20 ноября 1914 г. в бою возле Пабьянице русские броневики под командованием штабс-капитана Павла Васильевича Гурдова успешно «гасили» огонь из вражеских окопов пулемётными очередями. Ночью им была поставлена новая задача: прикрыть фланг 68-го пехотного полка 19-го армейского корпуса, который пытались обойти немцы. Машины подоспели вовремя: пехота уже откатывалась назад под натиском противника, а немцы вплотную приблизились к Ласскому шоссе. Видя, что положение складывается критическое, Гурдов врезался на своем броневике в наступавшие цепи противника и открыл огонь из четырех пулеметов. Немцы залегли и открыли ответный огонь. Павел Васильевич и другие члены экипажа броневика получили ранения. Сами машины и большая часть пулемётов к утру были выведены из строя. Но отстреливаясь из двух оставшихся, Гурдов и раненые пулемётчики сумели руками откатить оба броневика до русских позиций. За этот подвиг отважный офицер получил орден Св. Георгия 4-й ст.
Павел Васильевич родился 17 октября 1882 г. в Баку в семье отставного капитана 1-го ранга. Окончил Бакинскую классическую гимназию, реальное училище и Николаевское инженерное училище. В чине подпоручика был определен на службу в Свеаборгскую крепостную минную роту.
В 1906 г. Гурдов был зачислен в состав офицерской электротехнической школы, в которой способных к технике офицеров знакомили с открытиями и изобретениями по электротехнике, минному, подрывному и телеграфному делу. Окончив школу с отличным результатом, Павел Васильевич остался в ней преподавать. Однако, жажда знаний вскоре вновь превратили учителя в ученика. В 1912 г. Гурдов поступил на курсы подводного плавания. По окончании оных он вернулся к преподавательской работе не только в электротехнической школе, но и в родном Николаевском инженерном училище.
Круг интересов Павла Васильевича был весьма широк. Он прекрасно играл на виолончели и писал стихи. Но главной его страстью были автомобили. Эта страсть в итоге и сделала из офицера подводного плавания командира бронеавтомобилей.
В 1914 г., оставив преподавательскую деятельность, Гурдов вместе с полковником А.Н. Добржанским занялся изготовлением первых бронеавтомобилей. Уже к октябрю 1914 г. они ввели в строй восемь боевых машин. Затем Павел Васильевич добровольцем отправился на фронт, став командиром взвода 1-й Автомобильной пулеметной роты. Уже 11 ноября 4-й взвод и его командир приняли боевое крещение.
В январе 1915 г. взвод штабс-капитана Гурдова был направлен в распоряжение 1-го Сибирского армейского корпуса. 12 февраля Павел Васильевич вновь поспешил на помощь пехоте, штурмовавшей деревню Добржанково и гибнущей под истребительным огнём противника. «Телеграф принес уже весть о беззаветно дерзком налете шт.-капитана Гурдова на германскую батарею у деревни Добржанково под Праснышем, - писала газета «Утро России». - Что-то титаническое, какая-то безумная удаль и полное презрение к смерти кроются в этом подвиге. Наши должны были пойти в атаку. Но лишь тронутся, как проклятая батарея своим метким огнем заставляет повернуть обратно и прятаться в окопы. Это была преграда, которую нужно было устранить во что бы то ни стало. Иначе нельзя было двинуться вперед, не рискуя понести огромные потери. Нужно было обнаружить местонахождение батареи, а если можно, то и заставить ее замолчать. Кому поручить столь рискованное дело, кто сможет выполнить его? Кто же, как не безумно отважный, быстро находящийся при самых невозможных обстоятельствах штабс-капитан Гурдов, уже прославившийся в ночном бою под Пабияницами, где он с отрядом нескольких бронированных автомобилей врезался в самую гущу неприятельских войск и искрошил около четырех немецких полков.
Выехали автомобили. В переднем находился Гурдов, во втором ‒ поручик князь Вачнадзе. С потушенными огнями тронулись автомобили и сразу же дали полный ход. Взглядами, полными пожеланий успеха, и со словами тихой молитвы на устах провожали товарищи силуэты удаляющихся вперед автомобилей.
‒ Счастливо вернуться! ‒ как бы про себя говорили солдаты.
Всех их охватило какое-то напряженное состояние.
Вдруг привычно ухо солдат различило характерную пачечную стрельбу, раздавшуюся из немецких окопов. Ясно было, что немцы заметили наших удальцов.
Автомобили, между тем, не обращая внимания на страшный огонь, продолжали нестись. Пули простые и разрывные попадали в машины и пробивали броню. Но ничто не могло остановить храбрецов. Вот они уже за несколькими линиями немецких окопов. Наконец, подъехали к германской батарее и на расстоянии 20 шагов открыли страшный огонь.
Прошло несколько мгновений, и вся батарейная прислуга была перебита, а орудия приведены в негодность. Между тем пруссаки из окопов и из других орудий продолжали жестокий обстрел автомобилей и прямо-таки изрешетили их пулями. Штабс-капитан Гурдов был уже ранен несколькими пулями, но не терял присутствия духа. А в это время наши войска, не сдерживаемые огнем замолчавшей батареи, пошли в атаку и один за другим взяли ряд немецких окопов. Герой же этого, можно сказать, легендарного дела, штабс-капитан Гурдов купил его ценой своей жизни. Немецкий снаряд попал в автомобиль, в котором он находился, и под вдавленной сталью машины перестало биться сердце героя. Поручик Вачнадзе, находившийся во втором автомобиле, был тяжело ранен. Однако, последствия этого беспримерного дела грандиозны: оно явилось ключом к нашей праснышской победе».
Русский герой, высококлассный инженер, человек разнообразных талантов, посмертно произведённый в звание капитана Павел Васильевич Гурдов был погребён на кладбище Александро-Невской Лавры.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |