Всероссийский Император Александр III (1845 – 1894) любил не только изобразительное, но и музыкальное искусство. Ему нравились произведения русских композиторов и особенно романс Михаила Глинки «В крови горит огонь желанья» на стихи Александра Пушкина:
В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.
Склонись ко мне главою нежной,
И да почию безмятежный,
Пока дохнет веселый день
И двигнется ночная тень,
Ночная тень.
Этот трогательный романс, ставший поистине народным, не забыт и сегодня. Его поют и слушают те люди, чьи сердца покорены любовью земной и любовью небесной. Поют и слушают на русском и на многих языках мира. Взаимная любовь и уважение мужа и жены, родителей и их детей – на этих глубоко нравственных принципах была основана крепкая семья Александра III, благополучная и счастливая. Домашний уют в Гатчинском дворце, где жила царская семья, был важен и нужен для Правителя великой Империи. Именно в кругу своей семьи он отдыхал душой и сердцем от каждодневной напряжённой работы по спасению великой России от великих потрясений. Семейная идиллия Александра III и его жены Марии Федоровны длилась 28 лет и оборвалась преждевременной смертью её любимого мужа. Это был вполне счастливый брак. Мария Федоровна всем сердцем любила своего мужа, отвечавшего ей взаимной любовью. Особенно счастливы они были на отдыхе, когда Александр III ловил рыбу, а Мария Федоровна готовила её к обеду, или когда они всей семьей плавали на царской яхте, или отдыхали в Ливадии в Крыму. Во время отдыха император отвлекался от своих государственных дел и полностью посвящал себя жене и детям, устраивая прогулки и придумывая всякие весёлые развлечения. Родных детей отец не баловал – воспитывал с любовью, но в строгости, но никогда не применял к ним силу: хватало, серьёзного отцовского взгляда. Он любил забавлять своих детей и их друзей: гнул в их присутствии кочергу, пополам разрывал колоду карт, а однажды окатил водой Мишу, самого озорного из сыновей. От учителей своих детей он также требовал строгого отношения, каждый раз наставляя: «Учите хорошенько, послаблений не делайте! Подерутся – пожалуйста. Но доносчику – первый кнут!»…
Во второй половине девятнадцатого века, когда жил и царствовал Александр III, наблюдался небывалый расцвет русского музыкального искусства. На смену прославленным русским композиторам М.И. Глинке, А.Н. Верстовскому, А.Л. Гурилёву и другим пришла целая плеяда замечательных музыкантов, молодых и талантливых, утверждавших народность, гражданственность и высокие общественные идеалы. Среди них русские композиторы: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, – вскоре ставшие известными не только в России, но и во всём мире. По взаимному согласию они объединились, и их творческое объединение «Новая русская музыкальная школа» с лёгкой руки музыкального и художественного критика В.В. Стасова, вошла в историю как «Могучая кучка». Организатором и главой этого великолепного композиторского квинтета, образовавшегося в конце 1850-х годов и просуществовавшего более пятнадцати лет, был Балакирев Милий Алексеевич (1836 – 1910). Об этом русском талантливом композиторе и умелом организаторе музыковед Г.Н. Тимофеев писал: «Более опытный музыкант, чем его юные товарищи, очень начитанный в музыкальной литературе, обладавший уже большими практическими знаниями, необыкновенной музыкальной памятью, критической способностью, оригинальным творческим даром, проницательным умом и сильной волей».
Идейным вдохновителем «Могучей кучки» был всё же В.В. Стасов. Он же, со знанием дела, высоко оценивал музыкальные способности каждого композитора из великолепной «Пятёрки»: Балакирев – самый темпераментный, Кюи – самый изящный, Римский-Корсаков – самый учёный, Бородин – самый глубокий и Мусоргский – самый талантливый».
Девизом молодых композиторов стали слова М.П. Мусоргского «К новым берегам», призывавшие к смелым новаторским поискам в музыкальном творчестве. Все композиторы «Могучей кучки» отстаивали свободу творчества, чтобы наиболее полно и глубоко выразить в своих произведениях народность, правдивость, содержательность, национальную самобытность русской музыки. Развивая художественные традиции М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского и не пренебрегая творчеством лучших западноевропейских композиторов-романтиков, молодые и талантливые русские композиторы создали выдающиеся образцы оперного, симфонического и камерно-вокального жанров и тем самым обогатили мировую музыкальную классику. Сюжеты большинства их музыкальных произведений взяты из русской истории или навеяны образами русской поэзии и народных сказок. С особым вниманием они относились к русской народной песне и фольклору других народов. Тонко улавливая подлинный дух национальных культур, они весьма удачно обрабатывали народные песни – украинские, сербские, чешские, польские, испанские и другие. По-особому богат восточный колорит в музыкальных произведениях «Пятёрки», как и вообще в русской музыке.
М.А. Балакирев проявлял заботу о народном музыкальном просвещении: по его инициативе при активном участии дирижёра Г.Я. Ломакина в 1862 году в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа, просуществовавшая до большевицкого переворота семнадцатого года.
Большую роль в культурно-просветительском образовании в России сыграло Императорское Русское музыкальное общество, основанное в Петербурге 1859 году композитором А.Г. Рубинштейном при финансовой поддержке великой княгини Елены Павловны. Главная цель общества – «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Это общество успешно и плодотворно работало до рокового семнадцатого года. Оно устраивало в обеих столицах и в других крупных городах симфонические и камерные концерты с участием выдающихся пианистов Антона и Николая Рубинштейнов, М.А. Балакирева, скрипача Л.С. Ауэра, виолончелиста К.Ю. Давыдова, дирижёра Э.Ф. Направника и многих первоклассных певцов. Отделения общества постепенно открывались в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Тифлисе и в других городах.
Под эгидой Императорского музыкального обществ были сделаны важные шаги в организации на государственном уровне профессионального образования – открыты первые консерватории: в Петербурге в 1862 году по инициативе А.Г. Рубинштейна при материальной поддержке великой княгини Елены Павловны, а через четыре года в Москве (основатель Н.Г. Рубинштейн). Музыкальные классы открывались и в некоторых губернских городах. Обе русские консерватории обеспечили высокопрофессиональную подготовку разных специалистов: музыкантов, композиторов, педагогов, критиков, – приобщавших к музыкальной культуре широкие слои общества. Среди первых её воспитанников были русские композиторы: П.И. Чайковский, С.И. Танеев, А.К. Лядов, А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов и другие, – получившие мировое признание.
Музыканты, композиторы и любители музыки объединялись по интересам. Так, в 1872 году в Петербурге образовалось Общество камерной музыки, а через восемь лет – Московское филармоническое общество. Немного позднее в северной столице был организован постоянный симфонический оркестр – Придворный музыкантский хор, позднее названный Придворным оркестром.
В ноябре 1872 года по желанию великого князя Александра Александровича, будущего Императора Александра III было основано Общество любителей духовой музыки, названное сначала хором. Цесаревич лично участвовал в этом музыкальном кружке в течение девяти лет вплоть до своего восшествия на престал. В дальнейшем этот хор продолжал существовать, но был переименован в Общество любителей духовой музыки.
В 1885 году группа музыкантов во главе с Н.А. Римским-Корсаковым объединились в кружок, в состав которого вошли композиторы А. Глазунов, А. Лядов, Я. Витол, С. и Ф. Блуменфельды, Н. Соколов и другие. Кружок считался преемником «Могучей кучки». Он назывался «Беляевским кружком» в честь страстного любителя музыки М.П. Беляева, обеспечившего его полное финансирование и основавшего нотное издательство. С целью пропаганды и широкого распространения отечественной музыки он же организовывал «Русские симфонические концерты» и «Русские квартетные вечера», учредил Глинкинские премии.
Во время царствования Александра III русские композиторы продолжали лучшие традиции отечественной музыкальной школы. Превосходные романсы, фортепианные и симфонические произведения М.А. Балакирева, основателя и лидера «Могучей кучки» прочно и навсегда вошли в сокровищницу русского искусства. Велики его заслуги в пропаганде русской музыки и музыкальном просвещении. Пережив творческий кризис в 1872 году, и через девять лет вернувшись к активной работе, он снова возглавил Бесплатную музыкальную школу. Затем по 1894 год управлял Придворной певческой капеллой. Все его музыкальные произведения насыщены народными образами, картинами русской жизни и голосами живой природы. Его интересовала и тема Востока. Она блестяще отражена в его симфонической поэме «Тамара» (1882), принадлежащей к лучшим образцам симфонического творчества. Звуки оркестра рисуют в ней картину Дарьяльского ущелья, а томный лирический напев навевает образ прекрасной, но коварной царицы Тамары. Музыка М.А. Балакирева относится к шедеврам мировой музыкальной культуры. С именем этого прославленного композитора связано рождение нового музыкального жанра – русской эпической симфонии. В этом жанре он работал в последние годы своей жизни.
В становление и развитие русского музыкального искусства большой вклад внесли выдающиеся русские композиторы: М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и другие.
Музыкальное новаторство и гражданственность «Могучей кучки» с наибольшей силой проявились в творчестве Мусоргского Модеста Петровича (1839 – 1881). Его оперы: «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» – исключительное и совершенное явление в истории музыки по мастерству, по правдивости и силе изображения народной жизни, по тонкости и глубине проникновения в душу человека. Впервые на оперной сцене простой народ был показан как действенная сила истории. По словам В.В. Стасова, авторитетного критика, его романсы дают «такие глубоко правдивые представления о народной жизни, каких вовсе не знало русское искусство», композитор «развернул новые горизонты перед русским, а значит, и перед европейским искусством». К сожалению, материальная нужда и неудачи на композиторском поприще нередко преследовали М.П. Мусоргского. Его опера «Борис Годунов» надолго была снята с репертуара, а другие его сочинения не сразу были приняты исполнителями и публикой. М.П. Мусоргский не успел закончить свою музыкальную драму «Хованщина». После его смерти она была завершена Н.А. Римским-Корсаковым. Работу над «Сорочинской ярмаркой» продолжили А.К. Лядов, Ц.А. Кюи и другие композиторы. В 1896 году Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова». В советское время Д.Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованы «Борис Годунов» и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит В. Я. Шебалину (1930).
Редкие природные дарования композитора и учёного-химика проявились в творчестве Бородина Александра Порфирьевича (1833 – 1887), русского композитора, учёного-химика и медика. В восьмидесятые годы он работал в жанре вокальной миниатюры и, увлёкшись восточной тематикой, написал симфоническое произведение «В Средней Азии». Продолжал усердно работать над оперой «Князь Игорь», построенной на сюжете «Слова о полку Игореве». Для чего композитор со вниманием изучал русские народные песни и подлинные венгерские и половецкие напевы. Из-за большой занятости научной работой написание многих произведений длилось очень долго, а некоторые из них остались так и незавершёнными. Его оперу закончили и отредактировали Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Премьера оперы «Князь Игорь» состоялась 4 ноября 1890 года в Петербурге и вскоре стала одним из любимейших репертуарных произведений концертных залов всего мира.
Достойный продолжатель «Могучей кучки» – русский композитор Кюи Цезарь Антонович (1835 – 1918), профессор Военно-инженерной академии в Петербурге, инженер-генерал, специалист в области фортификации. Он выступал как композитор и опытный музыкальный критик. В его творческом капитале более десяти опер, несколько циклов музыки для детей, работы по завершению опер «Каменного гостя» Даргомыжского (совместно с Римским-Корсаковым), и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. Он постоянно сотрудничал в разных журналах и печатался во многих периодических изданиях. В 1896 – 1904 годах был одним из директоров Петербургского отделения Русского музыкального общества. Своими критическими статьями и выступлениями способствовал утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», раскрытию исторического значения творчества М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, пропаганде творческих наследий А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова.
Необыкновенно разнообразно и продуктивно творчество Римского-Корсакова Николая Андреевича (1844 – 1908), выдающегося русского композитора, педагога и дирижёра. В музыке его опер тонко и выпукло переданы и героика народного движения («Псковитянка», окончательная редакция 1894 года), и драматические истории прошлого («Царская невеста», 1899), и любовная лирика («Снегурочка», 1882). В других его музыкальных произведениях глубоко отражены былинный эпос («Садко», 1897), сказочно-фантастический дух народного творчества («Майская ночь», 1880; «Сказка о царе Салтане», 1899; «Золотой петушок», 1909). Кроме русских мелодий и напевов, композитора интересовала мелодичность испанских песен, и он написал «Испанское каприччо», одно из самых блистательных произведений для оркестра, а почти сразу же за ним – симфоническую сюиту «Шахерезада» (1888). Пышная экзотика востока, безбрежные картины морских просторов и сказочные образы зримо оживают в этой завораживающей музыке. Композитор, не оставляя своей дирижёрской роботы в России, в 1889 году ездил за границу, где успешно выступал с двумя концертами на Всемирной выставке в Париже. По возвращении в Петербург он принялся за написание новых музыкальных произведений. И появились волшебные романсы, вскоре ставшие популярными. В последние годы жизни Н.А. Римский-Корсаков трудился над книгой воспоминаний «Летопись моих воспоминаний».
Особое место на музыкальном олимпе принадлежит Чайковскому Петру Ильичу (1840 – 1893), первому русскому композитору, получившему не только российское, не только европейское, но и мировое признание. В 1885 году он был избран руководителем Московского отделения Русского музыкального общества и директором Московской консерватории.
Неутомимый в своих творческих исканиях П.И. Чайковский сумел сказать новое, решающее слово во всех жанрах музыкального искусства. Его многогранное творчество открывает новый этап в истории симфонии, оперы, балетной и камерной музыки. Расцвет творчества композитора наступил в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века. Именно тогда им созданы три симфонии, включая «Зимние грёзы», и три струнных квартета; написаны оперы: «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», музыка к балету «Лебединое озеро». Тогда же подготовлены к исполнению вторая редакция «Черевичек», цикл «Времена года» и многие романсы.
В следующие два десятилетия П.И. Чайковский создал музыкальные шедевры: оперы «Чародейка» и «Пиковая дама», симфонии «Манфред», «Патетическую». Все они отражают трагедийные события. В других его музыкальных произведениях: балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», опере «Иоланта», оркестровой сюите «Моцартиана» – торжествуют свет и радость.
В обширном музыкальном репертуаре П.И. Чайковского наиболее популярны оперы «Евгений Онегин» с его лирическими сценами и «Пиковая дама», музыкальная трагедия по своему содержанию. На императорской сцене в Петербурге «Евгений Онегин» шёл в первый раз в 1884 году. С каждым последующим спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению композитора. Репутация П.Ч. Чайковского резко возросла с постановкой «Пиковой дамы» в Петербурге в 1890 году. Эта опера, не сходившая со сцены, по своей популярности не уступала «Евгению Онегину». Обе они обошли все сцены России. Их ставили и ставят в театрах многих стран мира. Последняя опера П.И. Чайковского «Иоланта» была поставлена в Мариинском театре в Петербурге в 1892 году вместе с его же балетом «Щелкунчик».
Содержание музыки П.И. Чайковского очень богато и многогранно. Композитора, обладавшего природным даром воспринимать всё правдивое, но не всегда радостное в жизни, интересовали произведения классиков мировой литературы: Данте и У. Шекспира, А.С. Пушкина и Дж. Байрона, Н.В. Гоголя и А.Н. Островского. В его многочисленных музыкальных шедеврах очень метко отражены и философские раздумья, и события различных исторических эпох, и эпизоды народной жизни. Он утончённо воспроизводил разнохарактерные персонажи, образы родной природы, сказочные романтические сюжеты, детские грёзы. Как чуткий лирик, он талантливо раскрывал духовный мир своих персонажей. Остросюжетная драма человека в поисках земного счастье – одна из главных тем музыкального творчества композитора.
П.И. Чайковский – выдающихся симфонист мирового уровня, автор семи симфоний, включая «Манфреда», симфонических поэм «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», нескольких сюит и инструментальных концертов, 106 пьес для фортепиано, в том числе цикл «Времена года».
В каталоге сочинений Чайковского насчитывается более ста романсов, каждый из которых – небольшая драматическая пьеса. В романсах, как писал в своё время Р.М. Глиэр, Чайковский раскрыл душу ряда русских и переводных поэтических сочинений и сделал многие из них в подлинном смысле народными. Один из музыковедов девятнадцатого века говорил, что «один романс Чайковского по глубине и масштабности содержания может быть равен целому вокальному циклу европейских романтиков». Чего только стоят такие романсы, как «Средь шумного бала, случайно», «То было раннею весной». «Ночи безумные».
.
Великолепный романс «Средь шумного бала, случайно» написан на стихи известного русского поэта А.К. Толстого:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты…
Вызывает трепет и волнение романс П.И. Чайковского «То было ранней весной» на слова то го же поэта:
То было раннею весной,
Трава едва всходила,
Ручьи текли, не парил зной,
И зелень рощ сквозила…
До сих пор поют и слушают с упоением романс «Ночи безумные» на стихи замечательного русского поэта Алексея Апухтина:
Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые...
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!
Каких бы сторон музыки ни касался П.И. Чайковский, всюду он привносил по-своему обаятельную, чрезвычайной красоты мелодичность. Композитор был необычайно трудолюбив, трудился постоянно, ежедневно. «Вдохновение, – признавался он – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Его уникальная по красоте музыка – драгоценный плод непрерывных поисков, страданий и глубоких раздумий. Творческая, напряжённая работа композитора и его самозабвенное служение музыкальному искусству продолжались в течение почти трёх десятилетий.
Музыкальные произведения П.И. Чайковского нравились и нравятся многим людям, простым и знатным. Нравились они и Императору Александру III. Из воспоминаниям графа Шереметева следует, что Александр III «очень любил музыку, но без всяких предвзятых, партийных мыслей, без всяких претензий на музыкальность…Однажды, в 1893 году глава государства был как-то особенно музыкально настроен и потребовал, чтобы сыграли одну из пьес Чайковского. Оркестр играл в тот день особенно хорошо, и впечатление было сильное. Государь пожелал повторения и слушал с видимым наслаждением… Всё разошлись несколько позднее обыкновенного и под чудным настроением, а на другой день узнали, что в то самое время, когда это происходило в Гатчине, умирал Чайковский».
Александр III постоянно интересовался новинками, знакомился со всеми новыми произведениями, был осторожен с отзывами, «никогда не судил… по первому впечатлению… Обожал Чайковского». «Казалось, – отмечал Шереметев, – мы слышали его лебединую песнь. И тот, кто слушал её так внимательно и так наслаждался ею, недолго пережил его. Мог ли кто из нас тогда это предчувствовать? В этот день государь меня особенно поразил. Он слушал как-то особенно задумчиво и грустно, дивная гармония была ему доступна, и весь он был проникнут красотою этих звуков, весь отдался этому чувству, и ясно было, как сильно в нём самом сказалось художественное чутьё».
По воле Божией, под покровительством Всероссийского Императора Александра III, русского богатыря на троне раскрывался дарованный Богом и природой талант не только русских писателей и поэтов, не только русских живописцев и зодчих, но и русских композиторов. Проявился в полной мере незаурядный и самобытный талант композитора Петра Ильича Чайковского, русского богатыря на музыкальном олимпе. Его вдохновляющие и волшебные произведения оказались вездесущими: не имели и не имеют границ ни в пространстве, ни во времени – они переходят из прошлого в настоящее, а из настоящего в вечность.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Толмачёв Е.П. Александр III и его время. М. Терра, 2007.
Степан Харланович Карпенков
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |