Представляем вниманию читателей рубрику «Наша смена», в которой публикуются материалы наших молодых единомышленников, дебютантов. Автор следующего материала, Егор Милюхин – лауреат конкурса им. Ивана Савина 2018 г. Род. в 2004 г. Проживает в Хабаровском крае.
11 Мая 1939 года. Сотрудники НКВД ведут на расстрел одного человека. Человека, что казалось должен был умереть так давно, но дожил до этого момента, скончавшись незадолго до начала самой кровопролитной войны, за два года до начала глобального истребления русского народа, который он так любил и защищал. Хотя, коммунисты уже и сами к этому времени неплохо поработали над истреблением своего же народа. Но кто же он? Где началась его непростая жизнь? Как он стоял плечом к плечу с другими генералами белого движения вначале, и как стоял плечом к плечу уже с "врагами народа" под прицелом винтовок служащих НКВД, в душе понимая, что безсилен даже закричать о несправедливости...
Всё началось в конце сентября 1867 года, в Динабурге, Витебской губернии. Сам Евгений Карлович происходил из дворянского рода с немецкими корнями. О своём воспитании он вспоминал так:
"В доме моих родителей с детских лет я был воспитан как верующий христианин, в правилах уважения к человеческой личности — безразлично, был ли человек в социальном отношении выше или ниже; чувство справедливости во взаимоотношениях с людьми, явное понимание различия между добром и злом, искренностью и обманом, правдой и ложью, человеколюбием и звериной жестокостью — вот те основы, которые внушались мне с детства."
Образование получал наш герой в Николаевском кадетском конкурсе, затем и в Николаевском Кавалерийском училище. Уже в 1886 году выпущен был корнетом в Лейб-Гвардии Государский Его Величества Полк.
Учиться он не перестал и в 1892 году окончил и Николаевскую академию генерального штаба. Довольно быстро был отправлен запас, затем бывал агентом в Гааге, Брюсселе, Италии и многих других странах.
Самое-самое начало двадцатого века запомнилось Евгению Карловичу присвоением чина полковника. Вскоре, в его ведении находились все русские военные атташе в странах Европы. С 6 декабря 1909 года — генерал-майор.
Встретил Евгений Карлович Первую Мировую в положении командующего Московским военным округом, на базе управления которого и было сформировано командование штаба 5-й армии, которому он приходился начальником. Итого мы имеем то, что в 47 лет он командовал одним из самых ключевых штабов и направлений.
Война только началась, но наш герой уже принимал участие в Галицийской битве, отражении наступления немцев на Варшаву и Лодзинской операции, за что, в 1915 году, получил звание генерал-лейтенанта. Позже его перебросили во вновь сформировавшийся штаб 12-й армии западного фронта, ещё спустя время, в Мае 1915, управление армии переброшено на Риго-Шавельское направление. Однако в конце концов, уже в Июле он был снова на своей прежней должности начальника штаба 5-й армии.
Война уже шла не один год, Миллер был переброшен на Румынский Фронт, где в январе 1917 частями корпуса под его командованием было проведено наступление, увенчавшееся полным успехом — занятием укреплённой позиции в Карпатах, взятием большого числа пленных, пушек и пулемётов.
Вот и произошла Февральская революция, после которой, как мы все знаем, армия пришла в упадок и война долго не продлилась, закономерно исключив Россию из будущих стран-победителей. Война продолжалась, офицеры негодовали. Фронт либо не двигался, либо двигался, но в сторону столицы России. В этой обстановке, Евгений Карлович просто не может видеть красные банты на своих подчинённых. Предательски-красные, окрашенные кровью тех людей, что не одели их. Он не потерпел такого отношения к отечеству. Но любовь к отечеству бывает разной. Истинной была она лишь у белых офицеров. Генерал-Лейтенант одного из самых важных направлений, заслуженный герой этой войны, был избит и арестован солдатами за приказ чинам корпуса снять красные банты. При аресте ранен, затем под конвоем отправлен в Петроград. После произведённого расследования, не обнаружившего состава преступления, был отчислен в запас.
Я рад бы вам что-то сказать по этому поводу, но вы и сами всё понимаете. Осмыслите это. Войдите в положение этого генерала, что был избит собственными солдатами. Предателями назван предателем.
Февральские революционеры быстро усмирили свой пыл, дав волю большим зверям– большевикам.
Он отказался поддерживать какие бы то ни было отношения с новым красным порядком, за что был заочно предан суду революционного трибунала. После заключения большевиками Брест-Литовского мира, Миллер покинул Россию. Занимался в Париже вопросами расформирования и переброски в Россию частей русских бригад во Франции и Македонии.
Затем в ноябре 1918 года Миллер получил телеграмму непосредственно от антибольшевистского правительства Северной области с приглашением занять пост генерал-губернатора Северной области. Отказа бы он себе не простил.
По прибытии в Архангельск всё было так, как ему и обещали. Одновременно с постом Губернатора, он занял и пост главнокомандующего Северным фронтом.
В сентябре 1919 года одновременно принял пост Главного начальника Северного края, возглавив 20-тысячную армию.
Опирался на поддержку незначительного британского военного контингента, который вёл боевые действия против частей Красной армии, но осенью 1919 года правительство Ллойд-Джорджа отказалось поддерживать силы, ведущие борьбу с большевиками. Одновременно прекратилась поставки боеприпасов и вооружения из Великобритании, что поставило армию Миллера в критическое положение, поскольку на контролируемой ею территории не было никаких военных заводов, и брать оружие было неоткуда. 19 октября 1919 года Колчак упразднил временное правительство Северной области и назначил Е. К. Миллера начальником края со всеми полномочиями.
Тем не менее, после ухода англичан Миллер продолжил борьбу против большевиков, но уже 19 февраля 1920 года был вынужден эмигрировать. Вместе с генералом Миллером Россию покинули более 800 военнослужащих и гражданских беженцев, размещённых на ледокольном пароходе «Козьма Минин» и яхте «Ярославна». Несмотря на препятствия в виде ледовых полей и пущенного вдогонку красными ледокола «Канада», белым морякам удалось довести свой отряд до порта Тромсё в Норвегии, куда они прибыли 26 февраля 1920 года.
В эмиграции занимал пост начальника РОВС (Русский Обще-Воинский Союз).
В своей статье «Почему мы непримиримы» изложил мотивы своего решительного и бескомпромиссного неприятия большевистской власти:
"Православная вера, родина, семья — вот те три устоя, на которых русский народ строил свою жизнь, своё государство. И им советская власть, олицетворенная коммунистами, объявила беспощадную войну. В моей душе сейчас живут три чувства — безграничная ненависть к большевикам, правящим Россией, надежда, что мне придется участвовать в свержении их власти и вера в грядущее возрождение России."
Дорогие читатели, запомните эти слова, и ещё раз убедитесь, что мы– как они. Верим и делаем всё возможное. Но благо сейчас нам не угрожают ни Чекисты, ни НКВД. Но, боюсь, что тогда им было труднее, чем нам.
Несмотря на непоколебимую веру Евгения Карловича Миллера в то, что Россия возродится исторически и, возможно, сам он лично примет в этом участие, 22 сентября 1937 года он был похищен и вывезен агентами НКВД из Парижа в Москву. Целью операции было продвижение на пост председателя РОВС агента НКВД генерала Н. В. Скоблина, который принял активное участие в организации похищения, заманив Миллера на встречу с сотрудниками НКВД, действовавшими под видом немецких дипломатов. Помощь в похищении генерала Е. К. Миллера оказал агент НКВД С. Н. Третьяков. Отправляясь на встречу и чувствуя опасность, Миллер оставил записку сотрудникам с указанием, к кому он отправился вместе со Скоблиным:
"У меня сегодня в 12.30 часов дня свидание с генералом Скоблиным на углу улиц Жасмэн и Раффэ. Он должен отвезти меня на свидание с германским офицером, военным атташе при лимитрофных государствах, Штроманом и с Вернером, прикомандированным к здешнему германскому посольству. Оба хорошо говорят по-русски. Свидание устраивается по инициативе Скоблина. Возможно, это ловушка, а потому на всякий случай оставляю эту записку.
— 22 сентября 1937 г. генерал-лейтенант Миллер."
Таким образом, планы НКВД по продвижению своего агента на пост главы крупнейшей эмигрантской военной организации оказались сорваны, а сам Скоблин был вынужден бежать.
Редактор эмигрантского издания «Часовой» В. В. Орехов так писал о Миллере:
"Свою честность, безупречную и жертвенную, он сохранил до последнего дня своей жизни. Ясно, что предатель просил Евгения Карловича дать слово о сохранении «свидания» в секрете, негодяй знал, что слово генерала Миллера свято. И оказался прав. Генерал Миллер своё последнее честное слово сдержал, но какой ценой!.. Но он оказал и последнюю великую услугу нашему общему делу. По воле Божьей, по чудесному наитию он оставил записку «на случай»… Эта записка открыла убийцу, который без этого, вероятно, добил бы Обще-Воинский Союз в ближайшее же время страшнейшей провокацией."
Миллер был доставлен в СССР на теплоходе «Мария Ульянова» и заключён в тюрьму НКВД на Лубянке, где содержался под именем Петра Васильевича Иванова. На допросах не сообщил никакой информации, способной причинить вред деятельности РОВС. 30 марта 1938генерал обратился к наркому внутренних дел Н. И. Ежову с просьбой разрешить ему инкогнито посетить православный храм, пояснив, что он вряд ли при этом будет узнан: «Я могу перевязать лицо повязкой, да и вообще мой современный облик штатского старика мало напоминает моложавого 47-летнего генерала, каким я уехал из Москвы в 1914 году». Ответа на эту просьбу не последовало, и 16 апреля Миллер обратился к Ежову с новым письмом, в котором просил передать ему Евангелие и «Историю церкви» (или «Жития святых»), а также разрешить пользоваться бумагой и пером. Реакции властей на эти просьбы также не последовало.
Был приговорён Военной коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания и расстрелян во внутренней тюрьме НКВД 11 мая 1939 года.
Вы замечали, что у многих белых высших офицеров одна и та же история?
Кадеты, Первая Мировая, предательский Февраль, борьба с красной смертью, эмиграция вдали от дома, похищение и расстрел. Евгений Карлович был очень набожным человеком, но и в последние минуты его жизни ему не дали ни пера, ни Евангелия. Когда-то ему действительно нужна была церковь, иконы, крест, библия. Но сидя в камере он может и понял, что бог стал близок к нему и без свечей и церквей, как и ко всем тем, кто защищал отечество, а не поддался бредням красных, размахивая красными тряпками с серпами, словно живой мертвец.
Вы скажете "Почему же Бог не помог ему избежать расстрела?"
Но помните:
"Земная смерть– не конец". Они стали другими, они в другом мире. И они ведут бесконечную борьбу. Как и мы. Всех белых генералов забрал господь, всех, кто не поддался дьявольскому искушению красных. И они сейчас как и мы ведут неравный бой. Кто знает– когда господь призовёт новых героев для борьбы уже на небесах. Но мы должны быть готовы. Не с винтовкой и штыком, эти два брата натворили столько смертей, что никому они теперь не нужны. Мы должны уметь защитить свою точку зрения в любом споре, ведь неумение ответить собеседнику– сомнение, а сомнение... Впрочем, Суворов говорил так:"Напуганный солдат наполовину побит"
Вот и думайте, кем вам хочется быть:
Наполовину побитым солдатом, или бравым защитником своего отечества? Судьба страны в ваших руках.
Егор Милюхин
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |