В 1964 году Николай Рубцов написал:
Россия!... Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
Пустынно мерцает померкшая звёздная люстра,
И лодка моя на речной догнивает мели́.
А в мае 2019 года в центре России отмечался праздник Славянской Культуры и Письменности. На Красной площади, не в далеком селе, не на опушке леса. И что? Специально отследила: за весь световой день 2 главных информационных портала интернета mail и yandex НИ СЛОВЕЧКА не проронили в новостных лентах об этом событии.
Первыми строками – отставка Мей, далее - что делала Рудковская, Апина, Королёва, дочь Алсу и пр., и пр. - об этом почему-то нельзя было не известить страну. А ведь в нашей стране только два официальных церковно-государственных праздника в году: Рождество и День Славянской Культуры и Письменности. Последний праздник дорог нам своей культурной составляющей, он о народной душе, о её глубинной сути, о братстве православных и славянских цивилизаций, а не только о том, как и когда есть пошла письменность от свв. Кирилла и Мефодия. Такая позиция СМИ не может быть случайной.
Большие поэты всегда предвидят и предчувствуют будущее, и в 1964 году Рубцов угадывал, что очень скоро исконное, глубинное российское превратится в «лодку на речной мели».
«Нас нет!» - констатировали выступавшие на круглом столе, посвященном русской деревне (23 мая 2019 года, г. Тверь). Нас нет…для СМИ. А мы есть, и мы живем, и хотим выжить, хотим петь и творить, сеять и пахать. Но для СМИ нас нет – приходится признавать тем, кто живет в провинции, селах и деревнях. Ещё более 15 лет назад А.Н.Крутов, тогда депутат Госдумы и редактор телевизионной программы «Русский дом», выступая на МРОЧ, убедительно доказал, что СМИ не только способны влиять на общественное мнение, но также играючи могут его формировать. Впрочем, сегодня это уже ясно как день. Много ли мы можем назвать теле- и радиопередач, сайтов, газет и журналов, посвященных жизни российской глубинки? Мужественно держится на ТВ любимая народом «Играй, гармонь!» и то только сезонно, кроме того, это развлекательная передача. А что ещё?... Многоточие - ответом. Так что же будем ставить по слову Н.Мельникова «памятник деревне на Красной площади в Москве», чтобы показать себе и всему миру, «как покорно, как безгневно деревня ждёт свой смертный час»?
Да нет уж! И хотя, как сказал один из выступающих, вопрос о деревне находится в точке кипения, сдаваться нельзя. Но сколько уж об этом твердили, скажет кто-то – и будет прав: все наши светлой памяти «деревенщики-почвенники» и В.Астафьев, и Ф.Абрамов, и В.Распутин, и В.Белов, и В.Шукшин, и ныне здравствующие В.Крупин и В.Личутин – отдавали по полной силы своих сострадательных сердец, и не зря. Мы помним об их победах не только на литературном поприще, однако видим и разрастающиеся деревенские беды.
К примеру: в России сейчас в год исчезает до 3 тысяч деревень, а в Тверской области опустели 2200 сел и деревень. Такие же проблемы и в Вологодской, Кировской, Костромской, Псковской и Ярославской областях. Или вот цифры: с 2010 года в Тверской области (самой большой в ЦФО, почти равной по территории Швейцарии + Голландии) из 9 городских округов только один дал прирост населения в городе Твери (0,2%), из 33 муниципальных районов – также один (0,5%) – то есть это демографическая катастрофа, по-другому не скажешь.
В Старицком районе газифицировано лишь 70% хозяйств, а между тем, люди там работают в сфере животноводства (есть и коровы, и лошади, и кролики, и козы, и птица) - самой трудоемкой области сельского хозяйства. При этом мы почти полмира «обгазили»… В сыроварнях, которые хорошо «поднялись» сейчас по стране, плата за электричество достигает 40% от их доходов. Никто из сельчан сегодня не имеет права продать выращенное и забитое животное: оказывается, только через специальный убойный цех со справкой, а это тоже проблема. Выступающий из Бежецка посетовал, что только крупным агрохолдингам выделяют деньги, но там работать некому, а вот им, сохранившим небольшие молочные хозяйства, финансирование не достается.
Между тем, ведь деревня – это не просто наша прародина. Крестьянство – это не просто труженики, обеспечивающие страну тем и этим. Веками именно на этой нашей прародине рождался и пестовался Богом особый народ, творивший в самом себе душевные и духовные ценности, соборность и особый уклад жизни, укоренявший традиции. Деревни – что родники, питавшие реку народных талантов и умов. Да, да – урбанизация – общемировой процесс, технологии, инфраструктура – никто не против, только в городе почему-то не родятся яркие василии тёркины и пашки колокольниковы, а все больше штампованные, пресыщенные и слабосильные парниши. Кстати, в 2006 году отмечалось столетие ВМФ России, и тогда выяснилось, что на флоте 80% матросов (не офицеров) из сел и деревень, а горожане сегодня большей частью, так или иначе, но от армии косят.
Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Сила человека в связи его с большим делом, которое превращает суровую землю в обжитой и добрый дом». Смысл жизни он определял как учёбу и желание вливать в Родину свою силу, а это вам «не деньгу зашибать», прозорливо подметил он то, что сегодня только и стало целью карьеры для большинства молодых людей. Горожане к этой цели летят, как мотыльки на яркий огонь, увлекая за собой и сельскую молодёжь, пустеют деревни, высыхают родники…
Бьются за деревню энтузиасты с горячими сердцами: в дер. Шумилово Кимрского р-на Тверской области для старших школьников педагоги купили деревообрабатывающие станки с ЧПУ, организовали иппо-секции на конюшнях. Ребята увлечённо делали мебель, участвовали в туристических кампаниях, могли и заработать при этом. Но в итоге за 2 года из 80 выпускников на селе осталось трое. Конечно, в городах вузы, работа и манящая разлюли-малина, как молодым устоять?
Разумеется, руководители районов, сел и деревень вовсе не ратуют за лапти и тулупы, деревянные избы и коромысла в 21 веке, все за компьютеризацию, высокие технологии и развитие инфраструктуры. И не только «за», но многие и многие активно действуют, и успехи есть. Программа АС – (антикризисная система) реализуется в России более 25 лет и объединяет интересы бизнеса, власти и населения. Результаты впечатляют (см. сайт автора д.э.н. Андреева С.Ю.: система – а.с.рф.), но пока они касаются лишь некоторых населённых пунктов Дагестана и Белгородской области.
Один из выступавших предложил участникам послушать запись песни, довольно чувствительной: «Россия- берёзовый край», в ней есть слова «живём, как во время войны». Однако в наше время надеяться на то, что лирическая песня растрогает чиновничьи души - просто смешно, там панцири бронтозавров. Вот и на этот круглый стол получили приглашения и губернатор, и заместители, и другие руководители. Не пришёл никто. Дела поважнее? Что может быть важнее? Так разнорядки нет.
Видимо, справедливо, с болью отмечал один из выступавших – все дело в монополизации власти, как в СССР, при этом лидерам и энтузиастам не пробиться. 28 мая канал «Царьград» сообщил: жители деревни Субботино Тюменской области многократно и безуспешно просили власти проложить необходимую им небольшую дорогу. Наконец, САМИ жители собрали средства и проложили асфальтовый путь. НА СЛЕДУЮЩИЙ ЖЕ ДЕНЬ власти пригнали грейдер – и покрытие сняли! Похоже, и эти руководители считают, что нас не то чтобы нет, но для них, вероятно, лучше, чтобы уж не было: столько беспокойства! Действия властей в сельских местностях все на уровне корректив, то есть больным пневмонией предлагают витаминки, а целостная программа лечения отсутствует.
Однако идеи и те, кому их воплощать – есть. Успешно сотрудничает с псковским правительством Васильев М.Г., который подробно освещал свою программу и практические шаги на РНЛ. Книга Глеба Тюрина (2106 год) «Как поднять нашу глубинку», мгновенно разошедшаяся, стала настольным пособием для многих и многих неравнодушных. Господи, дай им сил! Как не убивали в русском крестьянине потребность трудиться на земле с любовью, взахлёб – все-таки не убили! Как пишет один из рецензентов – предложенные методы – «дверь в мир новых возможностей».
Наши мыслители нас не оставят: вот В.В.Кожинов показал в своих работах, что Россия принципиально не может принять единую экономическую модель, её особенность – многоукладность (он подчеркивает, что это вовсе не ленинская мысль, см «Победы и беды России» М., 2017, с.433). Второй особенностью он называет необходимую значительную составляющую участия государства в развитии экономики. Его вывод: нам не годятся ни японские, ни западные модели: должна быть только своя с учетом двух важнейших названных особенностей. Вот прибалты гнулись-гнулись перед Европой и что получили: они сейчас вырубают леса для того, чтобы сажать на освободившейся земле рапс (!). Когда наши аграрии с изумлением вопросили коллег – зачем такое безумие – получили ответ: такова команда из Евросоюза. И добавили без особого огня в глазах: зато рабочие места появились.
Чего только не придумывают сегодня городские учителя, чтобы развлечь пресыщенных деток, отвлечь их от гаджетов: и квесты, и музеи (почему-то в ночь-полночь), и экзотические дни рождения, и флешмобы, а результат все более плачевный. Достаточно вспомнить флешмоб (хотя его, конечно, не учителя инициировали) последнего звонка «во имя» Фредди Меркури: эх, смешные дуралеи! Вам ли знать, как вас на раз обработали НЛП в фильмишке о поп-идоле?... «Пресыщенность поёт, гогочет, скачет, и ей ли знать, куда её ведут…» (иеромонах Роман).
Интересно, кто из городских ребят знает, как живут ребята на селе, в деревне, как они учатся? Хватает ли у них самого необходимого, чтобы готовиться к «страшным» ЕГЭ?
Знают ли они хоть что-то о демографических проблемах? Профессор МГУ Яковлев А.С., маститый ученый, не ждёт милостей от властей и вместе с членами семьи в хиреющей деревеньке, на его малой Родине, вот что делает: в разрушающейся сельской школе они создают многопрофильный центр. Собирают кино – и музыкальный фонды, формируют библиотеку, при этом они свободны в выборе: не надо принимать кучу мусорных книг, которые ныне навязываются библиотекам через коллекторы. Сельских ребятишек профессор и его единомышленники готовят к поступлению в вузы! Это ли не пример для подражания? Александр Сергеевич справедливо заметил, что наш русский мир не беззащитен, за нами великая культура и Сергий Радонежский. Скептикам сразу возражу: мы знаем – один в поле воин!
В городе Кашине создали целую туристическую деревню аля рюс: ансамбль «Жар-птица», танцы, хороводы, чуни, росписи, прялки – пряники, игры, печки-лавочки, этнопродукты и много чего. Автобусы едут даже из двух столиц, туристы пляшут и платочками машут. Очень хорошее дело: сельчане воспряли, активизировались, зарабатывают, а городские дети хоть живую козочку за рожки потрогают. Славно, конечно, но в массе своей деревни так не возродишь.
Много дельного предлагалось и описывалось ещё. К примеру: справедливо заметил Бросин А.В. из Кимрского р-на: нет нигде на селе специальной службы, которая помогала бы тем, кто решил приехать жить и работать в деревню из города, а такие люди есть. С чего начать, на что обратить внимание, чего избегать, какие юридические тонкости учесть – никто этим не занимается! Многие хотели бы пожить в сёлах летом, зимой, но это не вариант съёма дачи на все лето, очень оправданы были бы гостевые дома на неделю-другую.
Идеализировать деревню не надо, конечно, помним и шукшинское «авось и покорность чрезмерная» и астафьевское – «жить, как по реке плыть», - все это нашенское, но человеческое. А вот о чём совсем ни один выступающий даже не упомянул – так это о духовном. Нет, словосочетание «духовно-нравственное воспитание», конечно, звучало. Только давно уже оно стало ничего не значащими, почти обязательными пропагандистскими словами.
Беды деревни и села многообразны, к несчастью. Не будем перечислять, кое-что было отмечено. Но только - как же это в 21 веке, после всего, что с нами было, на деревне не поняли, что духовное – основа возрождения?
Ни в одном выступлении и в резолюции – ни слова про соработничество Церкви со школами, общинами, лидерами товариществ и музеев. Причём священство более чем открыто к нему: сколько было и есть инициатив со стороны Церкви! Или и ныне в глубинке бубнят мантру про отделение Церкви от государства? Ну, это и глупо в 21 веке утверждать, и вообще неправда. При этом давно известно, что школьные учителя и приходские священники формируют крепко спаянную нацию, которая потом и войны выигрывает, по мысли Бисмарка. Ведь это факт: в городах храмы полны! (почему - это вопрос другого материала) А в селах – пусты! Однако есть статистика, показывающая, что именно Церкви более всего удается отрубать головы гидре наркомании и алкоголизма, Церкви, а не наркологическим диспансерам.
Именно в Церкви сегодня явлены многочисленные примеры светлой радости и счастья многодетных семей. А что же возродит нацию, если не многодетные семьи? Ведь там девочки вырастают женщинами прежде всего, а во вторую очередь бизнес-леди (бизнес-ледями); а мальчики – мужчинами, а не юркими мужчинками-манагерами. Именно в Церкви человек имеет возможность трудиться со смыслом, возрождая, к примеру, порушенные храмы, монастыри и подворья. Встреча с искусством в храмах происходит вживую и многомерно: зодчество, живопись, музыка. Там же человек может и получить уникальную поддержку – понять главное в своей жизни: зачем мы, куда идем; там он узнает, что по-Божески жить – значит – «где родился, там и пригодился», что карман набивать и родное забывать ради модного – может быть и грехом, за который ответить придётся. Где ещё нас учат честности мысли, честности перед собой? Где поставят перед фактом: мат убивает душу? Светские же психологи зачастую играют в заумное наукообразие, смешанное с бытовыми прогнозами, никак не исцеляющее душевные язвы. Только в Церкви человек обретает ощущение связи и включенности в бесконечное, вечное, гармоничное, целесообразное. Понятно, что на этом пути и падения, и разочарования ждут всех. Но вектор! Ни один выступающий даже не упомянул этот самый главный вектор нашей жизни. И это очень прискорбно, гораздо прискорбнее того, что люди уезжают, многие спиваются, община атомизируется, и прочая и прочая. Может, и происходит это от того, что люди продолжают делать вид, что Его как бы нет. Вот и получается, что и деревенских проблем как бы нет. И нас как бы нет.
Митрополит Вениамин (Федченков) писал: великороссу досталась «…суровая школа истории, преодолевавший холодный климат, дремучие леса, короткое лето, долгую зиму, бедную землю – он вырос в закаленного борца». Православие стало для него государствообразующей религией, скрепой, основой основ. Ведь это народ сказал: «Никто не может, а Бог поможет». А народ есть. Мы есть. Так надо перестать безмолвствовать на тему гибели деревни в СМИ и госаппаратах, думах и заксобраниях, школах и библиотеках. Эй, СМИ! Деревенские идут!
Варламова Наталья Владимировна, педагог, филолог, публицист
|