ингрии Светлана Гаврилина и Павел Мизерин участвовали в киевском «майдане» в 2013-14 годах, и сегодня занимают яростно проукраинскую позицию, называют воссоединение России с Крымом «московской оккупацией», участвуют во всех «белоленточных» и «антивоенных» проукраинских уличных акциях. Сторонница «Свободной Ингрии» Инна Демидова фотографируется в форме Вермахта, называет известного питерского ультраправого радикала Дмитрия Боброва («Шульц-88») «своим товарищем» и размешает на своей странице фильм с его и своим участием.
В мае 2016 года сотрудники ФСБ задержали Артёма Чеботарева - администратора паблика «Свободная Ингрия». Ему предъявили обвинения по уголовной статье 282 за комментарий во «ВКонтакте» «экстремистского содержания». Чеботарёв – один из самых последовательных учеников Безверхого-«Деда Остромысла»: неонацист, последователь одной из версий праславянского язычества. При обыске у него изъяли как изображения свастики, так и флаги Ингрии.
![](https://flb.ru/upload/2019/04/5chebot5.jpg)
А. Чеботарёв
«СВОБОДНЫЙ ПЕТЕРБУРГ»
В мае 1996 года Управление юстиции Санкт-Петербурга зарегистрировало РОО «Санкт-Петербург – за автономию» - первую легальную общественную организацию регионалистов. Это движение не поддерживало «ингерманландцев» и выступало за отделение северной столицы от России. Его представителями были историки Даниил Коцюбинский (автор сборника статей «Петербург без России») и Лев Лурье (автор книги «Без Москвы»). Противоборство «ингерманландцев» и «петербуржцев» продолжалось до начала 2000-х, но сейчас эти разновидности сепаратизма мирно сосуществуют, вместе выходят на оппозиционные митинги.
![](https://flb.ru/upload/2019/04/7kotc+.jpg)
Д. Коцюбинский (слева)
Вскоре Коцюбинский создал партию «Свободный Петербург». Для справки: Коцюбинской родился в 1965 году в Ленинграде, окончил исторический факультет Ленинградского пединститута им. Герцена. Работал в журналистике, в настоящее время старший преподаватель факультет свободных искусств и наук СПбГУ. Анархист по своим политическим убеждениям.
![](https://flb.ru/upload/2019/04/8peter.jpg)
В 2012 году общественная организация «Профсоюз граждан России» потребовала уволить преподавателя истории, политологии и журналистики Даниила Коцюбинского из университета за «сепаратизм». Поводом для этого стала его статья «Петербург в XXI столетии - независимое государство, член Евросоюза». В ней Коцюбинский предлагал подумать о преобразовании Петербурга в парламентскую республику. Иллюстрацией к тексту служил сине-белый флаг новой республики и её карта, включающая в себя территорию Петербурга и западную часть Ленобласти.
В том же, 2012 году, Фонд «Либеральная миссия» (президент Евгений Ясин, вице-президент Игорь Клямкин) издал брошюру Коцюбинского «Глобальный сепаратизм – главный сюжет XXI века».
![](https://flb.ru/upload/2019/04/2kniga2.jpg)
Как пишет автор этой брошюры, СССР является «полным функциональным аналогом Святой Руси», а русский народ – это её «артефакт», возникший и существующий исключительно «под властным нажимом сверху». А сама Российская Федерация якобы «стоит одной из первых в списке систем, обречённых на кризис и саморазрушение». Истоки этой «национальной неполноценности» автор идеи видит в том, что Русь «оформилась как улус Золотой Орды» и «пронесла сквозь столетия изначальный «ордынский» тип взаимоотношений власти и общества».
![](https://flb.ru/upload/2019/04/9klymkin.jpg)
И. Клямкин (слева), Д. Коцюбинский (справа), В. Штепа (сзади)
Коцюбинский вывел «временной цикл великих потрясений в новейшее время». Этот историк, глядя на Россию глазами гинеколога, подсчитал великий «менструальный цикл» (21-23 года), когда страна с природной неизбежностью истекает кровью в революциях и войнах. Анархист по убеждениями, он, тем не менее, предлагал отказаться от истёртых за полторы сотни лет левацких лозунгов социального протеста, чтобы перенаправить энергию грядущих цветных революций в область «регионализма», то есть территориального дробления крупных национальных организаций. Автор доказывает, что все предыдущие реформы в России провалились из-за «генетической неспособности российского государства к полноценной модернизации», словом, таков её «родовой недуг». (Этим концепция «регионализма» Коцюбинского отчасти напоминает теорию «этических рас» Энгельгардта). В конечном итоге, по мнению Коцюбинского, Россия должна быть поделена между США, Евросоюзом и Китаем.
«СВОБОДНАЯ КАРЕЛИЯ»
Сепаратистское движение «Свободная Карелия» начиналось с одноименной группы в социальной сети «ВКонтакте». Сегодня её численность почти достигла полутора тысяч человек. По словам идеолога движения Вадима Штепы, живущего в Петрозаводске, «изначально участники группы просто фантазировали на тему будущего республики, без привязки к политике». Впоследствии они стали выходить на уличные акции. Первым стал пикет под лозунгом «Вернём Кижи под юрисдикцию Карелии», затем митинг – «Карелии – карельские названия». Они предложили печатать карельскую валюту – руны. Летом они планируют провести в Петрозаводске международный фестиваль «Солнцеворот» – аналог славянского праздника Ивана Купалы, шведского Midsommar, финского Juhannus, но с восточно-карельской спецификой. Зарегистрировать «Свободную Карелию» как политическую организацию её активисты не смогли, так как региональные партии в России запрещены. В социальных сетях «Свободная Карелия» существует под ником free_karelia.
![](https://flb.ru/upload/2019/04/10shtepa.jpg)
Для справки: Вадим Штепа родился в 1970 году в Петрозаводске, окончил журфак МГУ. Вёл авторскую колонку на сайте Гарри Каспарова, считается «подлинным идеологом «национал-оранжизма». В 2007-м выступал в Петербурге на митинге вместе с Владимиром Буковским и лидером петербургского СПС Леонидом Гозманом. В мае 2013-го Штепа в составе «делегации» российских регионалистов побывал в США. Цель – встречи с представителями американских властей на тему «Американский федерализм и общественная политика». Затем Штепа стал одним из основных организаторов конференции «Какая федерация нам нужна?», прошедшей в том же 2013 году в стенах НИУ ВШЭ.
В марте 2010 года Штепа вошёл в руководство «Национал-демократического альянса» (НДА), собравшего под своей крышей движения «Ингерманландия», «Республика Сибирь», «Дальневосточная Русь», «Залесская Русь», «Московская Республика» (msk_republic), «Республика Северная Русь» (ru_sever), «Город Над Вольной Невой» (spb_regionalizm), «Свободный Урал» (free_ural) и пр.
Соучредители НДА – Илья Лазаренко и Алексей Широпаев – известны как убеждённые неонацисты, поклонники генерала Власова. Ещё в январе 2007-го Широпаев, Лазаренко и Штепа собрали в Великом Новгороде своих «национал-демократов» и провозгласили о создании «Новгородского вече». На этом «вече» провозглашались неонацистские ассоциации: обращение к эсэсовскому замку Вевельсбург, воспоминания об «арктических льдах», о «чёрном солнце», мечты о Сверхчеловеке и отрицании «семитско-библейского Бога». Во главе такой «национал-демократии» становится избранный «расовый авангард», который руководит языческим плебсом, или «славянщиной со всеми ее перунами и сварогами».
![](https://flb.ru/upload/2019/04/11_1lazar_shtep.jpg)
В. Штепа, И. Лазаренко (справа)
![](https://flb.ru/upload/2019/04/11_2Sh_shtepa.JPG)
А. Широпаев (слева), В. Штепа
Осенью того же 2007 года Лазаренко и Широпаев решили создавать Республику Залеская Русь, которая заняла бы всю территорию Центрального федерального округа РФ и присоединила бы Нижегородскую область. И сообщество «Национал-демократия в России» стало формировать у населения ЦФО «залесское самосознание, постепенно отказываясь от русской идентичности».
В 2008 году Лазаренко в беседе с одним из своих соратников признался, что их «пригласили в оранжевый проект». Так в оппозиционных кругах называли разработанную Госдепом США технологию продвижения «либеральной революции под нацистскими знамёнами». Национал-либеральный союз должен был прийти на смену пресловутым «красно-коричневым» из 90-х. И подлинным идеологом этого «национал-оранжизма» стал Вадим Штепа, который, по выражению политолога Аркадия Малера, исходит из того, что «нынешняя Российская Федерация («Эр-эфия») - это не Россия, это сугубо колониальное образование, это вообще «Анти-Россия». Штепа принимал участие в событиях на Майдане в 2014 году.
«БАЛТИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА»
Первая регионалистская организация – Балтийская республиканская партия – появилась в Калининграде в начале 1990-х (уже 16 лет запрещена РФ как экстремистская организация). Она официально выступала за преобразование Калининградской области в независимую Балтийскую республику. Партия ратовала за возвращение городам региона исторических названий, в том числе за переименование Калининграда в Кёнигсберг. В 2003 году её запретили, а в Калининграде было создано общественное движение «Республика», преследующее те же цели. Организация существует и по сей день. Её сторонники всячески подчёркивают, что в регионе соприкоснулись интересы нескольких национальных культур. В результате появилась особая идентичность, отличная от русской, – балты.
Местные регионалисты всячески подчёркивают свою «европейскость». Калининградские «республиканцы» – постоянные участники местных «Русских маршей». Каждый год они неизменно выходят на националистическую акцию под прусскими знамёнами с чёрным орлом на серебряном щите. В 2012 году регионалисты даже поддержали лидера движения «Русские» (организация запрещена как экстремистская) Дмитрия Демушкина, когда тот выдвигался в мэры города
«ПОМОРЬЕ»
В середине 1990-х профессор Поморского университета Владимир Булатов конструирует новый субэтнос - «поморов» и объявляет Поморьем (землёй «поморов») территорию от Онежского озера через Белое море и вплоть до северных границ Урала и обвиняет Москву в репрессивной политике по отношению к поморам с XV века. Студент Иван Моисеев создал в Архангельском мединституте кружок для проработки «поморской идеи», в газете «Волна» в январе 1991 года он публикует статью под названием «Мы - за Поморскую республику». Моисеев определяет цель для местных регионалистов - работа на отделение Архангельской области от России. В 90-х годах стараниями Моисеева в Архангельской области создаются «поморские» организации.
В 2007 году на так называемом «объединительном съезде поморов» принимается декларация, в которой содержатся права поморов на территорию и ресурсы: «Мы, поморы, коренной народ российского Севера, традиционно испокон веков проживающий в Архангельской, Мурманской областях, республике Карелия и Ненецком автономном округе, заявляем о своём праве на существование в качестве самостоятельного народа Российской Федерации, равного по правам другим коренным народам нашей страны».
Деятельность Моисеева финансировал фонд Форда (США). В 2012 году Моисееву было предъявлено обвинение по статье 282 ч. 1 УК РФ за оскорбительные высказывания о русских в Архангельской области («Вас миллионы быдла, а нас 2 тысячи людей»).
Алексей Челноков
https://flb.ru/5/3555.html
|