Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2019 » Апрель » 22 » Забытые герои Великой войны: Михаил Китицын
    08:04
    Забытые герои Великой войны: Михаил Китицын

    11 октября 1916 г. русская подводная лодка «Тюлень» несла боевое дежурство у берегов Турции. Около 10 часов вечера на горизонте был замечен турецкий пароход. «Тюлень» тут же привёл в боевую готовность свои орудия и двинулся на перехват неприятельского судна.

    В ночной темноте лодка атаковала пароход «Родосто». Завязалась артиллерийская дуэль. Впотьмах турки приняли «Тюленя» за эсминец и, неверно скорректировав прицелы, не смогли поразить лодку ни одного раза. Огонь русских, напротив, отличался большой точностью. В течение 50 минут с лодки было выпущено 46 снарядов, около 30 из которых попали в цель. После этого часть команды парохода сбежала на шлюпке, но другая упорно продолжала сопротивляться, несмотря на охвативший судно пожар. Тогда, не дожидаясь окончания боезапаса, «Тюлень» вплотную подошёл к «Родосто» и с дистанции 3 кабельтовых выпустил еще 6 снарядов по цели. На лодке остался последний снаряд… и в этот момент турки наконец-то сдались. Потушенный, но ещё дымящийся, сильно поврежденный пароход «Тюлень» привёл к родным берегам.

    Геройской подводной лодкой командовал старший лейтенант Михаил Александрович Китицын - один из самых результативных подводников Русского Императорского флота, одержавший в морских сражениях 36 побед и потопивший суда противника общим водоизмещением 8973 брутто-регистровых тонны.

    Он родился 17 сентября 1885 г. в Чернигове, в дворянской семье. Окончил Морской кадетский корпус и вскоре после Цусимского сражения был отправлен на Дальний Восток. В боевых действиях молодому офицеру принять участие не довелось. Он служил на кораблях Амурской речной флотилии, а затем на транспорте «Тунгуз».

    1 ноября 1908 г. Михаил Александрович был зачислен в число слушателей Учебного отряда подводного плавания, по окончании которого, 1 сентября 1909 г. получил чин лейтенанта, был переведен на Черноморский флот, где с 15 сентября 1909 г. по 1 декабря 1912 г. проходил службу в должности командира подводной лодки «Судак», а позже – канонерской лодки «Уралец».

    В 1913 г. Китицын поступил в Николаевскую академию Генштаба, но не окончил её из-за начавшейся войны. Первое время Михаил Александрович служил на сухопутном фронте. Он участвовал в обороне Ивангородской крепости, а после вернулся на Черноморский флот. Здесь Китицын был назначен старшим флаг-офицером начальника штаба Бригады подводных лодок, а затем в чине старшего лейтенанта вступил в командование одной из новейших русских подводных лодок «Тюлень», спущенной на воду 19 октября 1913 г.

    Главной задачей черноморских подводников было пресечение путей доставки энергоресурсов в Константинополь. Таким образом, целью подлодок становились любые торговые и транспортные суда противника.

    В 1915 г. «Тюлень» захватил и потопил 5 парусников, а в 1916 г. от его действий пострадали 21 парусник и три парохода неприятеля. Одной из легендарных операций подлодки стала разведка в бухте Варны в июле 1916 г. Тогда «Тюлень» провел в подводном положении 17 часов, что являлось рекордом для лодок этого типа.

    В начале сентября 1917 г. Китицын сдал лодку новому командиру, а сам получил назначение на должность начальника Отдельных гардемаринских курсов и уехал в Петроград, где в октябре того же года был повышен в звании до капитана 1-го ранга и вместе со своими гардемаринами убыл на Дальний Восток для практических занятий. По прибытии во Владивосток Михаил Александрович был назначен командиром вновь созданного Учебного отряда Сибирской флотилии в составе крейсера «Орел» и миноносцев «Бойкий» и «Грозный».

    Когда большевики захватили власть, Китицын вместе со своими гардемаринами на крейсере «Орёл» совершал учебное плавание. В порту Нагасаки между революционными и контрреволюционными членами экипажа возник конфликт. В нарушение приказа новой власти вернуться во Владивосток Китицын увёл «Орла» в Гонконг, где высадил 20 большевиствующих бунтовщиков, а сам вместе с остальным экипажем перешёл в подчинение белому командованию.

    Вскоре приказом вновь назначенного командующего Учебным отрядом Китицын был списан с «Орла» и оставлен в Японии. Однако, такая явная неблагодарность и несправедливость не повлияла на решимость Михаила Александровича до конца служить своему Отечеству. Он вернулся во Владивосток и по собственной инициативе на базе открытого Морского училища создал Морскую роту из бывших гардемаринов и новых кадетов, для участия в Белом движении. Этот отряд принял участие в неудачном десанте в районе села Владимиро-Александровское. Во время этой высадки были смертельно ранены заместитель и ординарец Китицына, а сам он едва избежал гибели.

    В 1920 г. Морское училище было эвакуировано на вспомогательном крейсере «Орел» и посыльном судне «Якут». В Порт-Саиде оба судна были надолго задержаны английским командиром порта. Когда на них стали заканчиваться запасы продовольствия и угля, Китицын заявил англичанам, что если в течение 36 часов на корабли не будут переданы вода, провизия, уголь и не будет разрешения на выход в море, то он выведет их в Суэц и затопит поперек канала. Через 2 часа англичане предоставили все необходимое для дальнейшего плавания.

    Из Владивостока Китицын со своими гардемаринами прибыл в Севастополь. Белый Крым доживал последние дни – через две недели Врангель издал приказ об эвакуации. И в этой последней операции Михаил Александрович принял самое деятельное участие.

    В 1921-22 гг. Китицын служил командиром строевой части Морского корпуса в Бизерте, где не успевшие закончить свое образование гардемарины продолжали обучение. Отдав этот последний долг, прославленный моряк оставил службу, уехал в США, где женился на американке и прожил всю оставшуюся жизнь. Первое время он работал таксистом в Нью-Йорке, затем, получив американское гражданство, поступил инженером на муниципальную службу, строил нью-йоркскую подземку, в том числе туннель под Гудзоном.

    В годы Второй мировой войны легендарный командир «Тюленя» служил в американских ВМС, работал топографом на строительстве военно-морской базы в Вирджинии. После окончания войны в Нью-Йорк Михаил Александрович не вернулся, оставшись работать топографом на строительстве дамбы оросительной системы, а позже вновь работал инженером в штатах Айдахо и Вашингтон.

    Китицын был основателем и первым председателем Общества офицеров Русского Императорского флота в США. Выйдя на пенсию, он переехал во Флориду и написал книгу воспоминаний «На подводной лодке «Тюлень». Скончался Михаил Александрович в возрасте 76 лет 22 августа 1960 г.

    Е. Федорова

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: - Разное | Просмотров: 836 | Добавил: Elena17 | Теги: россия без большевизма, русское воинство, забытые герои великой войны, сыны отечества, Первая мировая война
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru