На фоне событий, происходящих в Екатеринбурге, где протестующим удалось добиться остановки строительства храма святой великомученицы Екатерины, хочется задуматься о том, что же значат храмы для нашего общества и страны.
Когда случилась трагедия во Франции – пожар Нотр-Дам-де-Пари, этой французской национальной святыни, я вспомнил высказывании архитектора Виолле-ле-Дюка и скульптора Огюста Родена о соборах. Первый говорил, что «соборы XII и XIII веков, с моей точки зрения, – символ французской нации и самый мощный призыв к объединению». Второй писал, что «соборы – это синтез страны, вся наша Франция – это кафедральные соборы». Я согласен с ними в этом и считаю, что подобное можно сказать и про русские православные соборы и храмы. Они также могут с полным правом считаться символом нашей страны.
Какой самый узнаваемый образ России во всём мире? Конечно же, храм Покрова на Рву, известный как храм Василия Блаженного – его вид знает сегодня практически каждый иностранец, который хоть немного что-то знает о России. Журнал Time, публикуя портрет Владимира Набокова на обложке, поместил на заднем фоне помимо бабочек и русских букв изображение именно данного храма. Страшно представить, что в 1930 году его могли снести, как взорвали в то же время храм Христа Спасителя – только чудом удалось спасти этот великий шедевр русской архитектуры XVI столетия. К тому же этот собор является своеобразным «ключом» к пониманию России. Как правило, русофобы и ненавистники нашего народа и нашей страны не могут понять его красоты и его значения, смысла этого храма. Наполеон считал его «мечетью», а современные татарстанские сепаратисты выдумали байку, что, якобы, это и есть мечеть, «украденная при захвате Казани московитами». Абсурдность её очевидна для любого здравомыслящего человека. С Казанским походом царя Иоанна IV этот храм, впрочем, связан – его построили именно в ознаменование великой победы русского воинства, взявшего Казань. Вообще это не редкость, что храм или собор возводился как памятник – упомянутый выше храм Христа Спасителя был построен, чтобы увековечить подвиг русских воинов в победе над наполеоновской Францией в Отечественной войне.
Православный храм – это, своего рода, маркер, обозначающий, что здесь Россия, здесь Русский Мир. Невозможно представить себе настоящий русский пейзаж без маленькой церквушки. Просто вот достаточно вспомнить картины «Грачи прилетели» Саврасова, «Московский дворик» Поленова, «Над вечным покоем» Левитана и другие. Именно чтобы уничтожить Россию большевики активно боролись с православием, именно поэтому они сносили и оскверняли храмы. Но даже те немногие храмы, которые уцелели в ходе этого варварства, одним своим видом символизировали, что Россия не умерла. Восстановление храма Христа Спасителя в середине 1990-х, на которое собирались деньги буквально всем миром (а деньги порой давали даже иноверные), стало, своего рода, символом возрождения России. И сегодня этот величественный храм восхищает каждого своим великолепием и является просто неотъемлемой частью центра нашей столицы. Кстати, не могу не отметить, как неистово вопят и сегодня в его адрес бесноватые – «новодел», «верните бассейн обратно» и так далее. Не говоря уж о том, что именно его выбрали для совершения страшного кощунства в феврале 2012 года. Бесы чувствуют святыню, особенно крупную, и просто не могут спокойно этого переносить.
Чего же хотят все эти «защитники скверов», а точнее – скверны? Хотят они одного – чтобы храмов не было, чтобы Россия была не православной, а безбожной, да и чтобы вообще никакой России не было. Совершенно не удивило меня то, что на этот майдан в Екатеринбурге пришли с сепаратистским флагом т.н. «Уральской республики». Не удивляюсь я и когда в твиттере постит антихрамовые и антицерковные видео и высказывания сторонница «сибирского сепаратизма» (а репостит у неё активистка КПРФ из Москвы). По-моему, тут всё вполне закономерно – те, кто выступает против Церкви, которая за единство страны, выступают и за распад России на множество государств. Борьба против возвращения Церкви и строительства новых храмов ведётся волне сознательно и планомерно, как и работа по планируемому расчленению России.
Церковь сегодня является одним из важных общественных институтов. Туда, куда приходит Церковь, там начинается возрождение и восстановление порушенного, там же облагораживается территория, оказывается помощь нуждающимся – это видно сразу. И, стоит отметить, что при храме обязательно появляется общественное пространство – ухоженный, облагороженный скверик со скамейками, дорожками, фонарями, детскими площадками (это очень удобно, когда приходят в церковь на службы с детьми – им трудно выдерживать длинные церковные службы) и так далее. Собственно, территория при храме, монастыре всегда поражает своей красотой, ухоженностью, там просто приятно находиться. На память приходят примеры того, как в нашей области возрождение церковной жизни влияет на жизнь в целом. Вот, например, в моём городе строится с нуля целый микрорайон – и там же уже заложен будущий храм, у которого уже есть приход во главе с молодым и весьма активным и инициативным священником, а рядом с ним уже высажена аллея в честь 300-летия российской полиции. (Кстати, наше УВД уже возвращает Церкви территорию и строения Свято-Духова монастыря, который большевики приспособили под место уничтожения людей, о чём сегодня свидетельствует памятник жертвам репрессий). Или вот к возрождённому в Грязовецком монастыре Павло-Обнорскому монастырю ведёт отличная дорога, сделанная местной властью. Кстати в этом году планируется и ремонт трассы, которая ведёт в сторону возрождаемой Заоникиевой пустыни. Строительство храма в одном из микрорайонов Вологды вообще побеждает к тому, чтобы максимально благоустраивать близлежащую территорию. В общем, Церковь весьма благотворно действует на окружающее пространство. И это радует.
И у нас тоже есть свои местные либеральные товарищи, выступающие против восстановления и возвращения храмов Церкви, но массовых каких-то мероприятий на эту тему они не проводили пока что – всё же мы не уральский миллионник, а обычный областной центр. Однако своё отношение они обозначают и высказывают. Называют они себя «настоящей Вологдой», вот только в чём же их «настоящесть»? Сами себя так нарекли – и в это поверили. Но разве может кучка крикунов отвечать за весь город? Нет, конечно. Вообще же этих граждан я в своё время назвал «собаками на сене» и «руинопоклонниками», поскольку они предпочитают, чтобы храмы оставались в руинах, при этом сами они ими не пользуются и другим давать не хотят. Эти люди против того, чтобы церкви использовались по назначению – чтобы были руины, которые бы разваливались и дальше. Руинопоклонники – страстные бесноватые ненавистники Церкви. Они носятся по соцсетям и возмущаются, что «попы отбирают у музеев и галерей их помещения». Видимо, они не в курсе, что эти здания изначально возводились как храмы, а потом были незаконно отобраны у Церкви безбожной и нелегитимной властью да так и оставались ещё продолжительное время во владении государства и использовании не по назначению. Но теперь всё возвращается на круги своя. Фраза, которую я процитировал, относится к тому, что в 2016 году Церкви вернули, наконец, Воскресенский кафедральный собор – с конца 1940-х там размещалась картинная галерея, до неё был клуб, а прежде собор был захвачен с 1922 года обновленцами. И вот теперь там снова стали служиться Литургии, туда потянулись люди. И, вопреки уверениям храмоборцев и ненавистников Церкви, люди туда ходят и весьма немало. Причём, среди прихожан немало молодых людей, вполне обеспеченных и состоявшихся в жизни, имеющих детей (не одного, а двух – трёх) – это как раз тот самый средний класс, который так ожидали наши либеральные товарищи. Только вот этот средний класс оказался не таким, каким они бы его ходили видеть. Причём, что важно отметить, пока здание собора не было возвращено Церкви, его не реставрировали и не ремонтировали. Оказывается. Здание находилось в весьма предаварийном состоянии, старинный собор мог в один момент рухнуть. И вот сейчас он ремонтируется, чтобы уже осенью этого года снова там возносились молитвы и служилась Божественная Литургия.
Также не могу не вспомнить и ещё один момент. Дело в том, что в 2013 году прозвучала идея о восстановлении общегородской святыни – Спасо-Всеградского собора, построенного на месте возведённой в 1654 году в один день деревянной церкви во избавление от моровой язвы, закрытого и приспособленного под кинотеатр большевиками и разрушенного уже в 1972 году довольно варварскими методами. «Священные стены собора долбили ломами и отбойными молотками, грызли бульдозерами, крушили взрывчаткой, раздирали, растаскивали по площади, как куски живого тела, танками», вспоминает очевидец. И это несмотря на то, что специалисты вологодского отделения ВООПИиК просили поставить здание бывшего собора на государственную охрану, однако он был снесён под предлогом «ветхого технического состояния». На его месте разбили тогда клумбу с цветами, а в 1998 году установили памятный крест. И вот, когда возникла инициатива восстановить на этом месте храм, некогда построенный во имя спасения нашего города, сразу же появились противники этого святого дела. Известная местная «градозащитница» О.Смирнова заявила: «Как коренная вологжанка, я очень трепетно отношусь к истории создания этой церкви в далеком 1654 году. Но история Спасо-Всеградского собора в жизни Вологды, это не только [история] «общественного приговора» вологжан, но и история разрушения. Нельзя создавать симулякр истории. Правильным и очень вдохновляющим было бы археологическое раскрытие фундамента собора — это действительно аутентичная история и минимальное вмешательство в современное пространство площади Революции. Я считаю, принимать решение на уровне органов власти – хоть церковной хоть светской – без мнения культурного сообщества вологжан бессмысленно. А уж говорить о новом дорогостоящем строительстве, когда в ста метрах разрушаются уникальные фрески церкви Иоанна Предтечи в Рощенье». Очевидно, как всякий либерал, данная гражданка органически ненавидит всё, что связано с Православием, для неё храм – это не святыня, а только исторический памятник. Последняя фраза вообще является открытым выпадом против Церкви, которой данный храм вновь принадлежит с 2006 года. Ещё одно заявление принадлежит тотемскому краеведу Алексею Новосёлову, имеющее довольно глумливый заголовок – «Спасите от Спасо-Всеградского». Ему не нравится то, что «вместо воссоздания исторического здания нам обещают новодел». То есть это человек, который также не понимает, что главной задачей является восстановление святыни, строительство храма вообще на этом месте, чтобы поддерживать исполнение давнего обета. Также он говорит о том, что полно незанятых храмов и «людей нет». Это заявление было сделано в 2013-м. В настоящее время большинство вологодских храмов переданы Церкви и в них возрождается приходская жизнь. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий сумел добиться передачи огромного количества храмов Церкви. К тому же, вопреки всем злопыхателям, как я отмечал выше, число прихожан в храмах стало увеличиваться, люди стали активно воцерковляться. Спасо-Всеградский собор был главной городской святыней, в нём перед Евангелием и иконой Всемилостивого Спаса приносили присягу при вступлении в должность все вологодские городские головы до 1917 года. Восстановить его (а этот замысел никуда не делся и пока что отложен) было бы крайне важно для духовного возрождения нашего города.
Итак, что же следует из всего сказанного? Сегодня идёт возрождение России, восстановление поруганных и порушенных большевиками святынь, страна возвращается к нормальной жизни. Но, к сожалению, на пути к этому есть препятствия, которые зачастую сильно тормозят этот необходимый процесс. Мешают и различные активисты, и люди во власти, и распропагандированный ими народ, который думает, что «не надо ничего менять», что их «отвлекают от реально важных проблем» и «снова нас под шумок ограбят». Действительно, те, кто пришёл в 1990-е годы к власти, частично дозволив возврат исторических имён и прочее, в это же самое время разрушали и грабили страну и народ, поэтому у людей сложилось впечатление, что подобное могут повторить под прикрытием благих действий. Наша задача, конечно же, убедить людей, что избавление от кошмарного наследия прошлого – необходимо, что ничего плохого в этом нет и что им необходимо помнить свою историю такой, какая она была в реальности, а не как её подавали большевики. Кучка же возмутителей спокойствия, называющая себя «народом» и вещающая якобы от его имени, является именно кучкой возмутителей спокойствия и ничем иным. Тем более, что они явно работают на развал страны и это видно любому здравомыслящему человеку.
Строительство храмов, их восстановление, сегодня крайне необходимы, тем более что в Церковь приходит всё больше и больше верующих. Россия – православная страна, это абсолютный факт, как и то, что воробей – птица, дуб – дерево, а роза – цветок. Великий русский святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». И с этим невозможно не согласиться.
Сергей Зеленин
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |