Человек, о котором мы хотим поведать – яркий пример мужества и героизма. Он пожертвовал собою ради того, чтобы вывести из окружения армию в гражданскую войну. Известен ли вам этот человек? Если нет, то давайте же разберёмся в его биографии, в его подвигах и сделаем соответствующие выводы для себя. А если да, то вам будет полезно ещё раз познакомиться с его трагичной, но достойной такого человека, как он, судьбой. Но всё по порядку.
Родился Владимир 16 Апреля (По старому стилю 28 Апреля), в семье потомственного дворянина Ковенской губернии Оскара Павловича Каппеля и Елены Петровны Постольской. Отец получил солдатский георгиевский крест 4-й степени за храбрость проявленную при взятии крепости Джизак, произведён в прапорщики пехоты и удостоен ордена Святой Анны 4-й степени, а также ордена святого Станислава 3-й степени. В 1881 году стал жандармом особого корпуса.
Елена же была дочерью генерал-лейтенанта. Гражданскую войну и время сталинских репрессий его мать пережила заменив одну букву в своей фамилии и став Е.П. Коппель. Я уверен, что это вызвало бы радость, доживи он, Владимира Каппель.
Начальное образование завершил Каппель в 1894-м году, обучался во втором кадетском корпусе в Петербурге, затем в Николаевском кавалерийском училище. Уже в 1903-м году окончил училище по первому разряду и выпущен корнетом в 54-й Новомиргородский драгунский полк. В 1913 году окончил Императорскую Николаевскую военную академию. В академии получил высокую оценку за доклад «Служба автомобиля в армии. Главнейшие основания организации автомобильных войск».
Кто-то может сказать, что биография людей скучная. Казалось бы: зачем нам знать родителей? А место и отличия их учёбы? Но я вам отвечу, что недостаточно знать подвиг. Память о подвигах важна до тех пор, пока помнятся их деятели. А без деятелей… Представим такой диалог:
-Расскажите почему Россия – страна с великим прошлым и неплохим настоящим.
-Ну… У нас было много великих людей…
-А что они сделали?
-Ну… Один открыл первый университет в России…
-А кто это?
-Ну… Я запамятовал… А, Ломоносов!
-А что его сподвигло?
-Да как-то не задумывался…
И ведь такие диалоги есть. Люди не знают истории страны, тем самым показывая своё неуважение к отечеству. Однако потом встают вопросы «почему же молодёжь портит памятники?» но для них это не памятники. Это какая-то глыба с высеченным лицом. Они даже не знают кто он. Тем более с нашим тяжёлым бременем настоящих патриотов халтурить нельзя. Но это было небольшое лирическое отступление.
Шёл 1906-й год. Владимир был произведён в поручики. Привлекался для борьбы с боевой организацией «лбовцев».
В аттестации поручика В. О. Каппеля за 1908 год, в частности, говорилось:
В служебном отношении обер-офицер этот очень хорошо подготовлен, занимал должность полкового адъютанта с большим усердием, энергией и прекрасным знанием. Нравственности очень хорошей, отличный семьянин. Любим товарищами, пользуется среди них авторитетом. Развит и очень способен. В тактическом отношении, как строевой офицер, очень хорошо подготовлен… Имеет большую способность вселять в людей дух энергии и охоту к службе. Обладает вполне хорошим здоровьем, все трудности походной жизни переносить может.
Уже в 1914 году занимал должность ротмистра и был прикомандирован к Николаевской офицерской кавалерийской школе с целью «изучения технической стороны кавалерийского дела».
И вот, наступает первая мировая война…
Каппель сменил много частей за всю войну. Ему удалось побывать и в казачей дивизии. Совместно с Брусиловым и другими офицерами разрабатывал операцию, что войдёт в историю, как Луцкий прорыв – одна из самых успешных операций за всю войну.
Если подвести итоги, то можно увидеть, что к концу войны он занимал должность подполковника и был награждён орденом Святой Анны 3-й степени (08.05.1913 — за успешное окончание Николаевской академии Генерального штаба), мечи и бант к нему (25.04.1915); орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (01.03.1915); орденом Святой Анны 2-й степени с мечами (07.06.1915); орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами (07.06.1915); орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (27.01.1916).
Февральская революция плохо сказалась на Каппеле. В частности на его моральном настрое. Каппель понимал: Нужно действовать, но в этой ситуации он мало что мог сделать. Он знал, что ещё пригодится родине. Однако позже попал в список контрреволюционеров и снят с должности. Уже 2 октября 1917 года В. О. Каппель оставил службу и убыл в разрешённый ему по болезни отпуск в Пермь к своей семье. На фронт мировой войны он уже больше не вернулся.
Вот мы и подбираемся к гражданской войне. 1918-й год. Самара была взята войсками Чехословацкого корпуса. Они были недовольны решением советского правительства разоружить и интернировать их. Численность первых добровольческих частей — пара рот пехоты, эскадрон кавалерии и конная батарея о двух орудиях — была ничтожна в сравнении с начинавшими нависать со всех сторон силами красных. Поэтому желающих командовать первыми самарскими добровольцами среди офицеров было немного — все считали дело заранее обречённым на провал. Вызвался только один подполковник Каппель.
Вскоре, весть о потрясающем стратеге разлетелась по всей Волге, Уралу и Сибири. Каппель добивался победы не числом, а умением. Главной своей целью он ставил борьбу с большевизмом. И пока была возможность он не упускал её.
Время летело. Каппель, командуя некоторыми ударными частями корниловцев и добровольцами в количестве 350 человек берёт Сызрань. 12 Июня отряд уже перебрасывали к Ставрополю для его взятия. Красные пали под натиском непревзойдённого стратега белых. Однако, спустя месяц, Сызрань оказывается снова занята красными. Каппель даёт ещё один бой 10 Июля, затем, после тяжёлого для красных боя, оттесняет их к Симбирску, тем самым обезопасив Самару. Пензенской Пехотной Дивизии РККА уже не существовало.
Большевистский штаб отдельным приказом назначил денежные премии: за голову Каппеля — 50 000 рублей, а также за командиров частей
«…Я очень недоволен, — большевики нас дёшево оценили… Ну, да скоро им придётся увеличить назначенную за нас цену…» - сказал, читая приказ и смеясь, Каппель.
21 Июля Симбирск был взят. Опять же, Каппелем. Совершив 150-километровый маршбросок, ударный сводный русско-чешский отряд (2 батальона пехоты, конный эскадрон, казачья сотня, 3 батареи), наголову разбивает превосходящие силы противника. 24 августа 1918 года за победу под Симбирском приказом Комуча № 254 В. О. Каппель был произведён в полковники.
Его подвигам нет числа. Он брал Казань, дошёл до Уфы, затем в Великом ледяном походе, он столкнулся с предательсвтом: его генерал был в сговоре с красными и город в считанные часы оказался в полном окружении. Тяжёлыми боями, Каппелевцы смогли прорвать окружение.
В один момент Каппель получил обморожение. Ему дали место в чешском санитарном поезде, но тот отказался. Это его и погубило.
26 января 1920 года, на разъезде Утай, около станции Тулун близ города Нижнеудинска, Владимир Оскарович Каппель умер от двустороннего воспаления лёгких.
Последними словами генерала были: «Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил их и своею смертью среди них доказал это».
Полковник В. О. Вырыпаев, сопровождавший Каппеля в Ледяном походе, вспоминал:
20 или 21 января 1920 года, чувствуя, что силы его оставляют, Каппель отдал приказ о назначении генерала Войцеховского главнокомандующим армиями Восточного фронта. В последующие два-три дня больной генерал сильно ослабел. Всю ночь 25 января он не приходил в сознание.
На следующую ночь наша остановка была в доме железнодорожного смотрителя. Генерал Каппель, не приходя в сознание, бредил армиями, беспокоясь за фланги, и, тяжело дыша, сказал после небольшой паузы: «Как я попался! Конец!»
Не дождавшись рассвета, я вышел из дома смотрителя к ближайшему стоявшему эшелону, в котором шла на восток вместе с чешскими войсками румынская батарея имени Марашети. Я нашел батарейного врача К. Данец, который охотно согласился осмотреть больного и захватил нужные принадлежности. Быстро осмотрев больного генерала, он сказал: «Мы имеем один патрон в пулемёте против наступающего батальона пехоты. Что мы можем сделать?» И тут же тихо добавил: «Он умрёт через несколько часов».
У генерала Каппеля было, по определению доктора К. Данца, двухстороннее крупозное воспаление лёгких. Одного лёгкого уже не было, а от другого оставалась небольшая часть. Больной был перенесён в батарейный лазарет-теплушку, где он через шесть часов, не приходя в сознание, умер.
Было 11 часов 50 минут 26 января 1920 года, когда эшелон румынской батареи подходил к разъезду Утаи, в 17 верстах от станции Тулуна в районе города Иркутска.
Кто знает – не умри Каппель, может быть белые бы и выиграли войну. Мы этого никогда не узнаем. Но хоть Каппель и умер, он останется жить в наших сердцах. Сердцах настоящих пламенных патриотов. Он разделял с солдатами все тяготы. Даже будучи генералом не расставался он с винтовкой. Красные отобрали у нас столько замечательных людей. Через год война закончится и Россия не скоро встанет из развалин. Офицеры отправятся в эмиграцию, а слова «русский» и «нация» выпадут из словаря на десятки лет. Хорошо, что Каппель не видел этого. Но увидь он нас, сто лет спустя продолжающих борьбу за свою историю, страну и исторически правильную Россию, он бы точно был рад. Рад, как и все белоармейцы. Рад, что умер за свободную Россию…
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/ |