В этом году Россия в пятый раз отметит на государственном уровне День памяти воинов Первой мировой войны, установленный в 2014 году, после векового забвения подвигов ее отважных героев.
Современники называли первую войну с Германским рейхом Второй Отечественной и Великой Отечественной (оба названия будут заимствованы Сталиным во вторую мировую). В ней были и массовый героизм русских воинов, и боевое искусство военачальников, и небывалый доселе всенародный патриотический подъем. Отечественная война 1914 г. отмечена применением новых видов техники и оружия – танков, химического оружия самолетов. Авиация стала играть роль средства не только воздушной разведки, но и бомбардировки позиций противника. В войну русские военные летчики проявили себя как искусные пилоты, а отечественная авиапромышленность сделала мощный рывок в своем развитии.
Датой образования военной авиации России считается 12 августа 1912 года. В этот день приказом по Военному ведомству вопросы воздухоплавания были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы в специально созданную воздухоплавательную часть Генерального штаба. В империи действовали шесть авиаотрядов, две лётные школы, открытые в Гатчине и Севастополе, и несколько частных предприятий по производству самолётов и авиационных моторов. В мае 1914 года военное министерство разместило на них заказ на изготовление 292 самолётов. Огромный вклад в развитие отечественной авиации внесли профессор Московского университета Николай Егорович Жуковский, талантливый авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский и первые лётчики: Михаил Никифорович Ефимов, Сергей Исаевич Уточкин, Николай Евграфович Попов, Александр Алексеевич Васильев и Лидия Виссарионовна Зверева. Одним из первых руководителей Императорского военно-воздушного флота являлся двоюродный дядя Николая II великий князь Михаил Александрович (1866-1933).
К началу 2-й Отечественной войны 1914 года военно-воздушные силы Российской империи состояли из 14 дивизионов, 91 авиаотряда, эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» и других частей. Фронтовая авиация располагала 244 самолетами, личный состав императорского военно-воздушного флота достигал 35 000 солдат и офицеров, кадры для него готовили 11 воздухоплавательных школ.
В 1913 году на Русско-балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге был построен первый в мире тяжелый самолет «Илья Муромец». Группа инженеров во главе конструктором Игорем Ивановичем Сикорским создала поистине чудо техники. Четырехмоторный аэроплан имел размах крыльев 30 метров и мог, приняв на борт полторы тонны груза и поднявшись на высоту 2000 метров, пролететь без посадки свыше пяти часов. Ничего подобного в мире не было. Вскоре питерский инженер В. В. Киреев сконструировал для «Ильи Муромца» специальный мотор. Самолет-гигант создавался как пассажирский – с комфортабельным салоном, спальными комнатами. Но с началом большой европейской войны был превращен в грозный бомбардировщик, вооруженный пулеметами и авиабомбами. В декабре 1914 года император Николай II распорядился создать целую эскадру таких воздушных кораблей. Ее начальником был назначен Михаил Владимирович Шидловский.
Первый генерал отечественной авиации родился 20 июля 1856 года, происходил из дворян Воронежской губернии. По окончании Морского корпуса он поступил на службу в Военно-морской флот, но вскоре вышел в отставку. Шидловского избрали председателем Совета акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, выполнявшего заказы Военного ведомства. В 1910 году Михаил Владимирович создал авиационное отделение «Руссо-Балта». На заводе трудились замечательные конструкторы авиационной техники Александр Кудашев, Яков Гаккель, Игорь Сикорский. Там и появились в самый канун войны четырехмоторные гиганты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В декабре 1914 года Шидловский был призван в армию, Высочайшим приказом ему присвоили чин генерал-майора и назначили руководить отрядом тяжелых бомбардировщиков. Генерал императорского воздушного флота Шидловский стал создателем российской стратегической авиации. Его судьба трагична: в августе 1918 года при попытке перейти финскую границу Михаил Владимирович был задержан и расстрелян чекистами вместе с 18-летним сыном.
Поначалу эскадра «Муромцев» базировалась под Варшавой и была в подчинении Верховного главнокомандующего. В ходе войны конструкция крылатых богатырей улучшалась, вес авиабомбы достиг 410 килограммов.
Россия располагала целым рядом крупных предприятий авиастроения. В войну три четверти самолетов были отечественной постройки, остальное давали союзники.
Первым русским авиационным заводом считается завод Сергея Сергеевича Щетинина, основанный в 1909 году в Санкт-Петербурге под названием «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания». Производство самолетов началось в 1910 году с бипланов «Россия-А» и монопланов «Россия-Б». Затем завод Щетинина получил ссуду от Военного ведомства и организовал сборку аэропланов французских моделей. В 1912 году техническим директором «Первого Российского Товарищества Воздухоплавания С.С. Щетинин и К» стал Дмитрий Павлович Григорович. С его именем связано создание первых гидросамолетов («летающих лодок»). Гидросамолет М-5 конструкции Д.П. Григоровича производился серийно и применялся для разведки и корректировки артиллерийского огня. Затем были созданы гидросамолеты-бомбардировщики и истребители.
Завод «Руссо-Балт» был эвакуирован из Риги в Петроград и к 1917 году выпустил сотни крылатых машин разных типов. Поначалу это были самолеты французских марок «Ньюпор», «Фарман». Но осваивались и собственные разработки – упомянутый выше «Илья Муромец», истребитель «РБВЗ», в 1917 году сконструировали новый самолет «Александр Невский», однако, запустить его в серию помешала революция.
Завод Владимира Александровича Лебедева (1879-1947), основанный незадолго до войны в Санкт-Петербурге, производил по французской лицензии «Вуазены», копировал и ремонтировал трофейные немецкие «Альбатросы». Строили на заводе Лебедева и опытные русские образцы – «Святогор», «Морской парасоль». В 1916 году на предприятии трудилось 867 рабочих. Получив крупные заказы Военного ведомства, Лебедев приступил к постройке новых заводов в Ярославле, Пензе, Таганроге. Владимир Александрович был выдающимся спортсменом и летчиком, в России он третьим после Михаила Ефимова и Николая Попова получил диплом пилота-авиатора. В гражданскую войну В.А. Лебедев был министром торговли и промышленности в правительстве А.И. Деникина, а после поражения Белого движения жил в эмиграции, погребен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Крупным поставщиком императорского военно-воздушного флота был одессит Артур Анатра, русский предприниматель с итальянскими корнями.
Сначала из его мастерских шли копии французских образцов – «Фарман», «Вуазен», «Моран». Затем появились собственные – «Анатра ВИ», «Анатра Д», которые вскоре стали преобладать над иностранными. В 1917 году завод Анатра производил 100 самолетов в месяц.
Да, мы в чем-то уступали врагу и странам Антанты технически, но это возмещалось искусством и храбростью русских летчиков. Героем Великой войны был не один лишь штабс-капитан Петр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, автор «мертвой петли», командир 11-го корпусного авиаотряда, совершивший в небе под Львовом первый в истории воздушный таран и в советский период всячески прославленный официальной пропагандой. На счету Павла Аргеева, Александра Северского, Михаила Сафонова, Василия Янченко, Михаила Смирнова, Бориса Сергиевского – сотни сбитых немецко-австрийских самолетов.
Капитан Евграф Крутень командовал 2-м отрядом истребителей на Западном фронте. Он был грозой немецких летчиков, недаром на фюзеляже его «Ньюпора» красовался профиль богатыря Ильи Муромца.
Штаб-ротмистр Александр Казаков лично и в групповом бою сбил 32 самолета неприятеля. В 1915 году он совершил второй, после Нестерова, таран и остался жив.
Вот данные о самых выдающихся русских асах периода Великой войны количестве сбитых ими вражеских самолетов: ротмистр А.А. Казаков — 17, капитан П.В. Аргеев — 15, капитан второго ранга А.Н. Северский — 13, поручик И.В. Смирнов — 12, лейтенант М.И. Сафонов — 11, капитан Б.В. Сергиевский — 11, прапорщик Е. М. Томсон — 11, штабс-капитан Е. Н. Крутень — 7, прапорщик Г. Е. Сук — 7, прапорщик И. А. Орлов — 6, прапорщик О. И. Тетер — 6, прапорщик В. И. Янченко — 6, подполковник И. М. Багровников — 5, лейтенант В. Г. Федоров — 5, прапорщик Кокорин — 5, прапорщик И. М. Махлапу — 5, прапорщик А. М. Пишванов — 5.
В начале войны боевые самолеты вели в основном воздушную разведку и корректировку огня, но все чаще летчики вступали в воздушные бои. Таран самолета противника, совершенный штабс-капитаном Нестеровым, открыл новую эпоху борьбы в воздухе. Наш земляк родился в Нижнем Новгороде в 1887 году, окончил Аракчеевский кадетский корпус и Гатчинскую воздухоплавательную школу. Перед войной стал начальником боевого авиаотряда, который в составе 11-го армейского корпуса 3-й армии принял участие в Галицийской битве августа 1914 года.
На счету лётчика — 28 боевых вылетов. Во время одного из них, в районе города Жолква под Львовом, и разгорелся бой с трехместным австрийским «альбатросом». Не имея тяжелого вооружения, Нестеров на легком самолете типа «моран» нагнал австрийцев и совершил таран. «Альбатрос» рухнул на землю, при этом погибли три вражеских летчика и нижегородский ас. Героя похоронили в Киеве, о его подвиге писала вся русская и союзническая пресса. Высочайшим приказом от 25 января 1915 года Петр Нестеров был удостоен высшей воинской награды — ордена Святого Георгия 4-й степени.
Судьба его друга и сослуживца Вячеслава Ткачёва, выходца с Кубани, была во многом схожей. Вместе до 1904 года они учились в Нижегородском кадетском корпусе, оба из военных училищ были выпущены в артиллерию. Позже, уже став авиаторами, бывшие кадеты совершали рекордные тысячеверстные перелеты, любили рисковать и вскоре оказались в одном 11-м авиаотряде Киевского военного округа.
К началу Великой войны подъесаул Ткачёв возглавил 20-й авиаотряд. Он первым из летчиков был удостоен ордена Святого Георгия. Высочайший приказ о награждении был подписан 24 ноября 1914 года. А с 4 по 7 июня 1915 года, несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, военлёт Ткачёв неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооруженным пулеметом, Вячеслав Матвеевич вступил с ним в поединок и заставил отступить.
Летом 1916 года Вячеслав Ткачёв, будучи уже начальником авиадивизиона, сбил австрийский аэроплан «Авиатик», захваченный затем вместе с экипажем. Карьера летчика двигалась стремительно: 3 сентября 1916 года — инспектор авиации Юго-Западного фронта, 11 января 1917-го из войскового старшины повышен до подполковника, 9 июня того же года — начальник всей авиации действующей армии. Октябрьского переворота герой не примет и возглавит военно-воздушные силы в Белых армиях.
Лавры героев стяжали и два других питомца Нижегородского кадетского корпуса — Сергей Бойно-Родзевич и Митрофан Рахмин. Выпусник Севастопольской летной школы штабс-капитан Бойно-Родзевич был командиром седьмой авиационной роты Юго-Западного фронта. В 1915 году он был награжден орденом Святого Георгия за то, что, как сказано в приказе, в бою 26 мая 1915 года под вражеским обстрелом с риском для жизни совершил воздушную разведку и добыл точные сведения о противнике, необходимые для удара и отброса противника за Днестр.
Его старший товарищ Митрофан Рахмин служил в эскадре воздушных кораблей «Илья Муромец № 16» — гордости российских ВВС. 25 сентября 1916 года тяжелый бомбардировщик после удачного бомбометания принял неравный бой с четырьмя германскими «фокерами» и «альбатросами». Пулеметным огнем «Муромец» срезал три атакующих немецких истребителя, но и сам был сбит. Экипаж из четырех русских пилотов, включая поручика Рахмина, пал смертью храбрых и был с почестями похоронен германцами. В 2009 г. в белорусском местечке Боруны, где произошел этот воздушный бой, героям Отечественной войны Мокшееву, Рахмину, Гаибову и Карпову воздвигнут памятник.
Среди авиаторов-нижегородцев, сражавшихся в Великую войну 1914 года, – подпоручик Алексей Бехли (погребен на городском Петропавловском кладбище), поручик и выпускник Дворянского института Всеволод Башкиров, выпускник Аракчеевского корпуса и кавалер ордена Святого Георгия Ярослав Окулич-Казарин. Во время тренировочного полета на Петроградском аэродроме 19 октября 1914 года погиб брат Петра Нестерова поручик Михаил Николаевич Нестеров.
Гражданская война поломала много геройских судеб. По-разному сложилась судьба отважных русских военлётов. Кто-то был мобилизован в Красную армию и воевал в ее рядах за мировую революцию и «пролетарское дело». Но большинство сохранили верность своим идеалам, встав в ряды Белого движения. Казаков сражался и погиб в Северной добровольческой армии, погребен близ Архангельска. Сергиевский командовал эскадрильей у Юденича. Выпускник Аракчеевского корпуса Вячеслав Ткачёв возглавлял боевую авиацию Русской армии П. Н. Врангеля, а Бойно-Родзевич — военно-воздушные силы армии А.В. Колчака. Их имена вписаны золотыми буквами в историю отечественной авиации.
С.А. Смирнов
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
Библиография и источники
- Василий Андреев. Русская авиация в Первой мировой войне. «Родина», 1993, № 8.
- Трунов К., Голышев М. Петр Нестеров. М.: Советская Россия, 1971.
- Вячеслав Кондратьев. Белый авиадарм генерал авиации Вячеслав Матвеевич Ткачев. Веб-сайт www.torwar.ru.
- Героям Первой мировой. Веб-сайт www.forum.globus.tut.by.
- ГКУ ЦАНО. Ф. 519. Оп. 477. Д. 504. Списки аркчеевцев-участников Великой войны.
- Гражданская война и Нижегородский край. Н. Новгород: Вертикаль XXI век, 2018.
|