В советские времена любой ребёнок знал имена пионеров-героев, чьи подвиги служили примером подрастающему поколению. В годы Второй Отечественной войны детские журналы пестрели фотографиями юных героев, отправившихся на фронт защищать Родину. 1917 г. стёр их имена, словно ластиком, и на примерах их доблести уже не суждено было воспитываться новым поколениям.
Сегодня, листая подшивки старых газеты и брошюры времён Великой войны, мы видим удивительные лица 11-15-летних мальчишек, чьи шинели и гимнастёрки украшены Георгиевскими крестами и медалями.
Художник Василий Зверев запечатлел портрет одного из таких героев – добровольца 98-го пехотного Юрьевского полка Алексея Дьячкова, дважды георгиевского кавалера.
А, вот, смотрит на нас с фотографии георгиевский кавалер Владимир Владимиров 11-ти лет. Маленький казачонок отправился на войну со своим отцом, хорунжим казачьего полка. После его гибели был взят в команду разведчиков. Мальчик был участником многих разведывательных операций. Во время одной из них он попал в плен, но сумел бежать, добыв при этом ценные сведения.
Ещё один казак – уроженец Усть-Медведицкой станицы 15-летний Иван Казаков. В бою с немцами он отбил пулемет, позже спас жизнь своему командиру прапорщику Юницкому, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. В одной из вылазок обнаружил батарею противника, которая затем была захвачена русским отрядом. Иван был награждён тремя Георгиевскими крестами и тремя Георгиевскими медалями, произведён в унтер-офицеры.
12-летний Василий Наумов через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. Юный герой стал разведчиком, был награждён двумя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью и произведён в унтер-офицеры, получил два ранения.
12-летний харьковчанин Андрей Мироненко сразу же после объявления войны бежал из дома и с большим трудом добрался до одного из русских полков первой линии. Командир полка не стал остужать патриотический пыл мальчика. Солдаты сшили ему военную форму, обучили его владеть револьвером и ножом. Как писали газеты, «Мироненко во время боя набирал полные карманы патронов и доставлял на линии, раненным делал перевязки и многих оттаскивал с опасных мест, а затем сообщал о них санитарам». Однажды Андрей заблудился и случайно попал на неприятельскую артиллерийскую позицию. Австрийцы ужинали и не заметили мальчика. Незаметно прокравшись мимо часового, Мироненко добрался до пушек и отвинтил замки у двух из них, тем самым выведя вражеские орудия из строя. Затем, захватив с собой свинченные замки, юный герой бегом пустился обратно, найдя к утру свою часть после нескольких часов блуждания. За этот подвиг командир полка лично наградил Андрея солдатским «Георгием».
Тринадцатилетний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях - вынес из гущи боя раненого командира полка. За боевые заслуги был награждён тремя Георгиевскими крестами.
14-летний доброволец из Москвы и воспитанник Строгановского училища Владимир Соколов, раненый в ногу, награжден Георгиевским крестом 4-й ст. и произведен в унтер-офицеры – «за захват неприятельского пулемета во время атаки на австро-германском фронте».
Николай Смирнов в свои 13 лет имел Георгиевский крест и две Георгиевские медали. В 1915 г. он совершил побег из германского плена, а в последующих боях сам пленил немецкого офицера.
13-летний уроженец Николаева Павел Смоляной был разведчиком Модлинского пехотного полка, бежал из плена, неоднократно выполнял опасные поручения командования. За свои подвиги удостоен Георгиевского креста.
Гимназист 4-го класса 2-й житомирской гимназии Николай Орлов доблестно сражался в Галиции. В сражении подо Львовом его рота наткнулась на хорошо замаскированное укрепление противника и оказалась под огнем австрийцев как с фронта, так и с фланга. Вынужденная принять тяжелый бой, рота отстреливалась в течение целого дня, пока не иссяк весь запас патронов. Не имея больше возможности обороняться, офицер обратился к солдатам с призывом выделить из своей среды добровольца, который рискнул бы под смертоносным пулеметным огнем австрийцев пробраться к своим за боеприпасами и подмогой. Для этого нужно было пробежать большую линию страшного ружейного и пулеметного огня. Доброволец Орлов бросился из канавы к передовым отрядам и тотчас стал мишенью врага, направившего на него весь свой огонь. Расстояние от пулеметов было не более 300 шагов, но ни одна вражеская пуля не коснулась героя. Через несколько минут он был уже около передовых цепей полка, который немедленно выслал боевые припасы, а также двинул свои роты на подкрепление изнемогавшим бойцам. К 8 часам вечера долина была в руках русских. За этот подвиг Николай Орлов был представлен к награждению Георгиевским крестом.
16-летний конный разведчик Василий Устинов за порчу неприятельских проволочных заграждений и уничтожение с тремя боевыми товарищами немецкого разъезда из 12-ти человек был награжден Георгиевскими крестом и медалью.
Из последнего класса московской гимназии в 1915 г. ушёл добровольцем на фронт Леонид Керцелли и уже через три месяца за мужество, проявленное в боях, был награждён тремя Георгиевскими крестами.
10-летний доброволец пулемётной команды 131-го пехотного Тираспольского полка Степан Кравченко получил два ранения, а за спасение пулемёта был награждён Георгием 4-й ст.
Гимназист из Коломны Александр Пробатов, поддерживая под обстрелом сообщение между соседними частями, был контужен и удостоен Георгиевского креста.
15-летний доброволец Ян Пщулковский за свои подвиги был награжден двумя Георгиевскими крестами и медалью.
14-летний Федор Фрикин, сын зажиточного казака станицы Петропавловской, отправился на фронт с благословения родителей. Мальчик пристал к одному из пехотных полков. Последнему была поставлена задача занять неприятельские окопы, находящиеся в 11 верстах от Перемышля. Прежде чем приступать к штурму австрийских позиций требовалось произвести разведку, на которую Федор вызвался «охотником».
Мальчик переоделся в платье местных крестьянских ребятишек, уселся на одолженную у крестьян деревенскую лошадь и отправился в сторону распоряжения неприятельского лагеря. Не доезжая небольшого расстояния до него, Фрикин разогнал лошадь и отважно помчался прямо на австрийские позиции. Доскакав до самых окопов, находчивый казачок грохнулся с лошади на землю и, вымазав слюной глаза и изображая нестерпимую боль, принялся громко реветь. Австрийцы выскочили из окопов и подбежали к «крестьянскому мальчику», которого нелёгкая занесла в гущу боевых действий. На все вопросы последний только плакал, и вражеским солдатам ничего не оставалось, как водрузить его на лошадь и отправить подальше от зоны боевых действий.
Между тем, юный разведчик уже успел рассмотреть окопы и, сидя на лошади, занес их в план на бумагу. План был представлен Фрикиным командиру полка. На другой день австрийские окопы были взяты русскими войсками. Федор же был представлен к Георгиевскому кресту.
Вскоре Фёдор присоединился к полку кубанских казаков и продолжил свою боевую службу среди земляков.
16-летний доброволец Алексей Беляков, оставшись последним на бронированном автомобиле, продолжил стрельбу из пулемета «до самого конца боя, нанося противнику в упор громадные потери». За этот подвиг был награжден Георгиевским крестом и произведен в ефрейторы.
12-летний Пётр Мельник был удостоен той же награды и произведён в унтер-офицеры за то, что во время атаки под вражеским огнём, первым перерезал проволочные заграждения перед окопами противника.
13-летний доброволец Константин Липатов получил Георгиевскую медаль, за то, что под огнём неприятеля соединил провода телефона и обеспечил связь.
Гимназист седьмого класса Виленской гимназии Александр Мазур обратился к командующему 1-й армией П.К. Ренненкампфу с просьбой о зачислении на военную службу. Командующий оставил мальчика при штабе. Талантливый гимназист внёс усовершенствование в работу искрового телеграфа. Юный изобретатель погиб, наблюдая за разминированием водокачки в Инстербурге.
Ф.Т. Зорин находился на фронте с начала войны, с 13-ти лет. За это время был четыре раза ранен, заслужил два Георгиевских креста и две медали. Летом 1917 г., когда фронт охватила эпидемия дезертирства юный герой записался в формируемый для того, чтобы устыдить бегущих, «увечный батальон» из безруких, безногих, полуослепших инвалидов.
Чеченец Абубакар Джургаев в возрасте 12 лет ушел на фронт добровольцем вместе с отцом, оставив учебу в Грозненском реальном училище. Мальчик был активным участником всех знаменитых боев и сражений «Дикой Дивизии». В её составе он неоднократно проявлял мужество и героизм. Узнав о нём, командир «Дикой дивизии» Великий Князь Михаил Александрович подарил юному герою кинжал. В 14 лет Абубакар получил в награду почетную Георгиевскую ленту, перевязанную ему лично Великим Князем.
14-летний Константин Заполли бежал на фронт из Ростова осенью 1914 г. Уже 29 ноября он был на передовой у реки Пилица в Польше. Позиции противников разделяли всего 200 шагов. Участок, где находилась рота Заполли, постоянно простреливался удачно замаскированным на бруствере немецким пулемётом. Ротный командир поставил задачу уничтожить эту огневую точку. Константин вызвался «охотником», ночью подполз к неприятельским окопам и обнаружил замаскированный ветками пулемёт. Самому пулемёт унести было невозможно, и тогда мальчик обвязал его принесённой с собой верёвкой, конец которой дотащил до команды разведчиков, ожидавших в «нейтральной зоне». Разведчики потащили верёвку: пулемёт был сбит с бруствера и через мгновение «запрыгал» по полю в сторону русских траншей. Проснувшиеся немцы бросились его догонять, но русским огнём были загнаны в окопы. За этот подвиг Заполли был награждён Георгиевским крестом 4-й ст. Всего за войну герой получил два «Георгия».
15-летний Антон Харашкевич до войны нищенствовал со слепой матерью в Вильне. На фронте за проявленное мужество юный доброволец был награжден «Георгием» 4-й ст. и произведен в унтер-офицеры.
24 ноября 1914 г. во время разведки боем у деревни Богдановой пал смертью храбрых ученик смоленской гимназии Харитон Жук. Посмертно его наградили Георгиевской медалью «За храбрость».
Самыми младшими участниками Великой войны были братики милосердия близнецы Женя и Коля – ученики 2-го класса Одесской гимназии. Мальчики работали на приемном пункте временно выбывших из строя солдат. Привозя в своем санитарном поезде раненых, сестра милосердия Е.В. Богатырева поручала братикам особо несчастных и одиноких. Они следили за ними, писали письма и старались удовлетворить их маленькие нужды.
Именами детей-героев 1941-1945 гг. названы многие улицы и школы, их фотографии украшают памятные стенды учебных заведений. Было бы в высшей степени справедливо, чтобы светлые образы юных защитников Отечества 1914-1918 гг. также украшали мемориальные стенды русских школ, а имена героев были увековечены в их родных городах, сёлах и станицах.
Е. Федорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |